С Мари-Ноэль Линеман я лично познакомился холодным осенним вечером 2000 года в Гренобле «на полях» съезда Социалистической партии (СП). В то время она являлась одним из руководителей внутрипартийного течения «Социалистическая левая». В политической карьере М.-Н. Линеман есть и иные вехи — она в своё время занимала посты во французском правительстве, работала и в качестве заместителя председателя Европейского парламента. И сегодня Мари-Ноэль, член Национального бюро соцпартии и сенатор Республики, также считается одним из признанных лидеров левосоциалистического течения в СП «Сейчас — левая». В нашей заочной беседе М.-Н. Линеман говорит о том, какие рецепты предлагают левые социалисты Франции по выходу их страны из кризиса.
Мари-Ноэль, начинается новый год, открывающий новый электоральный цикл. И пока что соцопросы не сулят новых побед Вашей партии.
Да, есть опросы… Они зачастую ничего не говорят о доводах, о резонах выбора наших сограждан. Без сомнения, те частичные выборы, что имели место в ушедшем году, были очень тревожным звонком для СП и для всей французской левой, это точно. Почему так происходит, почему уровень поддержки президента-социалиста и левого большинства резко снизился за все эти месяцы — вот что важно. Имело место немало решений, которые усилили пропасть между исполнительной властью с одной стороны и миром труда и его социальными представителями — ведущими профсоюзами — с другой. В целом очень многие люди, которые принадлежат к тому обширному слою, который во Франции именуют «левым народом», чувствуют себя разочарованными, если не обманутыми. Левые были в парламентской оппозиции долгие десять лет, и сейчас многим кажется, что их приход во власть неэффективен, не оправдывает себя.
На самом деле, несмотря на заверения некоторых моих товарищей по партии — наших министров, — тяжёлый социальный и экономический кризис для Франции не закончился, нет. То, что видит обычный гражданин — это продолжающееся ухудшение условий жизни растущего числа французов, высокий ритм делокализации производств, фактор деиндустриализации, высокий уровень безработицы, отсутствие экономического роста, наличие социального и фискального демпинга. Это характерно в целом для Европейского Союза и зоны евро, но это, увы, имеет место и в нашем государстве. И большинство французов требует изменения такой политики, потому что наши люди понимают, что спираль мер экономии — равнение на общеевропейскую либеральную политику — себя исчерпала. Но на деле мы не видим социальных прорывов; наоборот, подтверждается прежний курс на снижение социальных расходов и делается ставка на то, что бизнес, предприятия сами решат накопившиеся социальные проблемы. Как ответную реакцию мы видим, что такая политика вызывает непонимание у многих людей левых взглядов; хуже, она порождает у них депрессию и иммобилизм.
Как, с точки зрения вашего течения в СП «Сейчас — слева», выйти из этого длинного и нестерпимого кризиса?
Вопрос не из простых. Во всяком случае, было бы смертельной ошибкой оставаться слепыми и глухими к тем запросам, что будоражат левую общественность. Кроме того, нет ничего хуже, если наши министры будут ожидать структурного улучшения мировой и европейской конъюнктуры. Чтобы Франция вышла из кризиса достойно и успешно, нужна новая активная политика роста, причём стабильного роста, подразумевающего экологический транзит, перераспределение национальных богатств и возрождение промышленного потенциала. И президент, и совет министров обязаны понять всю степень сложности нынешнего положения и в итоге изменить политический курс, за что, в конце концов, и голосовали французы в 2012 году. Франции необходим левый рывок, именно сейчас, сегодня, дальше будет поздно. Ничего не менять теперь означает принять вызов большой опасности для страны.
Сейчас в газетах и журналах модно спрашивать у политиков: как Вы думаете, кто будет новым министром в марте или мае? Мой опыт подсказывает: перестановки в правительстве произойдут в скором времени. Но дело не в «политическом кастинге» с изменениями имён, речь должна идти об изменении самого курса, то есть о масштабном политическом изменении. Некоторые в моей партии говорят: посмотрите, сегодня в Европе такое соотношение сил, что «изоляционистская» левая политика во Франции невозможна, она была бы даже вредна… Я слышу эти речи тридцать лет, но что в итоге? Когда левая ответственна за либеральную политику социальных сокращений, кому это принесёт политическую выгоду в результате? Очевидный ответ — патронату, правым, финансовому и экономическому истеблишменту.
Кто прежде всего поддерживает сейчас «Пакт ответственности», обещанный Франсуа Олландом предприятиям, равно как план драконовского снижения государственных социальных расходов? Это те силы, с которыми мы вечно боремся. То есть те, кто никогда не голосовал за нашего кандидата и кто будет радоваться дискредитации левого правительства, наших идей, принципов, предложений и даже идеалов. Для них — вот выгода! Вы не находите, что это похоже на театр абсурда? Я хочу ещё отметить, что ставка сейчас для левых сил не является только электоральной. Под вопросом будущее страны. И мы должны остановить ползучий процесс поправения общества, должны смело и решительно проводить антикризисные мероприятия в центре и в регионах, департаментах, на местах. Значит, нужен глобальный левый ответ на все вызовы!
В чём же должны заключаться защищаемые Вашим течением в СП социальные и экономические изменения?
