Предлагаем вниманию читателей вторую статью о творчестве выдающегося американского художника Сола Левита. Начало рассказа читайте здесь.
Графика и настенные рисунки Левитта, прежде всего, ассоциируются с его поздним творчеством. Между этими сферами деятельности и скульптурными работами художника имеется тесная связь.
Во-первых, она проявляется в том, что графические работы Левитта иногда ложились в основу его скульптуры. Это мы можем наблюдать на примере уже рассмотренной нами «Серии с неполными разомкнутыми кубами» 1974 года: сначала появился рисунок на эту тему, демонстрирующий все возможные вариации и лишь затем – скульптура, отталкивающаяся от рисунка.
Во-вторых, настенные рисунки и графика, как и скульптурные работы, основаны на оперировании базовыми геометрическими формами, но здесь они становятся гораздо более разнообразными. Помимо привычных куба, параллелепипеда и квадрата появляются сферы, пирамиды, треугольники.Зачастую используются полосы, а также многие другие, иногда довольно сложные формы, которые при этом не теряют своей связи с геометрией.
Работа с этими элементами в первую очередь связана с тем, что, будучи увлеченным математикой (напомним, в молодости художник работал чертежником у знаменитого архитектора Ио Мин Пея), Левитт вел поиски простейших элементов произведений искусства. Он урезал художественное содержание своих графических работ и настенных рисунков до базовых форм, цветов и линий.
Живопись и графика
Левитт нечасто создавал живописные произведения. Наиболее известная его работа – «Красный квадрат, белые буквы» – относится к 1963 году. Это произведение – результат крайнего редуктивизма позднего модернизма. Произведение здесь сводится к его определению. Идея самоопределения станет основой всего последующего искусства концептуализма. В работе Левитта осуществляется то, что может быть названо перформативная модель: визуальная структура произведения подменяется цвето- и формоименованием. Левитт трансформирует работу зрителя в работу читателя, который проговаривает про себя информацию, содержащуюся на холсте.
С 1970-х Левитт начинает работу над ранней графикой – трафаретной печатью. Затем в творчество художника вошли углубленная гравюра, а впоследствии – гравюра на дереве и в других техниках. Само существование графических работ Сола Левитта демонстрирует стремление художника отойти от «уникальных» произведений искусства, существующих в единственном числе – поскольку гравюра предполагает многократное механическое воспроизведение одной работы.
В основе рисунков и гравюр Левитта всегда лежит простая идея, выраженная в наборе логических инструкций. Левитт создает серии связанных между собой изображений. Эти изображения, как правило, имеют общий набор элементов, проходящих в произведении все возможные вариации.
По мнению критика Дональда Каспита, автора статьи «Сол Левитт – Как выглядит мысль», искусство Левитта иллюстрирует сам акт познания. Форма, которую принимает акт познания, как бы центрирует мысль. Открытие этой формы есть открытие основного принципа, аксиомы, на основании которой можно просчитать все переменные в данной системе.
Названия дают исчерпывающую информацию о произведениях: «Квадрат, поделенный на четыре равные части, каждую из которых заполняют параллельные полосы в различных направлениях» (1982, гравюра на дереве), «Шесть геометрических фигур трех цветов на трех разных фонах и все их комбинации» (1978, трафаретная печать), «Прямые линии в четырех направлениях и все их возможные комбинации» (1973, углубленная гравюра). Во всех этих работах мы видим систематическое воспроизведение форм, выражающее определенную идею.
Американский арт-критик Люси Липпард писала о работах Левитта: «Только о его работах можно утверждать, что в них артикулируется тот момент художественного мышления, когда структура ставит себя под вопрос и реорганизует себя в соответствии с новым значением, которое остается значением той же структуры, только возведенным на новый уровень сложности».
Настенные рисунки
Настенные рисунки – искусство совершенно другого рода. Если графика и живопись Левитта относятся к станковым искусствам, то настенные рисунки – к монументальным. Монументальная живопись – древнейший вид живописи, известный еще с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Пещерная живопись, росписи римских жилищ, раннехристианские катакомбные росписи, живопись храмов средневековья, ренессансные фрески – на протяжении веков стены играли важнейшую роль в искусстве, но к середине XX века они потеряли свою былую популярность.
Левитт в своих настенных рисунках заново открывает поверхность стены как поле для художественной деятельности. Если в предшествующие века настенная живопись имела своей целью создание реальности или ее подобия, то настенные рисунки Левитта – чистая геометрическая абстракция.
С настенными рисунками художник начинает экспериментировать с конца 60-х. Один из первых его настенных рисунков экспонировался в Нью-Йорке в 1968 году. Этот рисунок был столь хорош, что у владельца галереи рука не поднималась закрасить его, когда выставку пора было закрывать, и потому галерист настоял, чтобы художник пришел и сам сделал это (что Левитт и сделал без колебаний).
При всей возможной сложности визуальных эффектов язык этих настенных рисунков предельно прост: линии, яркие цвета, однородный фон. Но, как оказывается, даже столь простой язык позволяет создавать бесконечное многообразие произведений, порой совершенно непохожих друг на друга.
Настенные рисунки – произведения, неразрывно связанные со стеной помещения, в котором созданы, будь то музей, галерея или любое другое место. Они взаимодействуют с архитектурой этого пространства, вписаны в реальное окружение.
Сол Левитт написал инструкции по нанесению его настенных рисунков – четкие, строгие предписания, изредка оставляющие некоторую свободу исполняющему. Он не считал, что художник обязательно сам должен изготовлять свои произведения, область его деятельности – лишь идеи, как он писал в своем теоретическом тексте («Параграфы о концептуальном искусстве»): «Идея становится машиной, производящей искусство». Обдумав свое произведение, написав к нему инструкцию, Левитт поручал выполнение другим людям.
Искусство приближается к производству. Мы видим в произведениях Левитта то же стремление к возможности бесконечного воспроизведения, что и в сериях гравюр. Заметим, что у настенных рисунков почти никогда не было названий, только номера: № 136, №1 37 и т. д. Материалы, необходимые для настенных рисунков – карандаши, кисти, пастель, цветные чернила – крайне просты и доступны каждому.
Именно благодаря этим инструкциям стала возможной выставка настенных рисунков Сола Левитта, проходящая сейчас в «Mass MoCA» (Массачусетском Музее Современного Искусства). 105 работ художника, воссозданные на стенах музея, составили там грандиозную экспозицию.
Дарья Атлас