rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
9

Перипетии теории Империализма

131

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

162

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

265

Европа: радикальные левые против своего империализма

Главная Рубрики Авторские колонки 2009 Июнь Красивый холм

Красивый холм

Это милая песенка моей молодости. Ее принято было мурлыкать под нос, расслаблено сидя где-нибудь теплым вечером на асфальте Арбата, «Гоголей» или Ротонды, если это Питер. Выражая всей позой духовность и независимость. Или цитировать, отличая «своих» от не приобщенных к нашему «неформальному» культу. Не приобщенные, впрочем, тогда встречались все реже. И сейчас она не забыта уже далеко не столь молодыми людьми, ее образы выскакивают то в заголовках глянцевых журналов, то в рекламе, то просто в разговоре. При всей нарочитой простоте фраз, это одна из «песен поколения», а значит, и один из его автопортретов. Кто именно там изображен? Гуманитарий c «неформальным» прошлым. Такие люди делают сейчас, кстати, львиную долю наших медиа и культуры. Но выйдем из под ублажающего слух гипноза и спросим себя: о чем поется в песне? Хочется разобрать ее, как это делали в школе надоедливые учительницы литературы со стихами Есенина или Пушкина.

Сидя на красивом холме

Герой за единение с природой, не урбанист, в душе эколог, любит бывать на даче и в деревне, по жизни расслаблен, предпочитает пассивно сидеть, нежели держаться на ногах или идти к какой-то цели.

Я часто вижу сны

Уважает сюрреализм, психоделию, Грофа, другие «сновидческие практики», то есть не разбрасывается своими снами, а любовно коллекционирует их, чтобы делиться с себе подобными.

И вот что кажется мне

Мягок, на своем мнении никогда не настаивает, уважает «кажимость» как буддистскую майю, то есть всегда готов в случае опасности допустить, что между его снами и так называемой реальностью вообще нельзя обнаружить разницы.

Что дело не в деньгах

Отказывается от материального успеха, чтобы никто не смог упрекнуть его в лени или паразитизме. На всякий случай, чтоб не клянчили в долг, предпочитает всегда выглядеть «бессеребряником».

И не в количестве женщин

Кокетливо намекает на свою пресыщенность и опытность в этом вопросе и предлагает любопытным при случае проверить его чувственную искушенность.

И не в старом фольклоре 

Не доверяет слишком простой для него утопии «духовного прошлого», как бы далеко ни был удален этот «золотой век».

И не в новой волне

Сомневается и в последних экспериментах (музыкального и не только) самовыражения, пришедших из Европы, слишком технических и поверхностно имиджевых. Отчасти разделяет претензии к западной культуре, которой «не хватает нашей (восточной) глубины».

Но мы идем вслепую

Одной из его любимых стратегий поведения является детская игривая «зажмуренность», нарочитое непонимание окружающего. Любимый имидж – трогательный беззащитный ребенок «не от мира сего».

В странных местах

Как можно чаще подчеркивает чудесность того, что видит, и свою зачарованность всем этим, не забывает рекламировать оригинальность своего восприятия самых обыденных вещей.

И все, что есть у нас 

Это радость и страх.

Для всякого, склонного к бессистемной мистике, эмоции важнее размышлений, и ими-то, а не смыслами или результатами деятельности, измеряется жизнь.

Страх, что мы хуже, чем можем

Некоторое отступление от буддизма в сторону монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), обещающих страшный суд тем, кто не достаточно усердствовал в добродетели и не был максимально богобоязнен. Психологическая основа таких представлений – чувство вины, происходящее из детского страха перед родителями и другими «воспитателями».

И радость того, что всё в надежных руках

Обратная сторона монотеизма, нашедшая себя у суфиев и во многих христианских ересях. Бог позаботится о том, чтобы спасти всех без исключения и воздать нам сверх меры при условии, если люди не будут наглым образом на это уповать. Психологическая основа – ожидание от родителей (вместо справедливости) ничем не заслуженного добра.

И в каждом сне я никак не могу

Отказаться

Печальная для «почти буддиста», но зато по-человечески понятная для поклонников, невозможность вырваться из «сансарических» образов, представлений и связей, забыть свой опыт и очиститься от «эго», препятствующего окончательному просветлению. В монотеизме – невозможность очиститься от бесов гордыни и страстей.

И куда-то бегу

А хотелось бы, конечно, вечно «сидеть на красивом холме», став его частью. Цель мистика – абсолютная пассивность, возврат сначала в бессознательное, а потом и в неорганическое состояние «единения» и решения всех проблем. У холма и его частей не может быть никаких тревог, им не нужно никуда бежать, потому что их не волнует, существуют ли они вообще, в какой форме и с какой целью. Впрочем, «бежит» наш герой «сидя», то есть во сне, понарошку.

Но когда я проснусь

То есть окончательно избавлюсь от своей личности, затмевающей льющий с духовных небес свет истины, невыразимой в словах.

Я надеюсь, 

Ты будешь со мной 

Это «Ты», которое должно оказаться «со мной», – единственное, что явится герою после его «пробуждения». Любовь со времен «Битлз» примиряет все противоречия и выгодно экзальтирует женскую аудиторию. Вполне возможно, впрочем, что «Ты» в данном случае – это «мировая душа» гностических мистиков, буддистская «нирвана» или даже сам Бог монотеистов. С незапамятных времен они пишут стихи, выглядящие «для профанов» как вполне попсовые серенады под окном, а «для посвященных» расшифровываемые как самодельные молитвы, обращенные к божеству. Имам Хомейни, помнится, баловался этим, в свободное от наставлений иранскому народу, время. То, что «Ты» стоит в начале последней строки и пишется с большой буквы, усиливает такой намек.

Для чего я все это проделал? Это первая половина полезного упражнения в важной психотехнике освобождения от спектакля. Нравится ли вам такой «выясненный» вами персонаж, и чем именно? Имеет ли он отношение к вашей жизни и самосознанию? Разобрав его на кирпичи, что вам теперь хотелось бы изменить, уточнить, переделать? Изменив, вы получите автопортрет и уже свою ситуацию. Хотя порой и кривоватое, но зеркало. Другим путем этого эффекта не достигнешь. К коммерчески успешному шедевру стремиться необязательно. В конце концов, вы же делаете это для себя, а не на продажу. Для самоизучения и самотерапии. Для избавления от зависимости от приятных, но чужих образов. Я менял в этой песне каждую строку так, чтобы она лучше соответствовала моему, а не чужому, ощущению жизни. Исправил всё то, что меня не устраивает. Вот что у меня получилось:

Стоя на захваченной земле

Я часто гляжу в бинокль

И сужу о добре и зле

Я вижу, как в доходность 

Превращаются тела

И все старинные звуки 

И все сверхмодные дела. 

Мы все оглушены 

Пиротехническим шоу 

Осталось верить рекламе

Что все будет хорошо 

Верить попам

Что мы здесь жили не зря 

И весь бюджет освоен

До последнего рубля

И пусть я оглушен

Очень громким сигналом

Мне видно как воздастся

Безналично и налом. 

Предположим, вы тоже проделали подобное упражнение. Взяли песенку, которую вы частенько напеваете про себя, и сделали так, чтобы она стала действительно про вас. Неважно, что это будет – Высоцкий, «Виа Гра», Тимати или Егор Летов. Заменили каждую строку на более точную так, чтобы она описывала именно вашу, а не другую, чем-то похожую, реальность. Складность неважна, важна искренность. Сохранение ритмической схожести с оригиналом желательно, но совсем не обязательно. Теперь у вас есть собственный хит для личного пользования. Эта песня именно про вас, а не про героя, с которым приятно себя ассоциировать. Попытайтесь рассмотреть песню так же, как только что читали чужой, изначальный текст. Какой получился персонаж? Что вы можете сказать о нем? Какой вы желаете ему судьбы? Чего он достоин, а чего вряд ли заслуживает? Где смешон и явно фальшивит? В чем не любит признаваться даже себе, а вам со стороны всё отлично видно? Что вам в нем не нравится и что хотелось бы изменить? На что он рассчитывает и как его можно использовать для пользы дела? Предлагаю делиться результатами в комментариях, а не держать в себе. Преодоление «прайвеси» и информационный коммунизм – стартовые условия для шагов к реальному коммунизму. 

Июн 6, 2009Алексей Цветков
6-6-2009 Авторские колонкикоммунизм, культура, левые, психология4
Фото аватара
Алексей Цветков

российский контркультурный писатель, левый общественный деятель.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Как поссорились Муртаза Губайдуллович с Андреем КонстантиновичемМой пензенский народ
  См. также  
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
«Евролевые» собрались в Будапеште
 
Причины поражения Камалы Харрис: разочарование слева
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру