9-го июня на IX Vосковском открытом книжном фестивале состоялось очередное (так же девятое по счёту) вручение поэтической премии «Московский счёт». Название красноречивое: отсылающее к «Гамбургскому счёту» — премия таким образом намекает на свою честность, равноудаленность от любых поэтических группировок и неподкупность своей счётной комиссии.
Ничто не стимулирует неподкупность лучше, чем постоянный спонсор. Он у премии есть — это группа компаний Новард, специализирующаяся, среди прочего, на производстве строительной техники и обуви. Не ясно, что общего может быть у производителей того и другого, и тем более у них вместе взятых с современной поэзией, однако, уже пятый год Новард, ранее гордо именовавшийся Эконикой, вручает специальный приз особенно понравившемуся финалисту. Выбрать достойнейшего в этом году было нелегко не то что производителю обуви, но и человеку среди литераторов волей-неволей не первый год обретающемуся.
Можно сказать, что победителей на этот раз не было. Формально, конечно, большая премия досталась Ивану Волкову, но это почти случайность. Если верить бессменной «счётной комиссии», и по совместительству постоянному ведущему церемонии вручения Евгению Бунимовичу, лауреаты специальной премии — Ната Сучкова и Максим Амелин отстали от Волкова всего на несколько голосов. Учитывая то, что в выборе победителя на этот раз приняло участие более 140 компетентных критиков и стихослагателей, победа с преимуществом в 1-2 голоса более чем красноречива. Даже Новард решили отметить своей специальной наградой не одного, а сразу двух поэтов: упомянутого выше Амелина и с ним Александра Тимофеевского. В десятку номинантов, набравших больше всего голосов, вошли такие авторы как Ольга Седакова, Михаил Айзенберг, Сергей Шестаков, Мария Рыбакова, Аркадий Штыпель, Иван Ахметьев. По сути, любой из них мог бы стать победителем или удостоится специальной премии. Получилось, как получилось. Если бы вместо Волкова главный приз достался, скажем, Айзенбергу, тоже никто бы не удивился. Конечно, есть недовольные: негативно высказался о результатах премии Дмитрий Кузьмин, но он слишком увлекается войной литературных партий, и его мнение далеко не всегда бывает объективным.
Стихи Волкова вовсе не плохи:
«Давай не будем больше есть
И никогда не встанем с койки.
Как говорят, недель на шесть
Хватает жировой прослойки.
К чему мучительные годы?
Мы не дотянем до весны,
Но сократим стране расходы
На сокращение страны.
В России каждый индивид –
Для экономики обуза.
Давай поддержим геноцид –
Зато и выспимся от пуза!…»
«И так далее» — социальная тематика оказалась ныне востребована, хотя это конкретное стихотворение Волков ещё три года назад опубликовал в журнале Октябрь. Вообще Волков, скорее лирик, чем сатирик, хотя и лирик социально ориентированный. Таким же социально, или лучше сказать провинциально ориентированным лириком является и Ната Сучкова:
«…Такие же тонкие, с белою кожей –
тычинки и волоски,
берёзы, в которые тыкали ножик
и вдруг обнимали с тоски.
Свидетели бурных районных разборок –
нередких, увы, по пьяни,
свидетели громких ночных разговоров
и нюханий всякой дряни.
И если здесь что-нибудь с ними сравнится,
то только — приятель, дай пять! –
кусты, куда девочки бегают писать
и ходят мальчишки ссать».
Сучкову, кстати, можно считать любимицей «Московского счёта»: у неё всего две не самиздатские книги, и обе получали премии.
Повторюсь, при всех достоинствах лауреатов среди поэтов в этом году назвать лучшего сложно, и всё же у премии есть победитель, не удостоенный никаких особенных наград — это издательство «Воймега». Книги Ивана Волкова и Наты Сучковой выпущены именно им. Кроме того не получивший призов, но вошедший в десятку финалистов Андрей Чемоданов, так же напечатан именно этим издательством. Едва ли в последующие годы «Воймега» сможет повторить подобный успех, впрочем увидим.
Осталось назвать последнего лауреата: приз за лучшую дебютную книгу получил Кирилл Корчагин. Его открыто лоббировал Дмитрий Кузмин, призывавший в живом журнале соратников голосовать за Кирилла, так что победа Корчагина была предсказуема.