Результаты выборов в Европейский парламент (ЕП) оказались в целом не слишком успешными для левых сил Старого Света. Социал-демократы и «зеленые» немного сократили представительство в ЕП, радикальные левые его чуть увеличили, но в общем левый сектор Европы после 25 мая остался, что называется, при своих, а правое большинство в страсбургском парламенте не только сохраняется, но и становится ещё более радикальным.
Поражение левых ощущается не только в общеевропейском масштабе. В большинстве стран — членов Европейского Союза (ЕС) на выборах в ЕП правые силы опередили своих левых оппонентов. Лишь в трёх государствах на майских выборах левые и левоцентристы показали замечательный результат, набрав в совокупности свыше половины голосов: в Португалии, Швеции и на Мальте. Страны эти расположены в разных географических зонах, они совершенно непохожи по социально-экономическим условиям и партийно-политической системе. Но любопытно, что в Швеции и Португалии на данный момент левые партии находятся в оппозиции и их общий высокий результат можно объяснить прежде всего недовольством электората последствиями экономической политики правящих правоцентристов. Мальта в этой троице самых «левых» стран ЕС — особый случай. Ведь здесь власть принадлежит как раз партии левого фланга — лейбористам.
Вообще говоря, Мальта является, пожалуй, единственным в Евросоюзе примером страны, имеющей классическую двухпартийную систему американского образца. В местном парламенте представлены всего две политические силы — Лейбористская партия (ЛП) и консервативная Националистическая партия (НП). За них обычно голосуют свыше 96% избирателей, так что Мальта была, можно сказать, обречена на майских евровыборах отдать более половины голосов ведущей правой или ведущей левой партии. Но в итоге получилось так, что за правящих с весны 2013 г. лейбористов проголосовали 53% избирателей. И если прибавить к ним 2,9% голосов, отданных за входящую в Европейскую зелёную партию «Демократическую альтернативу», получается, что почти 56% мальтийских избирателей проголосовали за левые партии. И это означает, что одна из самых малочисленных стран ЕС (на постоянной основе здесь проживают менее 500 тысяч человек), показала 25 мая самый благоприятный в процентном отношении для левых сил результат.
При этом данный итог, в отличие от ряда других стран, более чём чётко коррелирует с результатами недавних национальных парламентских выборов. Тогда (чуть более года назад) ЛП добилась убедительной победы, получив почти 55% голосов и 39 из 69 мандатов в законодательном собрании. Этот результат положил конец десятилетнему правлению националистов и позволил лейбористам сформировать собственный однопартийный кабинет. В принципе, по показателям человеческого развития Мальта располагается где-то в середине соответствующего рейтинга стран-членов ЕС. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в островном государстве составляет 20,8 тыс. долларов. Это типичная страна, где доминирует сфера услуг. В национальном продукте она составляет более 80% всех доходов. Мальта, как и большинство других участников ЕС, пострадала от глобального финансового кризиса, что выразилось, в частности, в спаде производства и росте безработицы, хотя незанятость тут очень маленькая — она касается всего 6% населения. Зато до 15% мальтийцев, по официальным данным, живут за чертой бедности. При этом средняя зарплата на острове не такая уж низкая, речь идёт о сумме в 1400 евро.
Несмотря на то, что туризм играет основную роль в национальном хозяйстве (примерно 35% ВВП приходится как раз на эту сферу), Мальта отнюдь не является лишь раем для любителей позагорать. В годы независимости, как раз благодаря деятельности лейбористских правительств, Мальта активно развивала электронную, текстильную и пищевую промышленность. В стране появилось самостоятельное производство химических препаратов, собственная фармацевтическая индустрия. Немало мальтийских рабочих занято и в сфере кораблестроения. Одновременно она очень зависит от мировой экономической конъюнктуры: лишь 20% продуктов, потребляемых на острове, местного производства.
Победа лейбористов на выборах 2013 г. стала ответом мальтийского общества на непопулярные реформы прежнего правительства НП. В самый разгар кризиса националисты провели через парламент серию законопроектов о приватизации телекоммуникаций, почтовой службы, отдельных предприятий, на которых строятся морские суда. Эти решения вызвали недовольство многих мальтийцев и, в частности, Всеобщего союза рабочих, тесно связанного с ЛП.
Возвращение к власти лейбористов не привело, правда, к радикальным изменениям в экономической сфере и ренационализации данных предприятий. Вместе с тем правительство во главе с 40-летним Джозефом Мускатом настроено проводить более социальную политику и отказалось от планов прежнего националистического кабинета в отношении новых приватизаций. Джозеф Мускат — опытный политик, он учился в Мальтийском и Бристольском университетах, специалист в области европейских исследований и менеджмента. С 2001 г. работает на руководящих постах в центральном аппарате ЛП. Имеет опыт работы и в качестве журналиста. До назначения лидером ЛП в 2008 г. несколько лет являлся депутатом ЕП, где проработал в качестве заместителя председателя комиссии по экономике и валютным делам. С марта прошлого года Дж. Мускат возглавил правительство и победа его партии, ЛП на евровыборах говорит о том, что мальтийцы продолжают доверять лейбористскому правительству.
ЛП, конечно же, не является законодательницей мод в европейском социал-демократическом движении, находясь скорее на его левом фланге. У лейбористов Мальты тесные отношения с профсоюзами, они выступают в поддержку сильной социальной политики со стороны государства, в том числе, что касается защиты наиболее уязвимых слоёв населения.
Но, пожалуй, ещё в большей степени эта «левизна» проявляется в сфере внешней политики. В 2004 г. мальтийские лейбористы были единственными из социал-демократических партий стран, вступивших в ЕС, кто публично агитировал против вхождения Мальты в этот союз. В дальнейшем лейбористы заняли конструктивную позицию по отношению к заключаемым европейским договорам, но они и по сей день считают, что ЕС не является тем сообществом, которое способно принести счастье их нации. Лейбористы Мальты последовательно отстаивают нейтральный статус своей средиземноморской республики. Они обеспокоены наращиванием военной мощи США в средиземноморском регионе и выступают против какого-либо движения Мальты в сторону НАТО. Традиционно придается большое значение взаимоотношениям с арабским миром. Они поддержали проект Союза для Средиземноморья, видя в нём инструмент налаживания взаимовыгодных отношений между странами этого региона. ЛП также выступает за право палестинских арабов на полноценное государство, против империалистического вмешательства в конфликты на Ближнем и Среднем Востоке.
Если не случится ничего экстраординарного, мальтийские лейбористы сохранят большинство в парламенте до очередных выборов в 2018 г. Останется ли до этого времени за Мальтой неофициальный статус самой «левой» страны в ЕС — другой вопрос. Но очевидно, что правящая партия сделает всё, чтобы не обмануть ожидания и надежды своих избирателей.