rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
71

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

231

Европа: радикальные левые против своего империализма

422

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2013 Август Демократическая программа кандидата Навального?

Демократическая программа кандидата Навального?

Выборы мэра Москвы станут настоящей проверкой власти не только на легитимность, но и на способность конкурировать с другими политическими силами.

Эта кампания примечательна еще и тем, что в ней, помимо уже традиционных представителей парламентских партий, принимает участие и кандидат от так называемой несистемной оппозиции — Алексей Навальный. Либеральная пресса уже объявила его «борцом №1 с коррупцией», а сам он высокопарно возведен своими сторонниками в ранг «главного страдальца за дело русской демократии». Так что же скрывается за претенциозной заявкой на то, чтобы быть, как написано в выпускаемой сторонниками кандидата Навального газете, «номером один во врагах господина Путина»?

Этот вопрос является столь занимательным, что ответ на него можно поискать и в прошлом этого кандидата, а именно — в его фонде по борьбе с коррупцией и в других политических акциях. Для уяснения же того, как этот «враг Путина №1» будет вести себя на посту мэра города и что он будет делать непосредственно для г. Москвы, лучше всего обратиться к его предвыборной платформе.

На первой же странице газетки с громким названием «Не врать и не воровать», выпускаемой предвыборным штабом кандидата, читателям предлагают познакомиться с биографией «русского Робин Гуда». Для пущей убедительности и доказательства его плебейского происхождения подчеркивается, что кандидат все свою жизнь «живет жизнью простого москвича на юго-востоке города в окраинном районе Марьино». Это, наверное, должно привлечь массу простых тружеников с окраин столицы, подтверждением чему служит и визуальный ряд: фотография на фоне серого панельного здания позднесоветской архитектуры.

Главный «конек» кандидата — «тотальная» борьба с коррупцией. Поэтому авторы его газеты не забыли напомнить, что за эту борьбу Алексей Навальный «сильно» страдает — против него возбудили 5 уголовных дел, которые, как и следовало ожидать, уже все объявлены сфабрикованными властью. Однако тут сразу возникает вопрос, который часто задают избиратели на выступлениях кандидата в разных районах города: если всё так страшно, то почему «врага №1» все-таки не посадили и почему ему дают участвовать в предвыборной гонке? Вопрос более чем щекотливый и не совсем удобный. Ведь, как утверждает сам Навальный, власть организовала против оппозиционных политиков беспощадную травлю и многих уже успела раскидать по тюрьмам. Для объяснения своего «чудесного» спасения Алексей Навальный находит следующий аргумент: «Испугался даже сам Путин — так говорят те, кто знает ситуацию за кремлевскими стенами». Такое, с позволения сказать, «библейское» спасение было уготовано новому «Моисею» от лица фараонова в образе Путина. Конечно, во всей этой истории не обошлось и без «воли» народа, которая заставила-таки власть отпустить своего самого опасного врага: власть-де испугалась народного бунта, предвестьем которого стал приход нескольких тысяч столичных интеллигентов на Манежную площадь.

В программе, которая называется «Изменим Россию, начнем с Москвы», первым делом указывается на то, какими финансовыми ресурсами располагает город. Говорится, в частности, что бюджет Москвы вполне сопоставим с бюджетом Нью-Йорка.

Проблемы, обозначаемые в программе, стандартны почти для всех кандидатов: пробки, коррупция, точечная застройка, миграция и т.д. В целом, помимо обычного набора предложений, повторяющихся практически у всех кандидатов, интересно отметить пункт про малый и средний бизнес: «Создание благоприятной среды для развития бизнеса — устранение административных барьеров и произвола чиновников».

Абсолютным трендом этих выборов является ставка на самоуправление и контроль власти со стороны граждан. Если кандидат от КПРФ лишь упоминал в своей программе про общественный контроль, то Навальный сделал его козырем своей предвыборной кампании.

Вторым пунктом в списке предлагаемых решений значится проведение городских и муниципальных референдумов. Это, в случае осуществления, должно позитивно сказаться на всей городской жизни, убеждает программа.

Изменения должны носить, в первую очередь, политический характер. Так построена вся программа Навального. Это, пожалуй, еще одно его отличие от остальных претендентов на пост мэра города, которые на главное место ставят социальные и экономические проблемы. Москва, как это хорошо видно из самого названия программы, не конечная цель деятельности Навального, а лишь этап на пути к всероссийским преобразованиям: «В изменениях нуждается вся страна. Мы предлагаем начать с Москвы». Расширение политических прав наблюдателей, ликвидация цензуры в СМИ, уведомительный характер массовых акций протеста, — вот конкретные предложения кандидата.

Опыт руководства такими организациями, как «РосПил», пригодился для разработки мер по борьбе с коррупцией. Здесь речь идет про прозрачность и конкуренцию при проведении госзакупок, но вместе со стандартными мерами: общественным контролем и публикацией всех данных о проводимых работах в СМИ и Интернете. Есть и предложение создать новый орган – «институт контрактных контролеров — сертифицированных экспертов, наделенных полномочиями проверять закупки, запрашивать документы и приостанавливать процедуры в случае выявления нарушений».

Для руководства на предприятиях города предлагается привлекать независимых директоров и создавать прозрачные условия конкурсов на замещение «топовых» должностей. Эти два предложения, с одной стороны, имеют целью введение большей коллегиальности в принятие хозяйственных решений, но с другой, они вновь плодят аппаратные инстанции в управлении. Парадокс «антикоррупционной программы» Навального в том, что вместо того, чтобы бороться с бюрократией, она предлагает дополнять и надстраивать её всё новыми и новыми структурами, кстати, за счет  столичного бюджета. При этом кандидат фактически расписывается в том, что не знает, как улучшить аппарат управления, он, по сути, предлагает просто создать вторую, параллельную бюрократию, которая будет бороться с первой. Если наряду с неэффективным и коррумпированным аппаратом будут созданы дополнительные службы для проведения мониторинга, это никак не создаст условий для вовлечения рядовых сотрудников в управление предприятием.

В разделе «Подотчетность и децентрализация городской власти» предлагается, в первую очередь, перераспределение бюджетных денег между Мосгордумой и муниципальными советами депутатов в пользу последних, а также передача полномочий от префектур и управ непосредственно муниципальным органам, создание электронной системы жалоб. Это, конечно, очень позитивные начинания, но насколько они оригинальны, и насколько соответствуют обещанию радикально изменить всю жизнь столицы и страны — вопрос другой.

О борьбе с пробками на дорогах ничего нового в программе Навального прочесть нельзя. Разве что предусматриваются большая прозрачность проектов и их общественное обсуждение, а также международная экспертиза проектов стоимостью свыше 1 млрд. рублей. Без иностранцев мы, ясное дело, никуда! В других пунктах своей программы кандидат повторяет по сути то же, что уже говорит нынешняя столичная мэрия: надо развивать общественный транспорт, ввести платные парковки, прекратить практику точечной застройки.

Но конек Навально это всё-таки борьба с нелегальной миграцией. Как ни странно, в этом разделе его программа выгодно отличается от того, что говорит кандидат КПРФ. По крайней мере, здесь нет фактической констатации «природной» склонности всех мигрантов к преступлениям. Рабское положение мигрантов есть результат непрозрачности и не подотчетности городских властей. Насквозь коррумпированная система ЖКХ и ДЭЗов эксплуатирует рабский труд: «Мы считаем, что в Москве — и тем более в городском хозяйстве — не должно быть места рабовладению и систематическому нарушению закона». Для решения проблем гетто и национальных анклавов предлагается интегрировать и социализировать тех мигрантов, которые на законных основаниях работают в городе. Предусматривается также адаптация учебных программ московских школ для этих целей.

Беда в том, что заявления кандидата во время выступлений перед публикой и на теледебатах звучат куда менее сдержанно. В своих речах он в основном напирает на репрессивные меры — высылки и введение визового режима со странами Средней Азии, хотя последнее явно не входит в полномочия мэра столицы. Создается впечатление, будто программу писали одни люди, а кампанию ведут другие. Впрочем, этого не скрывает и сам Навальный, когда с гордостью называет уехавшего во Францию экс-ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева автором своей программы. Почему-то программу для Москвы должен писать человек, живущий в Париже.

То, что программу писал именно либерал, особенно бросается в глаза, когда заходит речь про коммунальные платежи. Навальный позиционирует себя, в первую очередь, кандидатом молодого и среднего возрастов, которые к тому же являются выходцами из среднего класса, поэтому он в своем пункте о ЖКХ говорит их языком. Конкуренция как залог качественных и недорогих тарифов, а также большая прозрачность деятельности управляющих компаний должны обеспечить «рыночные» тарифы на коммунальные услуги. Город в такой важнейшей сфере может оказывать помощь только софинансированием капитального ремонта.

Больше программа ничего конкретного не предлагает, и это неудивительно. Если отрешиться от слепой веры во всесилие конкуренции, то придется признать, что предлагаемые меры есть не что иное, как призыв усилить и радикализировать тот самый курс, который уже привел систему ЖКХ к нынешнему кризису. Принципиально игнорируется тот факт, что по самой своей сути предприятия отрасли являются естественными монополистами (не проведете же вы к своей квартире двадцать конкурирующих канализационных труб!). В таких условиях любые меры, предлагаемые либералами для развития конкуренции, ведут к усугублению монополизма. К тому же ни слова не говорится про то, откуда взять огромные инвестиции, необходимые для восстановления отрасли. Если это писал в самом деле «экономист мирового уровня», то можно лишь пожалеть нашу планету.

Для восстановления и развития ЖКХ требуются действительно кардинальные реформы всего коммунального хозяйства, а это, в свою очередь, может поставить вопрос о настоящем возвращении города в эту сферу, что при либеральной ориентации программы становится невозможным.

Область здравоохранения предлагается избавить от лишних бумажек и чрезмерной отчетности. Крепостное медицинское рабство, которое обязывает всех москвичей обследоваться только в поликлиниках по месту жительства, Навальный призывает отменить. В своих выступлениях кандидат часто подчеркивает, что Москва — это город для всех россиян, что от ее благ должно доставаться всем, кто здесь живет и работает, независимо от того, прописан человек здесь или нет. Несмотря на эти заявления, в предвыборной платформе нет ни слова ни об иногородних граждан, ни об их медицинских гарантиях. Какой-либо четкой стратегии для развития городской медицины в программе нет, как нет и серьезной критики реформы здравоохранения, которая уже привела к серьезному кризису отрасли. Что тоже естественно: ведь эту реформу делали правительственные либералы, тесно сотрудничавшие всё с тем же Гуриевым.

Есть и пункт в программе, который может привлечь традиционный электорат социалистических партий. Он звучно назван «Достойная жизнь для всех», в нем читаешь и диву даешься: это прямо списано с программы какой-нибудь германской СДПГ. Широкая бесплатная программа снабжения лекарствами пенсионеров Москвы, а также оплата городом части коммунальных расходов малообеспеченных семей. Расширение адресной помощи — еще один пункт, который способен вызвать симпатию к этой программе у пожилого электората. Как это стыкуется с радикальным либерализмом других разделов программы? Очень просто — авторы текста явно пытались понравиться всем и говорят разным слоям то, чего те хотели бы услышать. Классический принцип популистской политики, хорошо знакомый нам со времен «раннего» Ельцина.

Надавав гору обещаний, авторы программы Навального не слишком задумались о экономической стратегии. Ими не говорится ни о строительстве жилья, ни о развитии промышленности города. Не затрагивают они и проблемы, связанные с жизнью научных и культурных центров столицы. Всё сводится к обычной либеральной мантре: снижение административных барьеров и создание наилучшего «климата» для ведения бизнеса.

Нужно признать, что предвыборная программа кандидата Навального внешне выглядит как наиболее демократичная из всех представленных претендентами на пост мэра Москвы. Она же и самая политизированная с точки зрения предложенных преобразований, так как в ней говорится о кардинальном изменении всей системы власти в городе. Но вопрос, который занимает многих вдумчивых горожан: кто стоит за Алексеем Навальным? Сам он везде и всюду на все лады твердит, что «народ». Тем не менее, в последнее время сомнения в чистоплотности финансирования кампании Навального высказывают как официальные органы, так и его критики.

Но даже если мы полностью согласимся с доводами кандидата и его штаба и поверим в абсолютную чистоту его финансовых схем (настолько, насколько вообще возможны «чистые» финансовые схемы в современной российской политике), всё равно остается вопрос о том, чьи интересы будет выражать и отстаивать Навальный в случае, если вдруг окажется избран мэром. Или тем более, если осуществятся его амбиции, явно нацеленные на борьбу за высшую государственную власть. Постоянные ссылки на «народ» не только не могут быть удовлетворительным ответом, но, напротив, должны заставить нас задуматься. Ведь этими размытыми формулами привычно маскируется ориентация на узкий круг лиц, заранее знающих, что они будут делать с городом и страной. А сочетание популистской риторики, социальной демагогии и либерально-рыночной экономической программы не является для нашего общества новостью. Всё это уже было, когда к власти шел Ельцин. Так ли нам нужно повторять эксперимент с теми же самыми граблями, пусть и по-новому раскрашенными?

Авг 8, 2013Дмитрий Машинников
8-8-2013 АнализАлексей Навальный, Борис Ельцин, выборы мэра Москвы, либералы, Москва, Россия25
Фото аватара
Дмитрий Машинников

Историк, выпускник ЛГПУ, магистр НИУ ВШЭ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Выборы — не место для дебатовНорвежцы решили «Поискать добра»
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру