Если бы новое творение кинематографии от французского режиссера Франсуа Озона попало ко мне в руки в четырнадцать, я бы твердо смогла ответить на вопрос о том, кем хочу быть. Шлюхой. И вместо того, чтобы поступать в Сорбонну, выкладывала фото с обнаженкой на просторы Сети интернет.
Именно такой путь проходит героиня фильма «Молода и прекрасна», которая познает свою сексуальность через связи со зрелыми и богатыми мужчинами. И подобный выбор, по мнению режиссера, не является очень уж неверным или достойным общественного порицания. Молодой и достаточно поснимавший Озон становится сегодня одним из многих, кто актуализирует запретную тему: несовершеннолетие и проституция.
Снимать кино про вольных куртизанок можно по-разному, особенно если подобная тематика востребована во французской культурной среде. Здесь можно вспомнить невероятный по форме и содержанию порно-боевик от феминистки Виржини Депант и известной порноактрисы Корали Чинь Тхи. Они используют жанр эксплуатационного кино — сцены жесткого насилия и убийства сменяет несимулированный групповой секс, сопровождаемый отменной французской руганью. Название фильма «Baise-moi» переведено на русский в мягкой форме как «Трахни меня», что, правда, и так привлекает аудиторию своей незатейливостью. Однако другая и более привычная русскому уху нецензурирная форма гораздо ближе по смыслу к французскому глаголу.
Случайно встретившиеся героини фильма находятся на определенном этапе жизненного пути, если точнее — по шею в дерьме. Ману, снявшаяся в порно и изнасилованная местными криминальными отбросами, в порыве злости убивает своего брата. Он, исполняя роль опекуна, читает утомительные наставления и хочет отомстить за сестру. Вырывая пистолет, Ману уходит в большой безумный мир, чтобы самой насиловать, грабить и убивать. К девушке присоединяется уставшая от работы в сфере сексуальных услуг Надин, у которой также слетают тормоза.
Они становятся образцом идеальной пары как в чувственном, так и в криминальном отношении. Любовь и привязанность двух женщин, мстящих в основном мужской части населения, заканчивается смертью одной из героинь. Развязка очень логична, но проступает через грязь фильма столь быстро, что заставляет зрителя невольно проникнуться и посочувствовать утрате, найдя что-то человеческое в каждой из убийц, примерив роль проститутки на себя.
Совсем другое — цивильное антибуржуазное кино «Elles», двусмысленное название которого, к сожалению, не удалось транслировать на другие языки. В русском варианте — это абстрактные «Откровения», также снятые феминисткой.
Вообще, «Ellеs» — это местоимение третьего лица множественного числа, обозначающее во французском языке женский род, в то время как «Elle» — известный глянец, который издается во многих странах мира и предоставляет «второму» полу образы для подражания.
Журналистка Анна — успешная женщина среднего возраста с семьей и достатком. Она пишет для журнала репортаж о двух совсем юных студентках, зарабатывающих проституцией, рассказывая подробно их истории: личные мотивы и причины, социальное положение, отношения в кругу семьи и в обществе, их сексуальная жизнь и проблемы раскрепощения.
Изначально отвергающая девушек и даже брезгливая, она проникается жизнями двух разных и незнакомых друг с другом секс-работниц, которые по своей воле терпят унижения от клиентов и соглашаются на разные извращения в постели. Исследуя мужчин, покупающих проституток, журналистка узнает в среде подобных своего мужа. Ханжество и пошлость, инфантильность и стремление доминировать, равнодушие и эгоизм — болезни, которые, по мнению авторов фильма, сопровождают сегодняшний «первый» пол. Проституция наравне с ними не является преступлением, она развивается посредством этих ставших уже привычными социальных качеств. Не очень, однако, вразумительно снятая картина выезжает за счет правдивой и понятной, остающейся глубокой и раскрытой идеи. Все разложено по полочкам и объясняемо. Все очевидно и представляемо, но не поверхностно.
Другое дело — фильм про молодость и прекрасность. Конечно, Озону не обязательно быть феминистом, чтобы снимать о таком феномене как проституция. Но научиться разговаривать со зрителем на близкие к телу темы — желательно.
Озон не создает ничего примечательного, «Молода и прекрасна» — достаточно бегло нарисованный портрет одной модели, которая притягивает визуально. В течение года неопытная и немного замкнутая в себе героиня становится повидавшей виды уверенной женщиной. Картинка привлекает: теплые тона, розовая кожа, пухлость губ, нежные и доверительные отношения с клиентами, большие деньги, которые некуда тратить. На грани — цинизм, потеря ориентиров, осмысленное равнодушие ко всему окружающему. Вполне подростковое поведение, которое простительно и безнаказанно.
Именно поэтому Озона не стоит смотреть всем. Молодой и прекрасной в Озоновском понимании жаждет стать большая часть девушек юного возраста, но на самом деле жизнь даже вольной куртизанки далека от создаваемого им образа. И именно поэтому отпугивающий «Трахни меня» и занудный «Elles» выглядят куда более честными.
Единственный плюс — то, как режиссер снимает. Это снова тот узнаваемый легкий Озон, у которого все шутят на тему обаятельной и неугомонной дочки, у которого обязательно всплывает тема педофилии, у которого выстраивается очень линейное и простое отношение к жизни и к кино — без нравоучений, морали, запрета, богом забытых ценностей.
Фильмы Озона — просто процесс, и зритель не более, чем созерцающий этот процесс сторонний наблюдатель. Озон не позволяет проникнуть далеко — ни в отношении постельных сцен, ни в вопросе личностной мотивации героев. Ничего не навязывать, не объяснять, не говорить. Знакомьтесь, опять очень легкий Озон, с долей юмора, красивыми героями, поверхностными представлениями о главных темах своих фильмов. Знакомьтесь, зритель Озона: развлекающийся и не находящий места, он больше похож на посетителя свингер-клуба, который путешествует от фильма к фильму как от одного окошка к другому, не имея возможности стать ближе, поговорить, понять.