Ничто так не свидетельствует о том, кому принадлежит право на город в современной России, как планируемая застройка. Ярославль вновь столкнулся с этой проблемой вскоре после ареста оппозиционно настроенного мэра и его соратников. Застройщики, умерившие свой аппетит в период политических пертурбаций, с возвращением городской администрации под контроль партии власти тут же поспешили тихой сапой протащить несколько спорных решений о строительстве в исторической части города.
Первой жертвой неуемных аппетитов могла стать церковь Николы Мокрого на Которосльной набережной. Рядом с храмом, построенным в последней трети 17 века, расположился симпатичный пустырь, выкупленный местным миллионером и депутатом от «Единой России» Евгением Мухиным. Питая искреннюю «любовь» к родному городу и озабоченный жилищным вопросом, он решил построить рядом с памятником архитектуры, находящимся под охраной ЮНЕСКО, семиэтажный жилой дом со всеми удобствами.
Не стоит говорить о том, что проект дома никак не учитывал сложившийся архитектурный ансамбль, а сама стройка напрямую угрожала сохранности памятника. Проведенные в полном секрете общественные слушания, естественно, прошли в пользу застройщика. Возможно, уже сейчас рядом с Николой Мокрым забивали бы сваи и укладывали фундамент. Тревогу забили местные архитекторы, которым удалось привлечь к проблеме внимание властей и жителей. С некоторым опозданием к протестам присоединились даже священники РПЦ, которой церковь была передана еще в 1992 году. В итоге строительство дома было запрещено, но владелец остался вправе построить офисное здание или торговый центр.
Следующим объектом застройки вполне мог стать известный в городе стадион «Спартаковец». Это общедоступное спортивное сооружение расположилось в Медведицком овраге, являвшемся по сути природным фортификационным сооружением древнего Ярославля. По слухам, на месте стадиона предполагалось создать то ли новые помещения для Ярославского музея-заповедника, на чью нынешнюю площадь претендует РПЦ, то ли ресторан-парковку-спортзал. Однако, как только информация о планирующейся стройке просочилась в СМИ, городские власти поспешили опровергнуть ее.
Последний громкий скандал связан с инициативой анонимного застройщика, мечтающего возвести в самом центре города в зоне, находящейся под охраной ЮНЕСКО, 4-этажный кинотеатр. По версии девелоперов, здание должно быть построено на пустыре в районе Депутатского переулка в 20 метрах от еще одного памятника архитектуры — церкви Сретенья. По мнению противников стройки, возводимое здание будет полностью подавлять церковь, и без того зажатую периметральной застройкой квартала. Недовольство выразили и прихожане церкви, которых не радует перспектива соседства с развлекательным центром.
Особой пикантности идее строительства нового кинотеатра в самом центре Ярославля добавляет тот факт, что совсем недавно в крупнейшем спальном районе города — Дзержинском — был демонтирован кинотеатр «Октябрь», на месте которого планируется строительство жилого дома. Нечто подобное грозит кинотеатру «Волга», расположенному в Ленинском районе. Последний раз здание использовалось в качестве общественной приемной районных депутатов от партии «Единая Россия». После выборов здание было законсервировано, а по сути разграблено. Сейчас оно печально взирает разбитыми витринами на прохожих. Любой из этих кинотеатров с легкостью можно было бы превратить в современный киноцентр, поспособствовав, в том числе, и развитию спальных районов, в которых они находятся.
Однако отечественные застройщики не способны смотреть дальше своего носа. Земля в центре дорогая, строительство элитарное, прибыль большая и мгновенная. За рамками понимания остается тот факт, что исторический центр города потому и представляет ценность, что имеет сложившийся культурный облик. Любое необдуманное его изменение влечет в перспективе полную утрату той самой уникальности, которая и добавляет стоимость любому пустующему здесь клочку земли. Изменяя и модернизируя по своему усмотрению историческую часть города, девелоперы не только разрушают историческую память, ущемляют интересы верующих, приватизируют общественное пространство, но и в перспективе обесценивают свои вложения.
Все это свидетельствует о том, что развитие города по-прежнему не имеет даже минимально продуманной стратегии. Единственным импульсом к переменам является алчность застройщиков. Анархия капиталистического строительства превращает Ярославль в место, дружелюбное для вложения больших денег и враждебное к его обитателям. Вопрос лишь в том, когда гиря терпения горожан вновь дойдет до пола.