План Майкла Мура
Друзья!
400 самых богатых американцев – да, вы не ослышались, всего четыреста человек – имеют больше, чем 150 миллионов бедных американцев все вместе взятые. У 400 богатых американцев припасено на черный день больше, чем у половины остальной страны! Их совокупное состояние составляет 1,6 триллиона долларов. За восемь лет правления администрации Буша их богатство увеличилось приблизительно на 700 миллиардов долларов – то есть на ту же сумму, которую они теперь требуют от нас в качестве «выкупа» экономики. Почему бы им просто не потратить деньги, которые они получили при Буше на выкуп самих себя? У них бы даже остался почти триллион долларов, чтобы поделить между своими!
Конечно, они не собираются этого сделать – по крайней мере, добровольно. Уходя из Белого дома, Билл Клинтон передал Джорджу У. Бушу бюджет с профицитом в 127 миллиарда долларов. Но поскольку эти деньги были не его, а наши, Буш сделал с ними то, что предпочитают делать все богачи, – потратил без оглядки. Теперь у нас 9,5 триллионов долга. Почему у нас должны даже думать о том, чтобы дать этим баронам-грабителям еще наших денег?
Я хочу предложить собственный план спасения. Мои предложения, перечисленные ниже, основаны на единственном простом убеждении, что богатые должны вытащить себя сами за платиновые стропы собственных золотых парашютов. Извините, ребята, вы сами вбивали нам в головы: бесплатных завтраков не бывает. Опять-таки, спасибо за внушенную нам ненависть к людям, получающим пособие! Так что теперь благотворительности от нас ждать нечего. Сегодня вечером Сенат попытается быстренько протолкнуть через голосование свою версию «билля о выкупе». Их нужно остановить. Мы уже сделали это в понедельник в Конгрессе и мы можем сделать это снова сегодня в Сенате.
Ясно, однако, что нам нельзя просто протестовать, не предлагая Конгрессу внятного плана действий. Поэтому, посоветовавшись с некоторым количеством людей, поумнее, чем Фил Грэм, предлагаю на ваш суд свое предложение, отныне известное как «План спасения Майка». Он содержит десять простых и ясных пунктов. Вот они.
1. Назначить особого прокурора и наделить его полномочиями преследовать по уголовным статьям любого деятеля с Уолл-Стрита, способствовавшего обвалу рынка. До того, как будут потрачены еще какие-то деньги, Конгресс должен принять резолюцию об обязательном уголовном преследовании всякого, имеющего какое-либо отношение к попыткам обрушить нашу экономику. Это значит, что всякий, участвовавший в инсайдерских сделках, мошенничестве с ценными бумагами или любых других действиях, способствовавших имеющему место коллапсу, должен отправиться в тюрьму. Этот Конгресс должен призвать этого особого прокурора решительно преследовать любого, причастного к этой катастрофе, и всякого, кто попытается обмануть общество в будущем.
2. Богатые должны выкупить себя сами. Они должны научиться жить в пяти домах вместо семи. Должны попробовать водить девять автомобилей вместо тринадцати. Шеф-повара, специально приставленного к терьеру, нужно переориентировать на другие задачи. Однако после того как за годы правления Буша доходы большинства семей рабочих и «среднего класса» вынужденно снизились более чем на 2 тысячи долларов в месяц, эти люди ни в коем случае не дадут ни цента в виде поручительства на покупку новой яхты богача.
Если богачам действительно так нужны эти 700 миллиардов долларов, как они говорят, если легкий способ достать эти деньги:
А. Каждая семья, имеющая доход более миллиона долларов в год, и каждый налогоплательщик, зарабатывающий более 500 тысяч долларов в год, платят 10 % дополнительного налога в течение пяти лет (это план сенатора Сандерса, который, подобно знаменитому полковнику Сандерсу, жарит только правильных цыплят). Богатые все равно будут платить меньше подоходного налога, чем при президенте Картере, но это даст в сумме 300 миллиардов долларов.
B. Как и в любой другой демократической стране, необходимо ввести налог в 0,25 % на любую биржевую сделку. Это принесет еще более 200 миллиардов долларов в год.
