Легко ли быть левым издателем?
Саша раскрывает двери бабушкиного шкафа, и перед гостями предстает его потаенное богатство: десятки запакованных пачек с книгами. Сегодня у хозяина квартиры задача-максимум — это доверху загрузить 60-литровый рюкзак литературой и донести ее до потенциальных читателей. Явки давно известны — «Фаланстер» и «Циолковский». Сейчас на карте столицы появились новые точки — Kaspar Hauser и «Ходасевич». Склонившись над экраном видавшего вида ноутбука, парень изучает «Яндекс-карту», чтобы понять, куда прежде всего направиться.
Словно дореволюционный книгоноша, Саша спускается в метро. За его спиной 30 килограмм, как он выражается, экстремизма. Но в этом больше бахвальства, под 282 статьей идет по большей части все-таки нацистская и ваххабитская литература. В рамках издательства «Радикальная Теория и Практика» на текущий момент на свет появилось девять книжек и ни одна из них не признана экстремистской. Впрочем, на подходе еще парочка.
На сегодняшний день «РТП» — это открытый коллектив энтузиастов, взваливших на себя бремя поиска текстов, перевода, корректуры, верстки, печати и распространения. Как и любой неформальный проект, команда непостоянна — нет ни офиса, ни членских билетов. Почти всегда над разными книгами работают различные люди. Специализацией небольшого издательства является выпуск книг по теме анархизма, антифашизма, экологии и социальных движений.
Прежде всего, это литература для активистов и интересующихся. Такие книги направлены на «повышение квалификации». Образование лишним не бывает, ухмыляются ребята, зная, вероятно, не понаслышке, как важно знать значение 51 статьи конституции. Окрашенное в темные тона «Руководство по активистской безопасности» как раз по этой теме — советы от бывалых, как играть в кошки-мышки во время допроса и выйти сухим из воды.
Кроме того, «Радикальная теория и практика» знакомит неподготовленного читателя с философией и новейшей историей анархизма — для них историки Петр Рябов и Даниэль Герен, социолог Питер Гилдерос и Ольга Аксютина. Отдельно работы политзаключенных Игоря Олиневича и Александра Володарского, рассказавших о своей жизни в неволи.
«Мы, в первую очередь, стараемся распространять знания. Сейчас наша аудитория — это, в основном, различные активисты, субкультурная молодёжь из хардкор-панк сцены и, как выразились в «Ходасевиче», анархипстеры, — рассказывает активист. — Но хотелось, чтобы нас читал дядя Вася из второго подъезда и продавщица из «Пятёрочки».
Ребята признают, что нередко от подобной литературы веет агитационный душок. «Анархизм — это идея, и у каждой идеи есть проповедники, которые порой перегибают палку. Стоит просто ко всему относиться критически и не воспринимать всё написанное за чистую монету. Наши книги — это не инструкция по строительству либертарного общества». Они сетуют, что большая часть литературы по анархизму на прилавках магазинов написана 100 лет назад: «Для издания выбираем актуальные тексты, что-нибудь на злобу дня. Стараемся следить за тем, что пишут товарищи на территории бСССР, и тем, что уже вышло за рубежом».
«РТП» занимают нишу между самиздатом и книжными издательствами типа «Ультра.Культура» и URRS, которые также заинтересованы в публикации достойной левой литературы. «Цели заработать денег у нас нет, — усмехаются книжники. — Балансируем между идейностью и самоокупаемостью».
На данный момент весь издательский процесс основан на волонтёрском труде. Оптовая стоимость книги складывается из цены печати, умноженной вдвое. Образующийся таким образом запас денег позволяет уберечь издательство от форс-мажоров и выпустить новые книги. «Впрочем, денег крайне не хватает, — говорит Саша, поправляя сползшую лямку рюкзака, и добавляет шутливым голосом. — Книги — это наша недвижимость».
В существующей системе идее волонтёрского труда трудно выжить, так как приходится оплачивать еду, одежду, коммунальные услуги. Сейчас рассматривают вариант оплаты труда людей, работающих над текстами. Возможно, следующая книга выйдет по такому принципу, однако при тиражах в 999 экземпляров это здорово увеличит итоговую стоимость. В планах также наладить сеть распространения и сделать сайт.
Книги появляются в интернете достаточно быстро. Порой ребята даже не дожидаются окончания тиража, а сразу выкладывают работу в сеть. По словам Саши, им важно максимально донести послание книги до аудитории и не важно, как читатели его прочтут — на экране ноутбука, планшете, на листках А4 или книжных страницах.
Отчасти в этом есть пересечения с проектом Goodbooks, с которым издательство имеет схожую цель. Однако если «РТП» — это история про прилично выглядящие книжки и преимущества печати большими тиражами, «Хорошие книги для хороших людей» — про автономную печать на местах. Здесь вывешены книги и журналы, готовые к печати. Попутно на сайте объясняется, как самостоятельно заверстать имеющийся текст, сделать спуск полос и распечатать будущую книгу в большом числе экземпляров даже на лазерном принтере на работе. Как итог — люди по всей стране печатают брошюру тиражом в 100 экземпляров без того, чтобы прибегать к усилиям отечественной почты.
Время, прошедшее от выбора книги до публикации, всегда разное — от пары месяцев до нескольких лет. Зависит от объёма, сложности и ответственности коллектива. Саша жалуется, что сейчас серьезная загвоздка с переводами — найти профессионального переводчика-энтузиаста довольно сложно. Приходится прибегать к любительским коллективным переводам. Это очень сильно удлиняет сроки перевода и понижает качество. «Хотелось бы надеяться на помощь аудитории, но читатели почти не пишут. Правда, недавно в своей группе вконтакте мы бросили клич художникам — откликнулось пять человек».