Два года (начиная с 2010-го) USAID (Агентство США по международному развитию) управляло социальной сетью наподобие Твиттера, предназначенной для кубинцев. Ее долгосрочная цель — вызвать народное восстание против правительства и дестабилизацию страны.
Сеть эту назвали ZunZuneo (на слэнге — вариант слова tweet, щебет колибри) и при этом в строжайшей тайне держалась информация о том, кто же в реальности управляет этой соцсетью. «Там не будет абсолютно никакого упоминания участия Соединенных Штатов в этом проекте» — говорилось в 2010-м в меморандуме одной из компаний, которая, предположительно, и управляла сетью. «Это крайне важно для достижения долгосрочного успеха сети и гарантий успешности самой миссии».
А «миссия» заключалась в том, чтобы получить некую критическую массу кубинских пользователей, предлагая им твиты на темы спорта, развлечений и «легких» новостей. Пользователи должны были регистрироваться по телефону — ты звонишь по определенному номеру, и твой телефон регистрируется. Когда набирается определенная критическая масса подписчиков, новости всё чаще делают акцент на политических вопросах. Они должны в итоге заставить кубинцев организовывать так называемые «умные толпы» — массовые собрания, организованные в определенные моменты, которые и должны породить некую «кубинскую весну» или, как говорится, в одном документов USAID: «требовать пересмотра соотношения сил между государством и обществом».
В определенный момент количество подписчиков ZunZuneo достигло 40 000, но проект забросили в 2012-м, поскольку изначально выделенные средства закончились, а владельцы реального Твиттера отказались финансировать этот проект.
Эта история, как говорится в журналистском расследовании Associated Press, никого особо не удивляет. После разоблачений, связанных с Национальным Агентством Безопасности, разве может нас еще что-нибудь удивить? И кроме того, это ведь не в первый раз USAID делает за ЦРУ грязную работу по свержению правительств. Однако особо впечатляет в таком вот использовании Интернета нашим правительством лишь то, насколько «жаркой» по-прежнему продолжает быть «холодная война».
Вот, например, некоторые из юридических аспектов данного дела:
Одним из главных организаторов проекта является Джо МакСпедон из USAID. Накануне запуска проекта (2009-10) он провел ряд встреч с официальными представителями ведущих «спонсорских компаний». С самого начала цель данной программы была вполне ясна: дестабилизировать правительство Кубы, а в чем-чем, а в дестабилизации правительств других стран США толк знают. Немного еще в мире осталось таких мест, где США не предпринимали попыток (зачастую успешных) свержения правительств. Венесуэла, Украина, различные страны Африки, Южной Америки и Ближнего Востока — подобные попытки происходят и прямо сейчас. В большинстве этих случаев USAID играет центральную роль в подготовке кампании пропаганды и распространении лжи. Однако даже некоторым из конгрессменов кажется, что это уже чересчур. Патрик Лии из Вермонта, сенатор от Демократической партии, возглавляющий комитет по выделению ассигнований госдепартамента США и подкомитет по зарубежным операциям, назвал сегодня на MSNBC саму программу: «глупой, глупой и еще раз глупой». Он заявил, что ничего не знал раньше об этой программе, а если бы знал, то: «Я бы сказал им тогда: о чем вы там вообще себе думаете»?
Пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни утверждает, что целью правительства США в данном случае являлось улучшение жизни кубинцев, и правительство США действовало сугубо «в рамках закона».
Однако это спорный момент. Первую партию подписчиков новой соцсети набирали на основе списка полумиллиона абонентов мобильных телефонов на Кубе, а сам список был, предположительно, выкраден у одной кубинской телефонной компании. Один из сотрудников этой компании, скорее всего, передал информацию USAID. А кража списков телефонных номеров абонентов и вторжение частную жизнь — это незаконно по любому законодательству.
Сотрудники USAID также основали целую серию компаний для «прикрытия» — в Испании, Мексике и, вероятно, в других странах. Эти компании должны были действовать в качестве спонсоров новой соцсети. Затем абонентам из выкраденной базы телефонных номеров отправляли сообщение с предложением зарегистрироваться в сети со ссылкой на ложную рекламу тех самых компаний. А это уже «ложная реклама», которая, кстати, тоже незаконна в большинстве стран, в том числе и в США.
И, в конце концов, у данной программы была определенная цель (именно по этой причине USAID не хотела афишировать свою роль). В рамках международного законодательства вы можете оскорблять лидеров других стран и даже угрожать им, но вы не можете просто вторгнуться и свергнуть правительство этой страны. И тот факт, что США постоянно все-таки свергают правительства других стран, говорит лишь о том, что они постоянно нарушают законы.
Разоблачение этой истории с Zunzuneo, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на роль USAID и в других странах мира, где тоже происходят якобы «народные» восстания против законно избранных правительств — в таких, например, как Украина и Венесуэла.
Однако дело еще и в том, что программа Zunzuneo действительно отвечала реально существующим потребностям или, по крайней мере, ее авторы воспользовались ими в своих целях. Кубинские чиновники отказывались открыть рядовым кубинцам доступ в Интернет. К тому же существует проблема создания необходимой инфраструктуры (которая еще на стадии развития) — электропровода, телефонные провода все еще в дефиците. Кроме того, не хватает и самих компьютеров, что лишь усугубляет проблему. Поскольку мобильные телефоны доступны большинству кубинцев, их стремление к получению информации через Интернет только возрастает. Поэтому и многие правительства Латинской Америки (в том числе и многие дружественные Кубе страны) советуют кубинскому правительству сделать приоритетной проблему развития средств коммуникации. Если не будет он-лайн связи кубинцев с остальным миром, тогда этим фактом воспользуются такие вот преступники из USAID.