The Gathering. «The West Pole». Psychonaut Records, 2009.
«The West Pole» – это девятый по счету студийный альбом нидерландской рок-группы The Gathering. Второй по счету (не считая записей с живыми выступлениями, EP и синглов), выпущенный на собственном лейбле группы Psychonaut Records. И первый, записанный с новой вокалисткой Силье Вергеланд. Таким образом, The Gathering, никогда не боявшиеся экспериментировать, в очередной раз начали все заново.
Несколько слов о группе. The Gathering сформировались еще в конце 80-х (то есть группе-то уже 20 лет), а заявили о себе в 90-е. Тогда ребята исполняли какую-то странную разновидность тяжелой музыки, поместившуюся где-то между death и doom с такими непременными атрибутами, как, например, рычащий вокал. Деятельность их не была обойдена вниманием критиков, отнесшихся к первым двум альбомам более, чем положительно. Однако, ребятам этого показалась мало, им было тесно в узких рамках тяжелой музыки, хотелось чего-то большего. В 1994 году в группу приходит Аннеке ван Гирсберген, сильный, завораживающий вокал которой на долгие годы станет визитной карточкой The Gathering. И в истории группы начинается новый – весьма продуктивный – период.
В 1995 году The Gathering выпускают свой третий альбом – «Mandylion», ставший настоящим прорывом. Формально это еще был doom – жесткое, но мелодичное звучание, меланхоличный настрой, общая мрачная атмосфера. Однако именно на этом альбоме стало заметно движение музыкантов в сторону более свободного и мелодичного альтернативного рока. Примечателен «Mandylion» и странноватыми текстами песен, в которых, в частности, упоминается Русская революция 1917 года, Вторая Мировая и другие исторические события. Собственно, первая песня на альбоме «Strange Machines» – это уже чуть ли мечта о Русской революции. «Russian revolution, – поет Аннеке, – let's do it one Day…» Не совсем понятно, зачем это понадобилось музыкантам, но деталь интересная и запоминающаяся.
Следующий альбом группы «Nigttime Birds», выпущенный в 1997 году, стал очередным шагом в направлении инди-музыки (к которой, судя по всему, The Gathering неодолимо тянуло с самого момента своего образования). Этому не мешало даже жесткое депрессивное звучание, столь характерное для doom’а. Будоражащий вокал Аннеке будто сопротивлялся этой давящей, «черной» музыке – сопротивлялся и побеждал.
После «Nighttime Birds» едва ли не все участники занялись экспериментами, результатами которых и стал двойной альбом «How To Measure A Planet?», удостоившийся исключительно высоких оценок критиков и самого пристального внимания со стороны слушающей публики, которая, надо заметить, становилась все шире (при этом, не исключено, что часть своей прежней публики, привыкшей к тяжелому звучанию, The Gathering таки растеряли).
Очередной прорыв The Gathering совершили в 2003 году, выпустив альбом «Souvenirs» – звучание группы опять (и довольно-таки неожиданно) поменялось, а сами музыканты в очередной раз перечеркнули все свои прошлые достижения и начали всё чуть не с чистого листа. «Souvenirs» звучал настолько современно и необычно, что для него придумали новый стиль – trip rock. Даже при всей любви музыкантов к экспериментам со звуком, чего-то подобного от них никто не ждал. Кажется, что на этом альбоме The Gathering настолько далеко ушли от прежних себя, насколько это вообще возможно. При чем какие-то чисто фирменные черты группы присутствовали на диске в полном объеме – хотя бы знаменитая меланхолия, которой проникнуты едва ли не все песни нидерландской команды. По звуку «Souvenirs» вообще мало на что похож – The Gathering каким-то чудесным образом сумели отыскать настолько оригинальное и свежее звучание, что проводить какие-либо аналогии вряд ли уместно (вот разве, что Portishead на ум пару раз приходят). Помимо оригинальной музыки, блестящего вокала Аннеке, интерес представляют и тексты песен, в которых, при желании, можно найти и социальные мотивы – например, песня «Monsters».
После «Souvenirs» The Gathering успеют выпустить еще один альбом («Home»), звучание которого вновь будет отличаться от предыдущего, выступить с концертами по всему миру, переиздать свои ранние работы и… потерять вокалистку. В 2007 году Аннеке ван Гирсберген объявила о своем уходе из группы и о начале сольной карьеры. (К слову сказать, ее собственный проект Agua de Annique, исполняющий очень приятный мелодичный альтернативный рок – явление крайне интересное и достойное самого пристального внимания.) Потеря была более чем существенной: долгие годы The Gathering ассоциировались у большинства слушателей – помимо привычки быть непохожими на себя – именно с голосом Аннеке.
Ребята молчали два года и вот, наконец, выпустили новый альбом. О новой вокалистке группы Силье Вергеланд известно не особенно много – родом она из норвежского Бергена, раньше играла в gothic metal группе Octavia Sperati. Безусловно, Силье Вергеланд – находка для The Gathering крайне удачная. Завораживать голосом она умеет не хуже, чем Аннеке. Однако важно, чтобы Силье не воспринимали исключительно как замену, тем более, что ее вокал крайне оригинален. В любом случае, с выбором Силье ребята не прогадали.
«The West Pole» очень приятно слушать. Это, пожалуй, главное. По звучанию альбом может напомнить кое-какие ранние работы группы, но это лишь виртуозный кивок в сторону своего прошлого, не более. Кажется, что на песнях лежит некий отпечаток готичности, при том временами весьма существенный. Но опять же музыка сделана очень изобретательно, в результате чего возникает некое двойственное ощущение – вроде бы вот она, их прежняя мрачность, однако какая-то неявная, похожая на едва уловимое эхо. То есть получается, что весь альбом – это какая-то хитрая и весьма умелая игра в ностальгию, подмигивание самим себе и вместе с тем – очередной рывок вперед, в неизвестность. The Gathering – не из тех, кто живет собственным прошлым, хотя порой и они любят предаться воспоминаниям.