Нужно показать, что есть реальная альтернатива тому общему мейнстриму, который своими волнами накрыл Европу. Во-первых, нужно определённо выйти из спирали жесткой экономии и переформулировать для французов план увеличения роста. Этот план нужно построить на увеличении народного потребления и инвестиций в крупные общественные проекты, на переходе к новым экологическим требованиям и развитии промышленных строек завтрашнего дня. Мы ещё год назад предложили правительству такой план, и сегодня ясно, что без его воплощения в жизнь нам не удастся ни достигнуть амбициозных экономических целей, ни сократить дефицит бюджета, ни побороть безработицу.
Второе. Французы не удовлетворены тем, как реально работают механизмы налоговой политики, но они, я уверена, поддержали бы связную и устойчивую глобальную налоговую реформу. Такую реформу, которая бы привела к установлению большого прогрессивного налога, способного соединить действующий налог на прибыль и Общий социальный взнос. Эта мера устранила бы целый ряд налоговых ниш. Необходимо пересмотреть решение о повышении НДС и одновременно установить систему экологического налогообложения. Также нужно установить равенство по выплатам между малыми и средними предприятиями с одной стороны, и крупными — с другой. Все эти меры должны быть также направлены на устранение феномена налогового бегства. Есть также проблема оказания налоговой помощи предприятиям, оказавшимся в бедственном состоянии. Это актуальная тема для французской экономики, но часто такое содействие неэффективно, ибо помощь оказывается тем фирмам, которые вполне конкурентны.
Третье. Да, президент и правительство уже анонсировали свыше 30 «индустриальных» проектов, это заслуживает всяческой поддержки. Однако мы считаем, что Франция нуждается в реализации целостной стратегии по промышленному восстановлению, которая позволила бы достойно защитить наши индустриальные секторы и отрасли. Это подразумевает, в частности, усиление интервенций общественного капитала и даже национализацию (временную или долговременную — время покажет) в таких сферах, как кораблестроение, агропищевая отрасль, обрабатывающая промышленность. Мы не должны оставаться заложниками брюссельских директив по оказанию общественной помощи. Более того, следует требовать пересмотра этих либеральных директив.
В-четвёртых, наше течение «Сейчас — левая» приглашает все левые силы и, разумеется, власти действовать в пользу повышения качества общественных услуг. Французы, в своём большинстве, привязаны к общественным услугам, но мы не удовлетворены их нынешним состоянием. В частности, существует срочная необходимость увеличить средства, выделяемые на всех уровнях на общественные больницы и на скорую медицинскую помощь. Требуется также рекрутировать новые кадры в местную полицию и в органы юстиции. Я ещё не говорю о такой больной проблеме, как народное образование и средняя школа, против которых прежнее правое большинство вело беспощадную войну. Восстановить доверие к общественным службам невозможно без принципиального решения остановить их ползучую приватизацию и без пересмотра логики частно-государственного партнёрства, нередко очень дорогостоящего для Франции. В итоге мы говорим: есть императивное требование нового функционирования государства и его миссий. Очевидно, нам необходимо здесь лучше понять и услышать государственных служащих.
И вот пятый пункт. Нужны творческие действия по отношению к нашей молодёжи. Сегодня в Европе и, увы, во Франции молодые люди чувствуют себя брошенными, оставленными властями и бизнесом на волю капиталистическим ветрам и каждодневной конкуренции. В сегодняшней Франции слишком много молодых живут в рамках бедных семей, слишком многие из них должны работать, чтобы обеспечить свою учёбу, слишком многие, получив диплом о высшем образовании, вынуждены задуматься об иммиграции потому, что в своей стране их ожидает угроза безработицы. Я вынуждена с сожалением констатировать, что на сегодня государство не готово в полной мере решить все эти проблемы, не готово эффективно содействовать молодым в реализации их проектов.
Насколько я в курсе, Ваше направление в Социалистической партии настаивает на переформатировании парламентского большинства?
Глобальное политическое изменение, если мы пойдём на него, подразумевает не только изменение дискурса. Да, в наших глазах существует потребность в прочном объединении всех прогрессивных левых сил и экологистов. Это тем более актуально сегодня, когда черты поправения в обществе и всплеска популярности Национального фронта становятся всё более осязаемыми. Те силы, которые способны взять на себя ответственность за этот левый рывок, могут и должны оказаться в президентском большинстве, это ясно. Я имею в виду, в частности, участие в нём депутатов и сенаторов Левого фронта и коммунистической партии. Новое издание «розово-зелёно-красного» большинства не только возможно, оно необходимо.
Но я также обращаю Ваше внимание на недостаточность политических реконфигураций. Ни один президент при Пятой Республике не мог успешно управлять без соединения политического и социального большинства. И если мощное социальное большинство, включающее тех, кто живёт на заработную плату, профсоюзы, неправительственные организации и субъектов социальных процессов, не будет сформировано вокруг общих целей, единой программы и явных приоритетов, тогда никакое политическое изменение не будет возможно. Да, нам нужен новый пакт парламентского большинства, но такой пакт будет мёртвой бумагой, если он не получит должного отклика во французском обществе. То есть левый рывок должен быть глобальным, одновременно политическим, экономическим и социальным.