1-го мая 2014 года славная красная колонна «коммунистов» прошлась по центру Еревана, скандируя лозунги лет своей далекой, но не забытой молодости — впрочем, время идёт, мир меняется, приходится подстраиваться, подстраиваться, но не меняться, товарищи! Вместо славных вождей славной КПСС (троекратное ура!) теперь он — ВЛАДеющий МИРом, идущий по ПУТИ Народа, наращивающий ВВП страны, Президент.
«Расс-сси-я, Расс- сси-я!», «Пу-тин, Пу-тин!» — кричат собравшиеся, время от времени хватаясь за спину, но скрывая слабость коммунистической партии от юных пионеров.
«Могучая Россия — стабильная Армения» — скандируют митингующие по пути к посольству РФ. «За таможенный союз» — гласят растяжки, красные, как кровь павших бойцов 11 –ой (оккупационной) Красной армии.
Но мы все же взрослые и серьезные люди, которым не пристало просто так злорадствовать и забывать, что создание таможенного союза для этих людей — надежда на восстановление СССР (эскимо за три копейки, поездки в Петербург на выходные, а вместе с тем, конечно же, и восстановление бесплатной медицины, бесплатного образования и открытие безнадёжно разграбленных заводов). Это столь объяснимое и свойственное для постсоветского пространства, но оттого не менее наивное и приступное раболепие, которое так выгодно используется сегодняшним Кремлем в/на Украине.
Не пристало нам и забывать, что, следуя логике коллективной ответственности, в подобном раболепии виноваты в том числе и антиавторитарные левые Армении, которые выглядят намного честнее, но не намного убедительней.
Так уж сложилось, что за годы независимости левая политическая мысль полностью выпала из общественного дискурса, успела забыться и стать даже не маргинальной, а атрофированной — как у всех, так и у нас.
В 5 часов вечера 1 –ого мая причисляющие себя к левым и считающие себя антиавторитарными активисты собрались в непосредственной близости от центральной площади Еревана, в заброшенном парке, традиционно называющемся Вернисажем. Участников было чуть больше 50 –ти, плакатов — дюжина, флагов — 3, амбиций — достаточно на революцию, результатов — недостаточно даже для маленькой ассамблеи. К этому можно добавить еще прочтение листовки, посвящённой истории Первого Мая, и исполнение Марсельезы на языке оригинала.
Однако несправедливо было бы судить об акции лишь по конечному результату, как несправедливо оценивать ребенка лишь по результату его усилий, а не самим усилиям, вложенным в процесс. Сравнение с ребенком тут более чем уместно: антиавторитарное левое движение в Армении находится если не на стадии эмбриона, то на стадии ясель.
Однако за последние несколько лет все наиболее влиятельные политические партии и движения настолько компрометировали себя в глазах общественности, что не начаться левый дискурс просто не мог. Словом, все по Кропоткину: “Народ готов”, правда, затрудняется ответить, к чему. А левые в Армении, хоть и маргинальны, но “как народ”.
Немного сухой статистики: 2 года, 3 попытки самоорганизации, 2 первомайские акции (первая потушена пост-выборной депрессией), пара “активистских” инициатив, небольшой литературный кружок и трехмесячное обсуждение общелевого манифеста.
В результате: вместо массового шествия — попытка устроить “Occupy” с обсуждениями манифеста и дальнейших действий по самоорганизации, вместо манифеста — идейный фензин. Журналистов на акции практически не было, полиции, впрочем, тоже. Ни перекрытых дорог, ни провокаций, ни потасовок с милицией или нацистами. Впрочем, ни обсуждений, ни предложений, ни изменений.
Амбиции в сторону: всем хочется революции и поскорее, но переоценивать себя глупо. Первомай это показал.
В качестве постскриптума:
“Ладно, капитализм убрали, а что на его место ставить?” — вопрос одного из прохожих. Хотелось бы к следующему первомаю суметь дать на него сколько-нибудь убедительный ответ.
Ивченко Антон, Зара Арутюнян