До начала Сочинской Олимпиады осталось меньше 300 дней. Сейчас обратный отчет ведет почти десяток специально установленных часов по всей стране. В том числе, и в Нижнем Новгороде, где их установка вызвала множество вопросов. Вопросы вообще сопровождают всю подготовку к олимпиаде, и начались они с момента подачи заявки. Вопросы со стороны местных жителей, которых вынудили за дешево продать землю ради необходимых для строительства участков. Вопросы со стороны экологов, обеспокоенных нарушением статуса охранных территорий и фактической потерей реликтовых объектов. Вопросы из стана оппозиционеров, которые посчитали, во сколько раз расходы на строительство превысили общемировые стандарты.
Но наиболее серьезное сомнение — действительно ли Россия, ввязавшись в эту гонку ради Зимних соревнований в субтропическом регионе, успеет подготовить все необходимое к 2014 году. К Олимпиаде должно быть построено 11 спортивных объектов общей вместимостью 200 000 зрительских мест. Среди них — Центральный стадион на 40 000 сидячих мест, Ледовый дворец для фигурного катания, Большая и Малая ледовые арены для хоккея, конькобежный стадион, биатлонный комплекс, санно-бобслейная трасса и сноуборд-центр.
Официальные сайты бодро рапортуют о сдаче в срок большинства объектов. Например, известно, что эксперты хорошо оценили горнолыжный комплекс «Роза» и центр санного спорта «Санки». В частности, Йозеф Фендт, президент Международной федерации санного спорта, вручил сертификат, подтверждающий, что трасса может принимать соревнования самого высокого уровня. Однако на текущий момент такие крупные объекты, как стадион «Фишт», комплекс для соревнований по биатлону «Лаура» и арена «Шайба» все еще не готовы.
На уже сданных площадках прошли тест-соревнования, которые почтили своим вниманием иностранные делегаты. Правда, к сожалению отечественных PR-щиков, зарубежные спортсмены не принялись нахваливать объекты, построенные ударными темпами. Например, француженка Мари Дорен-Абер заявила, что «Сочи — это город-призрак. Роскошные здания стоят посреди слякоти, вокруг усталые строители. Не знаю, как город изменится через год, но, по-моему, это пустая трата денег».
В свою очередь, миллиардер-политик Михаил Прохоров, который к тому же еще и президент Союза биатлонистов России, примирительно заявил, что не может дать свою оценку готовности олимпиады. По его словам, он «не хотел бы никого критиковать» и предлагает подождать с этим до окончания соревнований. Однако Владимир Путин, проведя недавно ревизию, высказался далеко не оптимистически — «не все так хорошо, как нам хотелось бы». Он заявил, что «никакой паники нет», тем не менее, «чтобы успех был полным, надо еще напряженно работать, удвоив усилия».
Немногим позже полетели головы с плеч — в частности, г-на Билалова, ныне уже бывшего вице-президента Олимпийского комитета России, вслед за ним был уволен и его брат, также работавший на благо проведения Олимпиады. Возможно, это знак для остальных, чтобы они не расслаблялись и таки «удвоили силы». Дмитрий Козак, упомянув уволенных братьев, обращает внимание на то, что «не могут такие люди находиться в руководстве Национального олимпийского комитета и руководить курортами Северного Кавказа».
Между тем, уже некоторые из построенных объектов инфраструктуры приходят в негодность. Здесь можно вспомнить и затопление вахтового поселка Эста-Садок, и смытый недавно мост, и обрушение строящегося к Олимпиаде тоннеля, когда в результате провала грунта в городе появилась своя «пизанская башня» — наполовину ушел под землю трехэтажный особняк. Бытует мнение, что, конечно, все объекты будут сданы в срок, а как иначе, если на кону престиж государства? Экспертов интересует, что будет в дальнейшем с построенными в столь короткий период объектами. К примеру, наспех сооруженный к тысячелетию города казанский метрополитен постоянно преследуют неприятные казусы. Они связанны с тем, что из-за сделанной на скорую руку гидроизоляции в вестибюлях накапливается влага. Учитывая особенности сочинской почвы, можно легко предугадать что будет с рядом масштабных проектов по окончанию Олимпиады. Издержки по содержанию будут больно бить по местному бюджету, поэтому их дальнейшая судьба под большим вопросом.
Вновь внимание к проблеме было привлечено масштабным штормом на Черноморском берегу. В результате удара стихии строительный порт Анапы, служащий точкой сбора материалов для Олимпиады, приостановил свою работу. Недавно отремонтированная сочинская набережная была разбита вдрызг. Но больше всего внимание блогеров привлекло частичное разрушение защитной линии, цель которой — предотвратить угрозу наводнения для олимпийских объектов. По словам местных жителей, которые наблюдали картину разрушения на следующий день, железобетонные укрепления рассыпались, словно карточный домик, как будто бы в них забыли положить арматуру.
Впрочем, не стоит забывать, что к радости инвесторов часть построек будет демонтирована и перенесена в другие города. Следовательно, отчужденные в пользу спорта площади будут освобождены. Возможно, для строительства элитных поселков и отелей. Однако это уже новая проблема, перспективы разрешения которой приведут нас к необходимости вновь задать все те же насущные вопросы.