«Пятьдесят самых дорогих вещей и удовольствий, которые можно купить в Украине», – такую тему номера вынес на свою обложку украинский еженедельник «Фокус». Причем журналисты этого издания рассказывали в курилке, что «роскошный» номер с рабочим названием «Luxury» готовился на фоне увольнений сотрудников и сокращения заработной платы. Нельзя сказать, чтобы «Фокус» отличался от других, еще не закрывшихся украинских изданий. Но нельзя без иронии представить, как теряющие работу и доходы люди готовили материалы о сверхдорогих товарах или услугах, одновременно размышляя, чем они будут оплачивать завтра свой съемный угол, весенний гардероб, лекарства, бытовые мелочи и более чем умеренные удовольствия в виде кино и посиделок за пивом в фаст-фуде. И те, кто сводит сейчас концы с концами, поймет, насколько горька эта ирония.
Роскошь в разгар кризиса, сияющая драгоценностями на обложке в общем-то не глянцевого, а экономико-аналитического журнала, заставляет вспомнить слова «пир во время чумы». Однако это характерная примета нашего времени. «Кому суп жидкий, кому бриллианты мелкие» – эта старая поговорка становится в наши дни простой констатацией факта. Спрос на чудовищно дорогие безделушки не только сохраняется в нищей парализованной кризисом Украине – напротив, зачастую он даже растет. На страницах «Фокуса» можно узнать, что в течение прошлого, кризисного года Rolls-Royce продала в нашей стране девять лимузинов по цене от 660 тысяч евро – тогда как в позапрошлом году в Украине купили только одно такое авто с деталями из перламутра и серебра.И, судя по рекламе фирмы под слоганом «Гармония статусов», нынешний год тоже не оставит ее без прибыли.
В стране, где миллионы крестьян выживают на пенсию в несколько сотен гривень, будут успешно продавать платиново-бриллиантовые часы за 7 с лишним миллионов – примерно столько же получили сейчас на целый завод херсонские рабочие в счет полугодовой задолженности по зарплате. В пролетарский праздник 8 марта кто-то мог купить в подарок мобильный телефон из цельного золотого слитка, украшенный бриллиантовыми, сапфировыми и рубиновыми цветочками, стоимостью более миллиона – хотя, впрочем, за эту же сумму можно приобрести «сибирскую» шубу из соболиных шкурок. Бутылка полувекового виски или сумка, плетенная из кожи освежеванных страусов, обойдутся куда дешевле, немногим более 200 тысяч, а стрижка у заезжего французского мастера будет стоить не более 2,5 тысяч гривень – как раз столько, сколько получают сейчас в среднем недоуволенные офисные работники.
Выходя из телестудии, где он только что призывал народ Украины «потуже затянуть пояса во имя преодоления общей беды», политик поправит на себе ременную пряжку ценой в 361 тысячу гривень. Изготовленная из белого золота, титана и все тех же бриллиантовых страз, она позволяет идеально регулировать натяжение ремня под объем талии. А чтобы талия была лучше посещать фитнес-клуб с абонементом ценой в 50 тысяч – в два раза дешевле, чем обойдется членство в столичном гольф-клубе.
Все эти вещи и удовольствия продаются сейчас в городе, большинство жителей которого экономят на питании и одежде – согласно самому свежему, мартовскому опросу института имени Горшенина, 65 % опрошенных украинцев ограничивают свои семьи в продуктах питания, 44 % экономят на джинсах, куртках, ботинках и свитерах, предпочитая донашивать приобретенное в прошлый сезон, 21 % респондентов отказывают себе в расходах на отдых, а 19 % не могут обеспечить семье самое необходимое – полноценную оплату лекарств и медицинских услуг. «Очевидно, через некоторое время можно будет говорить о связь между кризисом и ухудшением здоровья населения», – комментирует последнюю цифру директор социологического института. Он отмечает также, что жители самого обеспеченного города Украины стараются покупать дешевые, а потому «менее качественные» продукты. 56,4 % опрошенных заявили, что среди их родных и знакомых есть те, кто потерял работу во время кризиса. 73,1 % киевлян прочувствовали его на себе из-за повышения цен, а 23,5 % и 20,1 % – по причине задержек зарплат и уменьшения ставок. Десятки тысяч этих людей каждый месяц хоть раз наведываются на рынок секонд-хенда у метро «Шулявка» – неподалеку от места, где в декабре состоялась распродажа все тех же роскошных и сверхдорогих товаров. «Jedem das Seine» – главный принцип социал-дарвинизма, перекочевавший к нам прямо со въездных ворот в Бухенвальд – продолжает определять жизнь современного общества. Не только в Украине, но и во всем мире.
«Парад роскоши» на страницах украинского журнала по-своему поучителен и полезен – ведь он наглядно демонстрирует чудовищную социальную диспропорцию нашего времени. Все эти сверхдорогие безделушки, чья стоимость приравнена к стоимости дешевого труда миллионов людей, служат приговором нашему общественному строю, который не по силам обжаловать никому из политиков-популистов. Общество, где нет средств на лекарства, одежду и пищу, но есть деньги на самодовольно разложенную перед нами роскошь избранных, однажды обречено быть взорванным этим противоречием. Капитализм давно стал неоправданной роскошью для тонущего в рыночном хаосе человечества, и старые библейские слова «исчислено, исчислено, взвешено, разделено» ясно читаются на страницах «Фокуса». Листая журнал, я сразу вспомнил о ювелирном буме в рушащейся царской империи, гламурные игрушки от Фаберже, которые потом давили сапогами бунтующие народные массы. Сегодня нам говорят, что этой «чернью» двигала зависть к богатым и «успешным» согражданам. Однако стоит признать, что за социальным взрывом обычно стоит другое: голод, нужда, отчаяние и вполне понятное чувство ненависти к уродливому классовому пороку, именуемому luxury – роскошь.