C. Поскольку владельцы акций, несомненно – патриотично настроенные американцы, они не будут возражать против того, чтобы потерпеть и не получить дивиденды с акций в течение всего лишь одного квартала. Тогда казначейство сможет направить эти деньги на спасение экономики.
D. 25 % крупнейших корпораций США в настоящее время не платит федеральных налогов на прибыль. Доходы от федеральных налогов на прибыль корпораций в настоящее время составляют 1,7 % ВВП по сравнению с 5 % в 1950-е. Если поднять размер налогообложения корпораций до уровня 50-х, это даст нам 500 миллиардов долларов дополнительно.
Всего это должно оказаться достаточно, чтобы справиться с бедой. Богатые сохранят свои особняки и своих слуг, а правительство Соединенных Штатов («Интересы страны превыше всего!») получит кое-что на починку дорог, мостов и школ.
3. Выкупить долги людей, теряющих свое жилье, а не тех, кто строит восьмой по счету дом. В настоящее время 1,3 миллиона домов американцев переходят в собственность кредиторов без права выкупа. Вот это настоящая проблема. Поэтому вместо того чтобы разбрасывать дармовые деньги банкам, нужно внести платежи по этим закладным в сумме хотя бы 100 тысяч долларов. Нужно заставить банки перезаключить ипотечные контракты таким образом, чтобы владелец дома мог оплачивать недвижимость по ее текущей стоимости. Чтобы гарантировать, что эта помощь не пойдет в карманы спекулянтов и тех, кто пытался сделать деньги на перепродаже домов, этот план спасения должен относиться только к основному жилью людей. А взамен ипотечного взноса в100 тысяч долларов правительство получает долю в ипотечной недвижимости, гарантируя себе возможность получить часть своих денег назад. Таким образом, общая стоимость радикального решения ипотечного кризиса (а не на условиях жадных кредиторов) составит 150 вместо 700 миллиардов долларов.
Кроме того, давайте договоримся о честных правилах. Люди, пропустившие срок платежа по своим ипотечным кредитам, не являются «неоправданным риском». Это наши сограждане-американцы. Все, чего они хотели, – это то, чего все мы хотим, и большинство из нас имеет: дом, который они могут назвать своим. Однако за годы правления Буша миллионы этих людей потеряли достойные рабочие места. Шесть миллионов пополнили ряды бедняков. Семь миллионов потеряли медицинскую страховку. И каждый из них пережил уменьшение своих реальных денежных доходов на 2000 долларов. Те, кто смеет презирать этих американцев за то, что им достались одна неудача за другой, должны стыдиться. Мы и наше общество будем гораздо лучше, сильнее, безопаснее и счастливее, когда все наши граждане смогут позволить себе жить в собственном жилье.
4. Если ваш банк или ваша компания получат сколько-то наших денег по плану спасения, вы будете принадлежать нам. Извините, но так уж такие дела делаются. Если банк дает мне деньги, чтобы я мог купить дом, банк «владеет» этим домом, пока я полностью не выплачу ссуду – с процентами. То же правило должно действовать и в отношении Уолл-Стрита. Сколько бы вам ни было нужно денег, чтобы удержаться на плаву, если наше правительство посчитает, что риск вложения в вас не слишком велик – и это необходимо для блага страны, – вы можете получить ссуду, однако вы будете принадлежать нам. Если вы не сможете вернуть долг, мы вас продадим. Именно так поступило правительство Швеции, и это сработало.
5. Все правила должны быть восстановлены. Революция Рейгана закончилась. Переживаемая сейчас катастрофа стала возможна потому, что мы доверили лисе ключи от курятника. В 1999 году Фил Грэм инициировал закон об отмене всех правил, регулирующих деятельность Уолл-Стрита и нашей банковской системы. Закон прошел утверждение и был подписан Клинтоном. Вот что сенатор Фил Грэм, главный советник по экономике МакКейна, сказал при подписании закона: «В 1930-е … считалось, что правительство может ответить на все вопросы. Люди верили, что стабильность и рост – заслуга правительства вопреки функционированию свободного рынка. … Мы здесь сегодня, чтобы исправить это положение, потому что узнали, что правительство не дает ответов. Мы узнали, что настоящие ответы могут дать только свобода и конкуренция. Мы узнали, что с помощью свободы и конкуренции мы содействуем экономическому росту и стабильности. … Это важный закон – закон о дерегулировании. Я верю, что за ним будущее, и очень горд, что был причастен к его воплощению в жизнь».
