Кризис заставит россиян больше читать, но люди будут вынуждены покупать меньше книг, при этом серьезные перемены произойдут в литературных вкусах общества, – к такому заключению пришли специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
На смену настроений читательской аудитории повлияет мировой экономический кризис.
Кризис уже затронул книготорговую сферу экономики. Наблюдатели констатируют избыток у компаний нереализованных товаров при возрастающем дефиците платежных средств. «После благополучных 2000–2008 годов ситуация выглядит особенно драматичной. В 2009 году многие предприятия ожидает банкротство, а рынок литературы значительно сократится. Книги продаются все хуже, и ожидать перемен к лучшему не приходится. Кризис только начинает сказываться на населении, которое не может тратить по-старому», – отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По его словам, даже 30-процентное снижение стоимости аренды для магазинов существенно не улучшит положение книготорговых компаний. Рынок сожмется, а продавцы и производители должны будут перестроиться в соответствии с возникающими под влиянием кризиса новыми запросами аудитории, что получится далеко не у всех. И консерваторы понесут наибольшие потери.
Издательства пока реагируют на экономический кризис преимущественно механически, считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. «Стратегическая перестройка в отрасли еще не начата. Закрытие грозит 30–45 % магазинов страны. Цены на книги пока не снижаются, но распродаж в 2009–2010 годах не избежать. Товарный избыток налицо. Конкуренция на рынке обостряется. Чтобы удержаться и поднять свой вес, компаниям необходимо уловить новые настроения людей», – говорит он. Другой эксперт ИГСО, социолог Анна Очкина, убеждена, что читать россияне станут больше. По ее словам, сейчас 44 % дееспособного населения вообще не берут в руки книг, а большинство тех, кто читает, обращается к примитивной развлекательной литературе. Под влиянием кризиса возрастет интерес к серьезной, особенно поднимающей социальные проблемы литературе. Большим вниманием начнут пользоваться радикальные философские и политические произведения.
Издательствам придется искать новых авторов, способных дать ответы на волнующие людей вопросы. Целое поколение писателей окажется отжившим, неинтересным. «Легкая литература» в значительной мере потеряет актуальность, социальные условия изменятся слишком сильно. Мощное развитие получит интернет-литература. От книготорговых компаний кризис потребует изменения подходов к формированию предлагаемого ассортимента. На первый план должны будут выдвинуться многие издания, ранее оценивавшиеся как малоперспективные.
За 2008 год объем книжного рынка в России существенно вырос. В 2007 году он оценивался приблизительно в 2 миллиардов долларов. По результатам 2008 года его объем увеличился до 2,5–3 миллиардов долларов. Однако уже осенью обнаружились признаки стагнации, а затем и стремительного спада. Новогодний всплеск продаж оказался почти на треть меньше, чем год назад. Неприятной новостью стало закрытие ряда книжных магазинов, чего в 2007 году не отмечалось. Многие фирмы еще до новогоднего пика продаж перешли к сокращению персонала.