Гламурное издание «Русский пионер», среди авторов которого числится сам Владимир Путин, в дни Петербургского экономического форума устроило вечеринку для vip-персон. Эта история так и осталась бы событием, интересным разве что «желтой прессе», если бы не одна деталь. Великовозрастные «пионеры» решили провести свою вечернику не где-нибудь, а на борту крейсера «Аврора». Причем вечеринку, стиль проведения которой, если верить некоторым публикациям, заставляет вспомнить инцидент в Куршавеле.
Эта история вызвала бурю возмущения в блогосфере – даже среди тех пользователей, которые симпатиями к левым вроде бы не отличаются.
Собственно, возмущенная реакция на светскую вечеринку на сакральным для советской истории корабле последовала уже в комментариях к посвященной ей статье в «Коммерсанте». Одни комментаторы призывали «настучать по голове» организаторам сего действа, другие, например, пользователь nester_zff, предлагали менее эмоциональные, зато более емкие комментарии: «Пир во время чумы. Натуральная Азия».
Среди блогеров, конечно, нашлись и те, кто вступился за участников «пира во время кризиса». Например, в духе get_voice: «Вечеринка она и есть вечеринка. И это вполне естественно, что люди там пьют и ведут себе не так, как они ведут себя в повседневной жизни. В чем такая беда, что это всё было на крейсере “Аврора”? Да, тут происходили события, достойные памяти, но это не повод создавать вокруг крейсера ареол скорби и несчастья. Хватить ханжить». Впрочем, это подобное мнение было скорее исключение среди осуждающего напора блогосферы.
«Пионерофобов» можно разделить на несколько групп. В первую (и, пожалуй, самую заметную) вошли те, кого в принципе возмутил моральный уровень олигархов и спаянных (споенных?) с ними, словно сиамские близнецы, чиновников. А также культурное пространство окологламурных СМИ, которые давно воспринимаются читателями и зрителями разве что как странная экзотика. Собственно говоря, «ночь в музее» в исполнении олигархов и чиновников для многих из этих блогеров встала в один ряд с vip-охотами или историей майора Евсюкова – показателем того, что элите в России позволено все, хотя далеко не все согласятся, что входящие в нее достойны так называться.
Другая группа пользователей осудила сам факт, что события произошли на «Авроре». Впрочем, эти блогеры старательно обходили тему революционного прошлого легендарного крейсера. Кто-то писал, что скандальная вечеринка – это осквернение музея. Кто-то – что это «плевок в сердце петербуржцев», поскольку крейсер – неотъемлемый символ города. Кто-то вспоминал, что «Аврора» прославилась не только участием в Октябрьской революцией, но и боевым прошлым в Русско-японскую войну («здесь гибли матросы за царя и Отечество»), и участием в обороне Ленинграда в Великую отечественную.
«В годы второй мировой войны личный состав и орудия “Авроры” участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провел в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнем своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации, – приводит историческую справку интернет-пользовательница ginger_si. – Зимой “Аврора” продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли вновь создаваемых речных флотилий, на сухопутный Ленинградский фронт. Из 9 130-мм орудий “Авроры” была сформирована артиллерийская батарея <А>, огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. Моряки крейсера, служившие на этой батарее, приняли неравный бой с немцами и пали смертью храбрых, до конца исполнив свой воинский долг 6–13 сентября 1941 года. Сам крейсер после полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны “Аврора” не спускала Военно-Морской Флаг СССР. Неподвижный, полузатопленный крейсер продолжал жить и бороться».
При этом одна часть таких пользователей пытается четче обозначить свои взгляды, обратив внимание, что их уважение к легендарному крейсеру с его (реальной и легендарной) ролью в октябре 1917 года не связана. Другая же, напротив, признается в том, что «Аврора» напоминает им именно о советской истории, хотя и пытается оправдаться, напоминая, что это «часть их детства» или что «нужно уважать даже спорные эпизоды истории».
