Новый фильм Федора Бондарчука уже установил несколько кассовых рекордов для российских фильмов и наверняка еще отметится на этом поприще. Деньги в кинотеатры понесли нечасто появляющиеся там пенсионеры и адепты телевизионной рекламы. Такое было уже с «Иронией судьбы-2», чьи показатели смог перекрыть лишь «Аватар». Новая история с любовью на фоне Сталинградской битвы способна пустить слезу не одного миллиона неравнодушных граждан, падких до живописной мишуры.
Чтобы представить значимость фильма «Сталинград» Федора Бондарчука для культурного поля и общества в целом, необходимо учесть много составляющих. Прежде всего, режиссер — одна из немногих близких верхушке власти персона, среди коллег уступающая по тяжеловесности лишь Михалкову с Эрнстом. «Сталинград» имеет второй по величине бюджет в новороссийской истории, став первой отечественной лентой в формате IMAX. Тема картины приурочена к юбилею победы в самой кровопролитной битве Второй мировой (в рамках юбилея уже прошел ряд мероприятий, с присутствием президента). Завершает краткий перечень регалий «Сталинграда» выдвижение на «Оскар» от России, с поправкой на то, что никто из голосовавших за ленту не мог видеть окончательный вариант монтажа. Ради того, чтобы сей патриотический блокбастер представлял нас за океаном, создатели пошли на ухищрения, показывая фильм одним ночным сеансом в кинотеатре, которым владеет сам же Бондарчук. Оскаровский регламент обязывал демонстрировать ленту не менее недели до 1 октября, и хозяева «Сталинграда» героически взяли этот нелегкий рубеж. За эти дни к прекрасному имели смелость приобщиться 98 полуночников, каждого из которых на кассе предостерегали, что их ждет особая «режиссерская» версия, ради лицезрения которой придется ждать сведения мостов.
Федор Бондарчук не снимал больше четырех лет, прошедших с момента выхода дилогии «Обитаемый остров». Вторая часть экранизации романа Стругацких тогда с треском провалилась, доказав, что успех первой заключался в масштабной рекламной кампании. Но за эти годы Бондарчук серьезно поднялся, особенно на продюсерском поприще. Кинокомпания «Арт Пикчерс», которую он соосновал двадцать лет назад, вошла в пул российских мейджоров, отхватив хороший кусок госфинансирования. Не так давно прошла информация, что режиссера пригласили в Голливуд на постановку фильма о пиратах. В общем, уровень «Сталинграда» заранее можно было считать передовым для нашего кинематографа, насколько это возможно при номенклатурном контроле отрасли.
Фильм Бондарчука получился визуально совершенным. Но, к большому сожалению, это является единственным его достоинством. Если бы в самом начале действия на экране взорвалась бомба, шум которой оглушил зрителя на два часа, то мы бы имели шедевр. Увы, сценарий и диалоги настолько слабы, что складывается впечатление, что бюджет осваивался в кратчайшие сроки, чтобы успеть выпустить фильм к нужной юбилейной дате. Авторы ленты, похоже, так и не пришли к единому мнению, что они снимают. В итоге зритель наблюдает буйство жанров, иногда скатывающееся к неприкрытому кичу. Возьмем одну из первых сцен, где вражеские укрепления атакует группа горящих советских солдат. Преодолевая преграды, они бегут с криком, сжав оружие в руках. Это какой-то новый мазок в истории отечественного кинематографа, — качественный апгрейд михалковского штурма с черенками лопат. После этого уже сквозь пальцы смотришь на алаверды Бекмамбетову в виде просчитанного рикошета снаряда от брони танка. Создатели «Сталинграда» словно советуют зрителю как следует относиться к содержанию картины, показав ему в самом начале старого солдата, молящегося на невиданное зрелище. Хотя, органичнее было бы здесь повторять не «Свят! Свят!», но «Чур меня!».
А если говорить серьезно, то за присыпанными пеплом мешками, ровно положенными на развалины, можно усмотреть важные моменты идеологического характера. Прежде всего это положительный образ немцев и их представителя — капитана Кана, чья роль вышла глубже, чем у советских солдат. Бондарчук прямым текстом говорил актеру, что это первый фильм, где герой-немец похож на человека. (Соврал, кстати, не упомянув «Последний поезд» Германа-младшего) Как же так получилось, что прежние враги, о чьей одноклеточности сложен более чем полувековой киномиф, приобрели достойный вид? Ответ следует искать в современной политике. Германия имеет слишком хорошие отношения с нынешней российской властью, чтобы мы продолжали бросать тень на родину Гете и Шопенгауэра. Первой ласточкой был «Фауст» Сокурова, средства на который помог найти лично Путин, что долго скрывалось. Какая еще страна может позволить дать деньги на съемки фильма на другом языке и приписывать финансирование иностранным инвесторам? Зато какой подарок государству-геополитическому партнеру! На последнем питчинге Министерства культуры комиссия зарубила проект Миндадзе, где речь шла о контактах советских и германских инженеров перед Второй мировой. Сценарий, по словам Мединского, не прошел рубеж военно-исторического и социально-психологических советов. После шумного скандала деньги выделили при условии перенесения времени действия на десять лет назад. Слишком много нефти и газа перетекло через нефтепровод, отчего становится неудобным показывать Ангеле Меркель голую фашисткую задницу, раздутую на стометровый плазменный экран, удерживаемый двумя дирижаблями. Именно это на Красной площади собирался осуществить Никита Михалков со своей нетленкой «Утомленные солнцем-2» во время празднования 65-летия победы в ВОВ.
«Сталинград» — это образчик кинематографа нефтяной эры в России, где содержание подчинено не семидесятилетним антигитлеровским догмам, но духу соглашений по «Северному потоку». Отсюда выдвижение на «Оскар» от России, как картины наиболее точно выражающей государственный дух сырьевой державы. Поэтому в титрах кинокартины благодарят лично Игоря Ивановича Сечина, главу «Роснефти», ранее никак не замеченного в меценатстве кинопрома. Может, конечно, он предоставил для реквизита пару резервуаров с топливом, которые взрывают в фильме. Но это сомнительно, потому что отношение авторов к горючему в «Сталинграде» настолько священно, что топливо солдат не обжигает и подобно елею после прикосновения Благодатного огня.
Из прочих особенностей раскрытия образа немцев на экране можно отметить то, что в фильме не звучит слово «фашист». Всё заменяется нейтральным словом «немчура». С мотивацией воевать у врага СССР тоже проблемы, судя по сценарию. Согласно действию картины, немцы должны взять штурмом дом, за которым откроется дорога на Индию. А на берегах Ганга есть шестирукие женщины, способные ублажить победителей невиданными способами. Режиссер в интервью утверждал, что при подготовке «Сталинграда» прочитал немало книг, в том числе иностранных, чтобы понять какими глазами глядят на эпохальную битву европейцы и американцы. Как жаль, что установить источник, откуда почерпнута информация о шестируких индийских шлюхах, не представляется возможным! Да и Гроссман, главы из «Жизни и судьбы» которого, якобы, легли в основу сценария, в сочинении комиксов не замечен…
В отсутствие ожидаемой фигуры врага его место занимают предатели из советских граждан. Женщина, которая спит с немецким офицером, хуже любого захватчика. Куда лучше с мотивацией наших солдат, которые воюют почти в одиночку «за Родину, за Сталина!» и командиру очень не нравится, если кто-то старается влиять на эту установку. Военная дисциплина у наших тоже на высоком уровне. Ежели кто не согласен с приказом, тот сразу отправляется в расход, не успев понять, в чем дело.
Благодаря формату IMAX, «Сталинград» прошел на редкие для России кинорынки, например в Китай. Здесь картина Бондарчука найдет для себя благодатную почву, так как имеет много общего с визуально и по пафосу схожим фильмом Чжана Имоу «Цветы войны». Анонсирована премьера «Сталинграда» и в США. Произойдет это незадолго до церемонии «Оскар» в следующем году. Шансы попасть даже в шорт-лист премии Американской академии, не говоря уже о выигрыше, близки к нулю. Да и показ за океаном может вылиться в старт проката на нескольких копиях, закончившись через две недели. История знает немало таких релизов, проплаченных за счет производителя и не окупивших даже печать пленки, не говоря уже о рекламной кампании. Вся эта шумиха со спросом за границей имеет преимущественно рекламный характер, призванный уверить зрителя в том, что он во что бы то ни стало должен сходить в кино на это событие года. Если же уместить впечатление от «Сталинграда» в одно слово, то это будет «стыд». Стыд за наше общество и систему, которые породили за наш же счет эту живописную химеру и нацепили нам это непотребство на лоб.
Чтобы не заканчивать на плохой ноте, вспомним про фонтан, который присутствует в декорациях картины. Скульптурная композиция хоровода детей в свое время пережила бомбежки и стала символом мужества защитников города. Фонтан демонтировали в 50-х годах, но воссоздали в наши дни усилиями патриотически настроенных байкеров. На открытии, сопровождавшемся пролетом пилотажной группы «Русские витязи», присутствовал лично Путин. Но спустя всего месяц фонтан закрыли на ремонт, так как обнаружились дефекты, ржавчина и т. п. Если прообраз «Детского хоровода» смог выдержать самую кровопролитную битву в истории человечества, а новодел пришел в негодность сам по себе, то недолго осталось ждать масштабных разрушений глиняного колосса.