Вот этот закон и должен быть аннулирован. Билл Клинтон может помочь в этом, возглавив движение за отмену закона Грэма и за восстановление даже более строгих правил деятельности наших финансовых учреждений. И когда мы это сделаем, можно продолжить и восстановить правила работы авиалиний, санитарной инспекции, деятельности нефтяной отрасли, Администрации по охране труда и здоровья и всех прочих учреждений, влияющих на нашу повседневную жизнь. Любые «планы спасения» должны регулироваться надзором и финансовыми санкциями, а также возможностью уголовного преследования нарушителей.
6. Если компания слишком велика, чтобы рухнуть, это значит, что она слишком велика, чтобы существовать. Разрешение производить мега-слияния корпораций в отсутствие действующего антимонопольного и антитрастового законодательства позволило финансовым учреждениям и корпорациям стать такими огромными, что даже мысль об их падении повергает в ужас, поскольку это означает еще более масштабный коллапс по всем отраслям экономики. Нельзя допускать, чтобы одна-две компании обладали подобной мощью. «Экономический Перл-Харбор» просто невозможен, когда в экономике функционируют сотни, нет, тысячи, учреждений, в которых люди хранят свои деньги. Когда есть десяток-другой автомобильных компаний, в случае если одна из них и всплывет брюхом кверху, это не будет национальной катастрофой. Когда в городе выходят три ежедневные газеты, принадлежащие разным владельцам, одна медиакорпорация не может контролировать всю информацию. (Да, я знаю… О чем я только думал? Кто в наше время читает газеты? Конечно, я рад, что слияния и поглощения последних лет дали нам сильную и свободную прессу!) Необходимо принять законы, предотвращающие разрастание компаний до таких угрожающих размеров и влияния, что обрушить и убить этого великана способен единственный камень, выпущенный из пращи. И конечно, ни одному учреждению нельзя разрешать организовывать финансовые схемы, в которых никто не способен разобраться. Если вы не можете объяснить свою схему в двух предложениях, вам нельзя доверять чужие деньги.
7. Вознаграждение любого руководителя не должно превышать зарплату среднего работника компании более чем в 40 раз, и никакой руководитель не должен получать ничего, кроме щедрой заработной платы, выплачиваемой компанией, – и никаких «золотых парашютов». В 1980 году среднестатистический американский генеральный директор зарабатывал в 45 раз больше своего работника. К 2003 году разрыв между зарплатой директора и работника вырос до 245 раз. Спустя восемь лет правления Буша директора зарабатывают свыше 400 раз больше, чем среднестатистический работник. Как это возможно в акционерных обществах с открытым владением акциями, выше моего понимания. В Великобритании средний генеральный директор зарабатывает в 28 раз больше своего среднего работника. В Японии эта разница составляет всего 17 раз! Последнее, что я слышал на эту тему: генеральный директор «Тойоты» роскошествует, живя в Токио. Каким образом он умудряется жить там на такие смешные деньги? Но если говорить без шуток, то это возмутительно. Мы собственными руками создали передрягу, в которой оказались, позволив парням наверху набивать карманы миллионами долларов сверх всякой меры. Это должно прекратиться. Ни один руководитель, получающий помощь, не должен извлекать из этого личную выгоду. Мало того, необходимо увольнять каждого руководителя, ответственного за крах своей компании, прежде чем эта компания получит хоть цент государственной помощи.
8. Усилить Федеральную корпорацию страхования вкладов (FDIC) и сделать ее примером защиты не только сбережений граждан, но и их пенсий и жилищ. Обама был прав, когда вчера предложил расширить размер гарантии FDIC сбережений граждан в банках до 250 тысяч долларов. Однако такая же государственная гарантия должна быть предоставлена пенсионным фондам нашей страны. Люди не должны беспокоиться за сохранность денег, отложенных на старость. Это должно означать строгий государственный контроль за компаниями, управляющими финансами их работников, или это может означать, что компаниям придется передать фонды и управление ими правительству. Частные пенсионные накопления людей должны быть также защищены, однако, возможно, настало время подумать о том, чтобы не вкладывать собственные пенсионные деньги в казино под названием «фондовый рынок». Священный долг нашего правительства – гарантировать, чтобы ни один человек в этой стране не беспокоился о том, что может оказаться нищим на старости лет.
9. Всем нужно выдохнуть, успокоиться и не поддаваться панике. Выключите телевизор! Мы не вернулись в пору Великой депрессии (и не переживаем ее повторение). Небесный свод не упал на землю. Нечистоплотные воротилы и политики врут нам столь стремительно и с таким остервенением, что трудно не поддаться всей этой кампании по разжиганию страха. Даже я вчера писал вам, повторяя услышанное в новостях, что индекс Доу-Джонса испытал самое большое дневное падение в истории. Да, это верно, если говорить о пунктах, однако его падение в 7 % даже близко не подошло к краху «Черного понедельника» 1987 года, когда за один день фондовые индексы потеряли 23 % стоимости. В 80-е в стране закрылось 3 тысячи банков, однако Америка не обанкротилась. Эти учреждения всегда переживали периоды взлетов и падений, и в конце концов, ситуация стабилизируется. А как же иначе, ведь богатые не любят, когда их богатство ставится под угрозу! Они кровно заинтересованы в том, чтобы всё успокоилось и они могли опять вернуться в свои джакузи.
Какой бы безумной ни казалась нынешняя ситуация, на этой неделе тысячи людей получили ссуду на покупку автомобиля. Тысячи пошли в банк и получили ипотечную ссуду на покупку дома. Студенты колледжей обнаружили, что банки просто счастливы взять их в кабалу на 15 лет, предоставив ссуды на обучение. Жизнь продолжается. Ни один человек не потерял пока своих денег при условии, что они находились в банке, в бумагах казначейства или депозитном счете. И самое удивительное в том, что американская общественность не купилась на кампанию запугивания. Наши граждане не испугались, а вместо этого посоветовали Конгрессу взять его план спасения и засунуть… подальше. Это действительно впечатлило. Почему же люди не поддались нагнетающим ужас пророчествам президента и его приятелей? Знаете, можно довольно часто повторять «У Саддама есть бомммбыыы!!!», но однажды люди все равно поймут, что вы лживый кусок дерьма. После восьми долгих лет народ устал и просто не может этого дальше выносить.
10. Создать национальный банк, «народный банк». Если уж нам действительно не терпится напечатать триллион долларов вместо того, чтобы раздать его нескольким богачам, то почему бы нам не раздать эти деньги самим себе? Теперь, когда мы владеем компаниями Freddie и Fannie, почему бы нам не учредить народный банк? Такой, который сможет выдавать ссуды под низкий процент людям, которые хотят купить дом, начать небольшой бизнес, получить образование, изобрести лекарство от рака или явить миру великое открытие? И теперь, когда нам принадлежит AIG, крупнейшая страховая компания в стране, давайте сделаем следующий шаг и предоставим медицинскую страховку каждому, медицинское обслуживание для всех. В долгосрочной перспективе это сэкономит нам уйму денег. Мы уже не будем на 12-м месте по уровню средней продолжительности жизни. Мы сможем жить дольше, наслаждаясь нашей гарантированной правительством пенсией, и доживем до времени, когда корпоративные преступники, ставшие причиной стольких несчастий, выйдут из тюрьмы – и мы сможем помочь им адаптироваться к новой гражданской жизни, жизни с одним уютным домиком и одной машиной, не потребляющей бензин, изобретенной на средства от ссуды, которая была выдана «Народным банком».
Ваш
Майкл Мур
Перевод Андрея Ляпина