Мы продолжаем знакомство с филиалами и отделами Музея современной истории России. В прошлый раз речь шла об экспозиционно-мемориальном отделе «На Делегатской» и его постоянной экспозиции «Мой дом — Россия». На очереди Подпольная типография 1905-06 гг.
«Подпольная типография 1905-06 гг.» — музей во многих отношениях уникальный. Открыт он был в середине 1920-х, в числе первых музеев, посвященных событиям недавней политической истории, но свой «подпольный» статус не утратил до сих пор. Муляжи фруктов за стеклом и антикварная вывеска «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе» вводят в заблуждение не одно поколение живущих и работающих тут москвичей. Что уж говорить о современниках «лавки с секретом»?
Сейчас, когда любую информацию можно получить в два клика, да и ее распространение не представляет трудностей, непросто вообразить, что всего сто лет назад выпуск газеты мог быть сопряжен с подлинными трудностями и опасностями, достойными приключенческого романа. Судите сами. К созданию подпольной типографии были привлечены лучшие на тот момент мастера конспирации — грузинские. Доходный дом купца К.М. Колупаева на Лесной был выбран неспроста. Совсем недалеко располагалась Грузинская слобода, и появление поблизости еще одной семьи выходцев с Кавказа не вызвало никаких подозрений. Также рядом находился пост городового, Бутырский замок и 2-ой полицейский участок Сущевской части на Селезневкой улице. Подпольная типография начала работать в самом надежном и безопасном месте — прямо под носом у полиции.
Как и положено, чтобы не вызывать подозрений, зарегистрировали предприятие на имя надежного человека — Мириана Каландадзе, а управлять лавкой и руководить типографией был назначен совсем другой человек — Силован Кобидзе. В обеспечении прикрытия участвовала вся его семья. Вечерами его супруга и служанка, молодая подпольщица Маша Икрянистова из Иваново-Воскресенска, по очереди строчили что-то на дребезжащей швейной машинке, а полуторагодовалая дочка «помогала» перевозить свежий тираж газеты «Рабочий» — его прятали в детские пеленки. И сейчас, начиная осмотр экспозиции, посетители сначала попадают на типичную кухню мещанской квартиры с русской печкой, чугунками и столом для глажки белья. Одна ножка у стола короче других, гладить белье рубелем на нем — сущее мучение, но только таким образом можно было подать знак прекратить работу находящимся в подполье наборщикам.
Сам станок типа «Американка» был спрятан в подвале, в специально вырытой пещере. В то время у многих московских домов были специальные колодцы для спуска грунтовых вод. С помощью такого колодца и было замаскировано местоположение станка.
Наборщики работали практически в полной темноте посменно, по 45 минут — ровно настолько хватало воздуха. Даже теперь, когда в пещере с «американкой» проделали небольшое смотровое окно, недостаток кислорода весьма ощутим. Уже отпечатанную продукцию хранили тут же, в подвале, запрятанную в бочки с сыром.
С экономической точки зрения «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе» была крайне невыгодным предприятием. Порой для того, чтобы выполнять крупные заказы, приходилось покупать фрукты здесь же, в Москве. Да еще нужно было давать взятку городовому, частенько заглядывавшему переброситься парой слов с господином Кобидзе.
В отличие от сотен других подпольных типографий, подпольная типография на Лесной так и не была раскрыта, несмотря на то, что в дни декабрьского восстания работники приняли участие в московских беспорядках. В 1906 году партийным руководством было принято решение перевезти печатный станок в новое помещение на Рождественском бульваре. Рассекретили типографию почти через 20 лет после ее создания. Изначально экспозиция размещалась в подполье и самой лавке — помещения, до этого арендованные семьей Кобидзе, еще долго оставались жилыми (музею их передали только в конце 50-х). Восстановление мемориальной квартиры и кухни шло под наблюдением той самой «служанки» Маши — дважды награжденной орденом Ленина Марии Федоровны Наговицыной-Икрянистовой. Ее воспоминания легли в основу тематического диафильма «Дом на Лесной»
Удивительная «лавка с секретом» не раз становилась источником вдохновения для писателей и режиссеров. Уже в 1928 году Н.Н. Пановым был создан приключенческий роман «Тайна старого дома», а всего через 2 года вышел фильм Л. Исакия «Американка». Второй раз на кинопленку подпольная типография попала в 1980 году — на киностудии «Грузия-фильм» был снят художественный фильм «Дом на Лесной». С фильмами можно познакомиться в музее.
«Подпольная типография 1905-06 гг.» — музей в равной мере интересный и взрослым, и детям. Школьники и студенты, изучающие историю России, своими глазами увидят то, о чем скупо упоминается в учебниках, взрослые проведут не одну параллель между нынешним днем и легендарным революционным прошлым, а самые юные посетители узнают, как, в каких условиях жили горожане сто лет назад. Жаль только, что сам станок-«американка» больше не работает и свежий выпуск газеты «Рабочий» на память не заберешь…