В ночь на 17 сентября 2009 года президент США Барак Обама позвонил чешскому премьеру Яну Фишеру и проинформировал, что Вашингтон отказывается от размещения радиолокационной станции в Чехии. Что сделал Обама затем, доподлинно неизвестно. Наверное, в конце концов, отправился спать. А вот у российского политизированного сообщества сон отбило надолго. Тема «отказа американцев от размещения элементов ПРО в Восточной Европе» не сходит с передовиц газет и не исчезает из топ-рейтингов интернета почти целую неделю. Либеральные эксперты говорят о великодушии американского президента, призывая Кремль «покаяться, пока дядя Сэм добрый» и включиться в давление на Иран. Прокремлевские политики и эксперты видят в действиях Обамы следствие успеха российской дипломатии и с таинственным видом повторяют слово «перезагрузка». Депутат-«единоросс» Игорь Баринов в интервью «Интерфаксу» и вовсе не исключил, что Россия ответит на такой шаг Вашингтона собственным широким жестом – сократив 1300 единиц собственного ядерного оружия. Так и хочется, раз уж в центре внимания оказался термин, который прочно ассоциируется с культовым фильмом «Матрица», сравнить Обаму с обаятельным афроамериканцем Морфеусом. А, впрочем, может хозяин Белого дома и правда выступает в роли Морфеуса? Вопрос в том, какую именно таблетку он предложил парням из России, видящим себя в роли Нео.
Прежде всего, вспомним, что, как часто бывает с лекарствами, горечь от таблетки заглотивший ее почувствовал не сразу. А что таблетка для России может оказаться не столь уж сладка, стало ясно после выхода в эфир интервью Обамы телеканалу CBS. «Друг Барак» заявил, что в России всегда «параноидально» относились к вопросу о ПРО, но теперь, как он надеется, «паранойя поутихнет». Затем представитель Пентагона и вовсе заявил, что до 2011 года в Польше будут размещены комплексы «Пэтриот» на постоянной основе. А по словам министра обороны США Роберта Гейтса, до 2015 года элементы американской системы ПРО могут появиться и в других союзных США европейских государствах (а значит, возможно, в тех же Польше и Чехии).
Более того, зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт заявил, что элементы системы ПРО будут размещены «где-то ближе к Кавказу». «Где-то ближе к Кавказу» может значить «в Турции». Правда, этому может воспротивиться турецкая сторона. Ведь в этом случае элементы системы ПРО США уже действительно будут направлены против Ирана, но в последние годы отношения между Турцией и Ираном заметно улучшились. Так что если Анкара и пойдет на шаг, который вызовет проблемы в отношениях с Тегераном, то уж точно постарается выторговать себе значительные преференции от Вашингтона.
Впрочем, для «приближения к Кавказу» не обязательно будет использована турецкая территория. Возможно, что «где-то ближе к Кавказу» означает и собственно Южный Кавказ. Например, территорию Азербайджана. Собственно, еще в 2005 году появилась информация о том, что на азербайджанской территории (в Астаре, близ иранской границы, и Хизе, северо-западнее Баку) силами американской стороны были установлены две РЛС тактического назначения. А 1 марта 2007 года директор Агентства по противоракетной обороне США генерал-лейтенант Генри Оберинг публично заявил, что США намерены к 2011 году разместить на Кавказе мобильный радар, связанный с американской системой ПРО. Есть вероятность и появления элементов системы ПРО США в Грузии.
Таким образом, мы видим интересную картину. Необходимость в развертывании элементов ПРО США в Восточной Европе не была связана с такими задачами военного характера, которые Вашингтон должен был решить немедленно. Ведь вероятность военного конфликта между Россией и США в обозримом будущем крайне мала. Таким образом, планы по размещению элементов ПРО США в Восточной Европе решали, прежде всего, главную задачу – дипломатического давления на Россию, в каком-то смысле сближаясь с рейгановской программой СОИ («Звездные войны»). В этом качестве проект «ПРО США в Европе» оказался довольно успешным. Недаром в ходе визита Барака Обамы в Москву российская сторона пошла на заметно большие уступки США, чем американская – России. Поэтому сейчас в Вашингтоне сочли вполне возможным заявить, что пересматривают свои взгляды на эту программу, и забыли напомнить, что при необходимости вновь могут вернуться к любому другому варианту этого проекта. Аналогия с бусами, на которые хитрые купцы выменивали у туземцев драгоценные камни, по-прежнему актуальна.
Не менее примечательно, однако, другое. Если планы Пентагона и правда будут осуществляться, окажется, что на этот раз они действительно направлены против Ирана. Что неудивительно: ведь под разговоры о диалоге с Ираном США продолжали пытаться изолировать это государство в регионе. Однако от того, что теперь у Пентагона «форма соответствует содержанию», а «элементы системы ПРО США для защиты от Ирана» в реальности будут действовать против Ирана, Москве не легче. Поскольку эти самые «элементы» окажутся еще ближе к российским границам. Причем не в Польше или Чехии, а на постсоветском пространстве, которое Москва традиционно считает сферой своих интересов. Интересно, кстати, что не просто на постсоветском пространстве, а, вероятно, снова на Южном Кавказе, к которому США при Обаме проявляют повышенный интерес.
Наконец, многие российские эксперты продолжают упрямо утверждать, что «политика США при Обаме изменилась». Однако история с ПРО еще раз показывает, что Обама не просто не предлагает ничего кардинально нового – он очень активно реализует даже не забытое старое. Скажем, пообещал в 2007 году американский генерал-лейтенант Генри Оберинг, что к 2011 году на Кавказе появятся элементы ПРО США, и вот сегодня то же самое подтвердили уже члены администрации Обамы. Так, собственно, было и раньше. Ведь и осторожные шаги по налаживанию отношений с Ираном в Вашингтоне начале еще в 2006 году (чему нисколько не мешали грозные заявления Джорджа Буша-младшего).
Кстати, заявления Обамы по «ПРО США в Восточной Европе» могут быть направлены далеко не только на Россию.
Во-первых, американские корпорации, которые получили бы контракты для обеспечения прежнего варианта этого проекта, задуманного республиканской администрацией США, и выступали его лоббистами, могут быть уже не близки к новой администрации Барака Обамы.
А во-вторых, на фоне разговоров о ПРО в Восточной Европе все как-то забыли про ситуацию на Дальнем Востоке. А ведь всплеск внимания к северокорейской ядерной и ракетной программам – прекрасный повод для того, чтобы США усилили свое присутствие в регионе и еще больше попытались привязать к себе Японию. К тому же «респектабельный» Китай и «проблемная» КНДР находятся так близко друг от друга, что защита от ракет Пхеньяна является прекрасным прикрытием действий против Пекина. Тем более, что еще в марте 2007 года вопрос о создании «Тихоокеанской ПРО» стал темой трехсторонних консультаций представителей США, Японии и Австралии.
Что же касается Обамы, то его действительно можно сравнить с Морфеусом. Он говорит то о «перезагрузке» отношений с одной проблемной для США страной, то о «налаживании диалога» с другой. Однако его администрация делает шаги совсем в другом направлении. Но, может быть, это и есть та самая «красная таблетка», которая рано или поздно должна показать международной общественности, какова же на самом деле реальность? Правда, сомнительно, что серьезные мировые лидеры верят словам Обамы, не замечая действий его администрации. А вот многим представителям журналистского и экспертного сообщества, кажется, одной таблетки маловато. Поэтому и приходится нашему «вашингтонскому Морфеусу» делать неблагодарную работу, предлагая им таблетку за таблеткой. Рано или поздно ведь должны прозреть…