В этом смысле очень показателен пост в блоге публициста Натальи Радуловой, вроде бы особыми просоветскими симпатиями не отличающейся. Инцидент на «Авроре» по словам Радуловой, задел лично ее и многих других именно потому, что это – «плевок в детство»: «Уж какое есть – да, октябрятское. Да, наивное. Но мое. Детство. Это я рисовала обгрызенными цветными карандашами легендарный крейсер. Это я считала песню “Дремлет притихший” красивой. Не в коммунистах дело. А в том, что “Аврора” – моя. И еще Кольки с третьей парты. И Аньки-зубрилы с первого ряда. И Алешки Попова, самого маленького в классе, который позорно замыкал строй на физкультуре… Так уж получилось, что Родина, счастье, справедливость: все у нас как-то на “Авроре” было замешано. Ну такие уж мы идиоты, простите».
А ЖЖ-юзер mirror_drum, продолжая тему поруганного детства, добавляет: «А вам не кажется, что они специально это сделали, чтобы заглушить в себе этот слабо звучащий еще –- невыключаемый, блин, никак! – голос детского хора? Ведь собственное убожество на фоне смутных воспоминаний о светлом детстве должно быть совсем-совсем невыносимо».
Все мы родом из детства, конечно. Однако складывается впечатление, что «Куршавель на “Авроре”» высветил еще одну важную черту нашего современного общества. Долгое время российские власти и приближенные к ним деятели культуры пытались создать новую концепцию патриотизма для России. И к самодержавию с элементами народности (подобно Никите Михалкову) они обращались, и про простые, но понятные ценности «пацанской чести» вспоминали (как в эпопее про Данилу Багрова), и «либеральную энергетическую империю» (вместе с Чубайсом) строили, и концепцию суверенной демократии в муках вместе с Владиславом Сурковым рождали. А все равно все эти концепции только в лабораторных условиях и выживали, а оказавшись на чистом воздухе, тут же начинали чахнуть.
Однако нельзя сказать, чтобы усилия властей пропали. Были и вполне успешные патриотические акции, и запоминающееся новое патриотическое кино, и сетка телевещания в праздники, которую одобряет патриотически настроенная общественность. Но все эти успешные проекты объединяет одна деталь – большинство из них так или иначе вобрали в себя элементы советского патриотизма. В стилистике, в эпизодах истории, к которым они апеллируют, многих принципах, к которым они обращаются.
То же самое – и в оппозиционной идеологии. Имперский национализм, обращающийся к памяти белого движения, тем не менее, вынужден был вобрать в себя и преклонение перед СССР – в качестве «красной империи». А патриотизм радикально антисоветский оказался каким-то… странным. Его идеал находится где-то далеко – либо в глубине веков (в Новгородской республике, «еще не испорченной» синтезом с татарской культурой), либо в старушке Европе. «Россияния» же предстает чем-то не очень приятным.
У этого есть свое объяснение. Советский патриотизм был рассчитан на многонациональное общество в рамках светского государства, каковым и является современная Россия (несмотря на заметную официальную поддержку православной церкви), а не, например, на общество с сильными религиозными традициями, существовавшее во времена Российской империи. Кроме того, альтернативная патриотическая концепция, которая была бы столь же разработанной и емкой, с собственным пантеоном великих исторических деятелей, стилистикой, мифологией, до сих пор так и не создана. Собственно, концепция советского патриотизма оказалась шире простого преклонения перед советским строем и его руководителями – и именно поэтому многие критики этого строя не смогли окончательно с ней расстаться. Недаром даже некоторые либеральные оппозиционеры, которые обвиняли Путина в «возвращении “совка”», одновременно начинали винить его же в том, что «подобная политика уже однажды привела к тому, что мы потеряли нашу родную страну – СССР».
Возможно, новая концепция патриотизма для нового времени, которая будет принята большинством жителей России, все-таки появится. И вряд ли она будет связана именно с ностальгией по СССР. Однако стоит согласиться с тем, что без многих принципов, которые были заложены в концепцию советского патриотизма (пусть и не всегда идеально реализованных на практике) – дружбы и взаимоуважения между народами, взаимопомощи, социальной справедливости – она точно не состоится. Как вряд ли состоится без них и Россия.