rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
80

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

231

Европа: радикальные левые против своего империализма

425

XX век прошёл

Главная Культура ТВ 2014 Июль Не брат ты мне?

Не брат ты мне?

Сериал «Тиран», стартовавший в конце июня на канале FX, рассказывает историю о младшем отпрыске некоего вымышленного ближневосточного диктатора. Недостойный сын своего отца, в юности сбежав из политически отсталой страны в прогрессивную Америку, возвращается в родные пенаты двадцать лет спустя и неожиданно оказывается в шаге от того, чтобы стать первым лицом государства. Пока же престол занимает «плохой» старший брат, которому «американский» дает ценные советы о том, как правильно соблюдать права человека и уважать мнение народа. Периодически у младшего получается немного смягчить довольно жестокие нравы и даже спасти от расправы местных оппозиционеров, которые, конечно, мечтают о свободе и скорейшем свержении кровавого режима.

От «Тирана» ожидали многого в основном благодаря заявленному автору сценария — Гидеону Раффу. Рафф известен, прежде всего, как автор сценария израильской ленты «Военнопленные» — блестящей психологической драмы, на основе которой (и с непосредственным сценарным участием Раффа) позже вышла американская «Родина» — один из наиболее успешных и долгоиграющих сериальных проектов последних лет. Отличительные черты сериалов Раффа — динамизм, тщательно прописанные персонажи и сюжетные ходы, психологизм, достаточно высокий уровень достоверности (скажем, в «Родине» одним из наиболее «цепляющих» компонентов было изображение работы американских спецслужб и взаимоотношений между ними и исполнительной властью).

«Тирану» от предыдущих проектов Раффа досталось немногое: он динамичен, и держит зрителя в напряжении, но, пожалуй, и все. Звезд в сериале нет — единственное более-менее известное лицо принадлежит Джастину Кирку (дядя Энди из «Косяков»), который исполняет второстепенную роль американского дипломата и в кадре появляется редко.

Первый вопрос, возникающий при просмотре «Тирана» — кем же возвращается на родину спустя двадцать лет главный герой? Американцем? Не совсем. Типичным «золотым мальчиком» из нефтяного арабского региона? Тоже нет. У него два имени — Бассам и Барри, две родины, две семьи, две возможные судьбы, между которыми он не может совершить окончательного выбора. В итоге, у него возникает огромный соблазн два этих непохожих мира совместить.

Поскольку сериал все же американский, то совмещению «помогает» довольно странное и противоречивое изображение жителей и правителей вымышленной ближневосточной страны. Вроде и мусульмане, а вовсю пьют алкоголь (традиционно для американских сериалов — виски), вроде и диктаторский режим, но звучат фразы в духе «нет, мы не можем так поступить, ведь завтра тысячи людей выйдут протестовать». Впрочем, дальше сценаристы словно забывают об этих переживаниях, и протестующих в размеренном рабочем порядке продолжают вешать и расстреливать без суда и следствия. Некоторые вещи выглядят совсем непонятно — например, как в такой стране правителя могут открыто называть военным преступником в теленовостях? Или, когда идет разговор американского дипломата и правителя страны о военных базах и американец говорит фразу «мы заключали договор о базах с вашей страной, а не с вашей семьей».

За местные средневековые ужасы в сериале в основном отвечает «плохой» старший брат главного героя, ставший новым диктатором после смерти отца. Он показан настолько отвратительным, что так и хочется хоть немного его оправдать — ведь он, в отличие от Бассама, никуда не уезжал, и у свободолюбивой Америки не было шансов внедрить в его сознание правильные ценности — вот и вырос зверюгой.

С темой тяжелой женской доли в мусульманском мире в сериале тоже обошлись странно: с одной стороны, женщин в кадре постоянно унижают (особенно сексуально), с другой — в этой ортодоксальной стране женщины периодически ходят на митинги, водят автомобили и даже заглядывают в ночные клубы (последнее касается только женщин из правящей элиты, но все же).

Второй смысловой линией «Тирана» выступает тема семьи в целом (не важно, американской или арабской) — и в ней, возможно, его спасение. Пока вышло всего 4 серии и у «Тирана» есть шансы сгладить недостатки, если на смену довольно тупому насаждению мысли о том, что все в этом мире мечтают быть американцами, да не всем так везет, может прийти история о чем-то большем, что действительно объединяет людей разных религий и политических систем. Здесь и мог бы пригодиться фирменный психологизм Раффа в раскрытии характеров персонажей, который пока что погребен под однообразными идеологическими разборками и очень поверхностным изображением повседневной жизни в ближневосточных диктатурах.

Июл 25, 2014Алена Чурбанова
25-7-2014 ТВ19
Фото аватара
Алена Чурбанова

Выпускница НГТУ имени Р.Е.Алексеева. Сферы интересов: проза, кино, психология.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Девицы в темницеМертвые души
  См. также  
 
Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»
 
Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании
 
Европа: радикальные левые против своего империализма
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру