rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
67

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

144

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

229

Европа: радикальные левые против своего империализма

420

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2013 Май Безрадостная годовщина Франсуа Олланда

Безрадостная годовщина Франсуа Олланда

6 мая прошлого года в результате выборов во Франции президентом Республики был избран кандидат от Социалистической партии (СП) Фрпансуа Олланд. Спустя 12 месяцев различные департаментские федерации соцпартии и её молодёжное движение организовали акции в его поддержку. Однако в общественном мнении преобладает скорее отрицательная оценка первого года президентства Ф. Олланда.

С начала 1980-х гг. французские социологи регулярно замеряют уровень популярности и авторитета действующего главы государства, буквально по месяцам. Так вот, за все уже более чем 30 лет соцопросов во Франции не было зафиксировано такого стремительно падения президентского рейтинга за первый год пребывания политика в Елисейском дворце. Олланд установил, таким образом, печальный антирекорд: вскоре после избрания президентом его рейтинг составлял 61%, в начале осени ему доверяли уже 43% респондентов, в конце 2012 г. — 38%, к апрелю число сторонников Олланда сократилось до 25%. Пожалуй, на сегодня только твёрдый электорат соцпартии поддерживает президента. Правда, по другим опросам, уровень поддержки Ф. Олланда и его верного соратника премьер-министра Жан-Марка Эйро чуть выше (около 32-34%), но всё равно этого очень мало, чтобы говорить об успешности «нормального президента» (так сам себя называл Ф. Олланд в момент избрания).

Согласно замерам, осуществлённым в апреле, лишь 37% респондентов считают, что Президент говорит правду, а 36% считают, что он в своей политике близок заботам французов. И того меньше граждан, которые полагают, что Олланд и его кабинет проводят эффективную политику против госдолга и дефицита общественного бюджета (29%), и что экономическая политика исполнительной власти движется в правильном направлении (27%). По некоторым показателям, кстати, личный авторитет премьер-министра сейчас во Франции даже выше, чему главы государства.

Любопытно, что даже близкая Ф. Олланду левоцентристская пресса («Le Monde», «Liberation») жёстко критикует конкретную методологию действий исполнительной власти. Тот же «Le Monde» признаёт, что через год после поражения Николя Саркози французская общественность захвачена чувствами «разочарования, фрустрации и гнева». Ещё более жёсткие оценки проистекают от правых газет и журналов, что, в общем, естественно. Но не щадят Олланда и более левые издания, например, «L’Humanité», обвиняющая президента и правительство в том, что они взяли на вооружение социал-либеральную политику.

В общем, французы не чувствуют, что за истекший год произошли важные, системные улучшения к лучшему. Журнал «Nouvel Observateur» , сравнивая «социальное самочувствие» в разных странах ЕС, приходит к выводу о том, «что сегодня именно Франция является чемпионом Европы по пессимизму» в отношении социальных и экономических перспектив страны в будущем. И этому, увы, есть весомые «цифровые» доказательства. За минувший год продолжала расти безработица; сейчас без работы во Франции 3 миллиона 225 тысяч человек, это тоже ещё один печальный антирекорд для страны. Ещё больше вырос общественный долг. В 2012 г. он составлял 85,8% ВВП, в 2013, по оценкам специалистов, речь идёт уже о цифре в 90,2% ВВП или 1834 млрд евро. Дефицит общественного бюджета чуть снизился, но всё же он совершенно не соответствует знаменитым «Маастрихтским критериям», составляя 4,8% ВВП. Вот уже несколько лет в состоянии стагнации находится покупательная способность среднестатистического домашнего хозяйства. Логично, ведь экономический рост в сегодняшней Франции, по сути, нулевой. Налоговая политика властей, при всех амбициозных прокламациях (вспомним решение обложить миллионеров 75-процентным налогом, оспоренное, впрочем, Конституционным судом) не только на данный момент не даёт экономического эффекта, но также не пользуется поддержкой у большинства французов.

Было бы неверно огульно критиковать всю совокупность социально-экономической политики «розового» правительства. Очевидно, например, что такие целевые для социал-демократии категории избирателей, как преподаватели, медики, воспитатели, да и госслужащие в целом получили немало подарков от властей за прошедший год. Но всё-таки большинство населения, и отрицать это бессмысленно, согласно с точкой зрения одного из лидеров правого Союза за народное движение, бывшего премьер-министра Франции Алена Жюппе о том, что «год нахождения господина Олланда у власти демонстрирует собой беспрецедентное фиаско».

То, что правые и крайне правые мстительно подчёркивают все промахи нынешних властей, более чем логично. Тем более, для Франции где водораздел между двумя основными политическими лагерями остаётся, по сравнению с большинством других европейских стран, очень крупным. Но важно сказать о том, что за истекший год центробежные процессы захлестнули и левый лагерь. Далеко не просто складываются отношения между партиями, входящими в президентское большинство. В частности, вторая по влиянию левая сила Франции, «Европа Экология — Зелёные» (ЕЭЗ) всё чаще и чаще позволяет себе открыто критиковать старших партнёров-социалистов. Экологисты недовольны тем, что не очень быстро идёт процесс закрытия атомных электростанций, Зелёные оспаривают концепт социалистов в отношении реиндустриализации французской экономики. Кроме того, экологисты не согласны с решением соцпартии отложить на будущее предоставление иммигрантам права голоса на местных выборах. Сенатор-экологист Жан-Винсен Пласе рекомендует Ф. Олланду и Ж.-М. Эйро быть более смелыми в том, что касается реализации предвыборных обязательств.

Ситуативное единство всех тенденций французской левой во время голосования в парламенте закона, прозванного во Франции «Брак для всех», ни в коей мере не может отменить наличие глубоких, фундаментальных противоречий во французской левой по принципиальным вопросам внутренней политики. Буквально накануне годовщины победы Ф. Олланда свой «подарок» президенту-социалисту преподнёс Левый фронт (ЛФ), который, как известно, не входит в президентское большинство. Не так важно, сколько на самом деле человек приняло участие в гражданском марше, организованном в Париже 5 мая по призыву самого популярного из числа лидеров ЛФ политика евродепутата и сопредседателя Левой партии Жан-Люка Меланшона: организаторы объявили цифру в 130 тысяч человек, полиция ограничилась данными о 30 тысячах. Важно другое: гражданский марш привлёк не только активистов ЛФ и Французской компартии. В манифестации приняли участие также часть активистов Новой антикапиталистической партии и ЕЭЗ. Ж.-Л. Меланшон и его коллеги по ЛФ призывают к радикальному пересмотру нынешней умеренной социально-экономической политики в пользу более амбициозного и радикального курса. Когда Меланшон говорит о том, что необходим «большой удар метлы» по социал-либерализму, этот дискурс находит поддержку и среди части социалистического электората, разочарованного «слабой», по его мнению, политикой исполнительной власти. Кроме того, ЛФ вновь ставит вопрос о радикальных институциональных реформах, необходимости переходе к новой Республике парламентского и партисипативного типа. Опять же эти идеи весьма популярны среди левых социалистов, остающихся в СП, но всё более и более критически оценивающих реальную политику правительства.

Очевидно, что ситуация складывается для правящей партии не в лучшую сторону. Можно, конечно, как это делает министр экономки и финансов Пьер Московиси, уверять, что «в Европе с жесткой экономией уже покончено» и сулить французам бездефицитный бюджет к 2017 г. Но очевидно, что избиратели ждут изменений всё-таки в более быстрый срок. Ф. Олланд, видимо, понимает это. Поэтому в годовщину своего избрания, в телевыступлении Президент Франции пообещал в скором времени начать внедрение рассчитанного на десятилетний период Инвестиционного плана, благодаря которому новые финансовые инъекции пойдут в сферы энергетики, здравоохранения, на развитие крупных инфраструктур и новых технологий. Ф. Олланд вновь пообещал: «Реформы, которые начались, вскоре изменят образ Франции».

Эта мысль перекликается с инициативой Ж.-М. Эйро развивать т. н. новую французскую модель экономики, основанную на экономическом росте, конкурентоспособности и оздоровлении финансовой системы. Ж.-М. Эйро полагает, что эта модель способна «поднять Францию в ранг модели в Европе и во всём мире». И президент, и премьер-министр обещают, что «2014 год будет годом результатов» (по всей видимости, на текущий год лидеры соцпартии уже махнули рукой!) — по созданию рабочих мест, строительству новых жилищ, экономическому росту и т. д.

Всё это звучит, что и говорить, оптимистично и ободряюще. Но пока что не прибавляет уверенности левым избирателям. Годовщина президентства Олланда для них оказалось откровенно безрадостной. Как было написано на многочисленных плакатах во время майской манифестации ЛФ, «гнев поднимается повсюду во Франции». А ведь Франция сегодня является самой многонаселённой страной Европы, находящейся под управлением левых партий. И такие предварительные результаты вряд ли могут ободрить левые силы Европы в целом. Тем более, что доминирование правого центра, уже, правда, не такое тотальное, как скажем, два-три года назад, в европейской политике отнюдь не завершено. И если французский опыт и в дальнейшем не станет примером эффективного управления, боюсь, что о каком-то потенциальном «левом повороте» в Европе можно будет спокойно забыть.

Май 5, 2013Руслан Костюк
5-5-2013 АнализМали, Франсуа Олланд, Франция14
Фото аватара
Руслан Костюк

Доктор исторических наук, профессор.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Березовский — икона неолиберализмаЛиберальная пустыня реальности
  См. также  
 
«История политического конфликта» Тома Пикетти и Джулии Кейдж
 
Эмманюэль Морель: «французская власть полностью находится в плену либеральных догм»
 
«ННЭСС больше нет…»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру