Фильм «Мы из будущего-2», премьера которого в России прошла почти незамеченной, вызвал политический скандал в Украине. Как и гораздо более известный фильм «Мы из будущего-1», вышедший на российские экраны в феврале 2008 года, новая кинокартина построена на не вполне оригинальной, но все же неплохой идее. Подобно капитану из песни Высоцкого, авторы фильма отправляют в самое пекло Великой Отечественной войны современных молодых людей, скептически относящихся к подвигу советских солдат, чтобы тинэйджеры, увидев все своими глазами, поняли ошибочность своих взглядов. Идея, повторим, неплохая — ну, а реализация получилась такой, какой получилась.
Напомним, что фильму «Мы из будущего-1» тоже досталась изрядная порция критики. Однако критика эта все же, как мне кажется, не вполне оправдана. Ведь в отличие от многих кинокартин на военную тематику, выходивших на экраны ранее, здесь представлен именно положительный образ советских солдат. Даже «особист», традиционный отрицательный персонаж современного кино про войну, вполне человечный. И все же к первому фильму про «путешественников во времени» есть два вопроса. Во-первых, фильм вроде бы направлен против нацистских настроений в молодежной среде: мол, смотрите, ваши предки с фашистами воевали, а вы кем стали? Но, с другой стороны, один из героев фильма, наци-скинхед, попав на войну, быстро перековывается в образцового патриота. А вот его товарищ, молодой неформал, как в наше время своих друзей подговаривал стрелять по черепам советских солдат, так и в прошлом призывает товарищей дезертировать с фронта.То есть неформал-то, получается, хуже нациста — при том что в реальности бонхеды как раз воюют с неформалами. Вот такая загогулина, понимаешь. А во-вторых, зрителю просто довольно трудно поверить в то, что люди, имеющие вполне определенные взгляды на войну и ее участников (включая наци-скинхеда), «перековались» всего лишь потому, что на пару дней оказались в окопах с советской стороны фронта. А если бы они по каким-то причинам оказались с немецкой стороны, они, наоборот, стали бы убежденными нацистами?
Но если к «Мы из будущего-1» могут возникать лишь отдельные недоуменные вопросы, то у посмотревших его «младшего брата» таких вопросов оказывается намного больше. Итак, «Борман», «черный копатель» из первого фильма, ставший преподавателем истфака в Санкт-Петербурге, и другой его товарищ по предыдущим приключениям, экс-бонхед «Череп», отправляются в Украину, чтобы принять участие в исторической реконструкции советской операции по уничтожению дивизии СС «Галичина». Там они, естественно, знакомятся с двух молодыми хлопцами, искренне сочувствующими идеям украинских националистов и искренне ненавидящими «москалей» и, разумеется, вступают с ними в драку. И, как уже наверняка догадывается зритель, судьба должна перевоспитать ретивых хлопцев, забросив их в июль 1944 года, когда идет та самая военная операция, а за компанию с ними — и уже перевоспитавшихся в первом фильме «москалей».
Чтобы понять, насколько удачным получился этот фильм, нужно задуматься о том, какие задачи обычно решает кино такого жанра. Во-первых, картина должна напомнить молодежи о героическом прошлом, популярно рассказав о том, что же происходило в эти дни в ходе Великой Отечественной войны, а во-вторых — заставить их пересмотреть свои взгляды на настоящее. В данном случае, видимо, натолкнуть молодых украинцев на мысль, что за их будущее сражались вовсе не бойцы «Галичины» или Украинской повстанческой армии, а советские солдаты.
Однако и та, и другая задача в фильме решаются не слишком удачно. В самом начале картины упоминается дивизия СС «Галичина», однако, попав в прошлое, герои сталкиваются с некими абстрактными немецкими частями, в которых лишь в паре коротких эпизодов можно угадать черты знаменитой дивизии. Чем плохи бойцы «Галичины», в фильме не объясняется. Есть довольно яркий эпизод с участием бойцов Украинской повстанческой армии, однако что такое эта УПА и чем она отличается от «Галичины», в фильме тоже не рассказывается. Зато едва ли не половина фильма посвящена перманентному выяснению отношений между «Борманом» и медсестрой Ниной, с которой он познакомился во время предыдущего вояжа в прошлое, а теперь застал замужней, беременной (не от него) и отправляющейся в тыл. Действительно, идея, что, убедив девушку в том, что ты пришелец из будущего, а затем пропав из ее жизни на два года, рискуешь встретить ее уже с другим мужчиной, весьма поучительна. Но фильм вроде бы не об этом…
Не лучше и со второй задачей. Чтобы изменить взгляды вслед за героем или хотя бы задуматься об этом, зритель должен себя с этим героем хотя бы частично ассоциировать. Персонаж должен внушать ему уважение. Но вряд ли украинский молодой зритель будет ассоциировать себя с такими карикатурными персонажами, как хлопцы из Украины XXI века. Представьте себе, что американцы решили снять фильм, где стараются убедить российского зрителя, что зря он так не любит Соединенные Штаты — мы же вместе войну с Гитлером выиграли. И вот четверо персонажей фильма, двое американцев и двое русских, отправляются в прошлое — на эту самую войну. Однако американцам уделена уйма времени, и они показаны настоящими героями, а молодые русские изображены максимально карикатурно. Например, в шапках-ушанках, с бутылками самогона. К тому же один из них, мальчик-мажор, даже попав в прошлое, грозит пожаловаться на встреченных там злых дядей папе-депутату. Достигнет ли такой фильм цели? Вот и с «Мы из будущего-2» — то же самое. Или создатели фильма вообще не имели в виду украинского зрителя? Но среди молодых россиян поклонников дивизии «Галичина» и Украинской повстанческой армии, кажется, не так много.
Но может быть, я сгущаю краски? В конце концов, во время премьерного показа фильма в полупустом зале московского кинотеатра молодые зрители активно аплодировали. Правда, сложно сказать, чему: то ли идеями создателей фильма прониклись, то ли «гарные хлопцы» их очень рассмешили.