В данный момент в Москве активно реализуется т. н. «Программа-200», она включает в себя массовое строительство православных храмов. Эта программа осуществляется во многом за счет московского правительства, взявшего на себя, например, ее информационное сопровождение. Важно отметить, что если в самом начале говорилось о том, что этот проект не будет затрагивать интересы жителей мегаполиса, то теперь ситуация кардинально изменилась сразу же после того, как ему был дан старт.
Оказалось, что изначальные предложения попросту игнорируются. Предполагалось, что Русская Православная Церковь будет использовать разного рода пустыри, дабы не возникало никаких конфликтных ситуаций и в то же время для удобства верующих. Однако в РПЦ соглашались на подобный вариант только в самом начале обсуждения, а вот когда власть уже дала добро, то попы отказались от своих слов, заявляя, что храмы шаговой доступности необходимо возводить в самых «приличных» местах города.
Что же это такое в понимании РПЦ? Оказывается, это детские площадки, парки, скверы, зеленные территории и даже природоохранные зоны! Иными словами, РПЦ, равно как и местные чиновники, которые поддерживали подобные устремления церкви, выступила против большей части местного населения.
Возможно, что многие люди в действительности хотели бы видеть церковь где-нибудь поблизости, поскольку не исключено, что ради посещения храма им приходится ехать до определенного места несколько часов. Но ведь в то же время совершенно очевидно, что даже таким людям нужна не только церковь, но и, собственно, детская площадка, парк или сквер.
Подобные проблемы не особенно волновали служителей культа или же местных чиновников от партии, которые были готовы использовать все средства именно с целью агрессивной пропаганды религии.
По большому счету священнослужители и чиновники заинтересованы даже не в том, чтобы верующие посещали церковь в отведенном месте, а в том, чтобы ее невозможно было обойти просто так, дабы охватить вообще всех. Ведь сегодня, по данным социологов, достаточно много верующих, которые готовы только причислять себя к данной категории, но по факту они не утруждают себя посещением церкви или изучением даже основ культа. Очевидно, что «Программа-200» во многом возлагает надежды на то, что ситуация будет исправлена, поскольку многие люди просто не хотят тратить время на поездку к храму, а если он будет стоять прямо перед домом, то, может быть, и зайдут купить свечку, а в итоге, возможно, и приобщатся к культу.
Эта мысль подтверждается тем, что, похоже, программой занимается более последовательно именно правительство Москвы, а не РПЦ, хотя речь идет о выгодах для Русской Православной Церкви, поскольку здания бесплатные, земельного налога нет, а на рынке магических услуг новые места сбыта культовой продукции. Тем более в таких точках, где постоянно значительное скопление людей.
Понятно, что идеологические или коммерческие устремления не всегда отвечают интересам самих граждан. Поэтому когда объявили о массовой застройке, начались протесты местных жителей. Примечательно, что часто выступали достаточно умеренные граждане, которые заявляли, что принципиально они не против храма. Они были лишь не согласны с тем, чтобы церковь строили на детской площадке или в парке, поскольку, что важно, это места отдыха всех вне зависимости от вероисповедания, а храм может создать условия если не полной их ликвидации, то частичной.
Часто служители культа и чиновники уверяют, что якобы храм ни в коем случае не повредит, а сама территория парка и не сократится вовсе. Конечно, это просто невозможно, поскольку территория, на которой расположится церковь, ничем не компенсируется. Более того, вокруг храма будет большой забор, что тоже в значительной мере отразится на любом парке.
В целом же получилось так, что в разных городах проходили слушания. Где-то действительно присутствовали местные жители, которые чаще всего протестовали против застройки, но часто делали и так, чтобы проигнорировать их мнение. На слушаниях часто присутствовали представители духовенства и их активные сторонники (православные активисты, казаки и др.), которые обыкновенно не имели никакого отношения к местному населению конкретного района и появлялись просто на всех подобных слушаниях, ставя свои подписи в поддержку строительства храма.
В итоге получилось так, что стали проходить массовые митинги населения. Примечательно, что вскоре там начали появляться депутаты, которые, как правило, поддерживали местных жителей, а иногда призывали к компромиссу.
Иногда храм, несмотря на массовые протесты населения, все же начинали строить. Часто это заканчивалось тем, что кто-то разрушал постройки, спиливал кресты и т. д. и т. п. И в итоге именно подобные случаи иногда заставляли власть подумать, действительно ли нужно создавать такую конфликтную ситуацию?
Вероятно, первая крупная победа в данном деле — это Москворецкий парк. Местные жители твердо отстаивали принципы светского государства, заявляя, что парк необходимо сохранить полностью. Вначале им говорили, что строительство начнется несмотря ни на что, причем заявляли это не только местные попы, но и чиновники.
В итоге жители каким-то образом сумели обратиться лично к Собянину, который своим указом отменил это строительство, усомнившись в его целесообразности. Один из православных активистов, который присутствовал практически на каждом обсуждении строительства по «Программе-200», даже сказал:
«Сам факт, что Собянин лично принял горстку противников храма, является вызывающим. Это кампания, направленная против церкви».
Примерно такие же мысли высказывали и священнослужители. Однако в целом, что важно, за этой победой последовали и другие. Сегодня их уж десятки. Побеждают именно те, кто активно отстаивает свое право жить в светском обществе, когда можно оставить парк для всех, а не устанавливать некие пропагандистские точки официальной власти, которая воспринимает эту программу во многом именно как идеологическую.
Еще один интересный момент: «Программу-200» курирует партийный чиновник Ресин (член «Единой России»), который в советское время занимался примерно тем же самым. Об этом можно прочитать в книге первого секретаря Московского городского комитета КПСС Юрия Прокофьева:
«Потом ко мне приходит Ресин, начальник Главмосстроя, и говорит: «Юрий Анатольевич, я больше типографии строить не буду. Я переключаюсь на строительство предприятий пищевой промышленности». — «В чем дело? Почему»? — «Вы что, газет не читаете? Лигачева с идеологии на сельское хозяйство перевели. Теперь будет давить, чтобы строились пищевые предприятия».
И действительно, Егор Кузьмич забыл про типографии — строили, не строили — и начал «душить» строителей и Сайкина совершенствованием и реконструкцией предприятий пищевой промышленности» (Как убивали партию. Юрий Прокофьев).
Собственно, и сегодня функция Ресина аналогичная. Только вот теперь он стоит не рядом с партийными функционерами и идеологами КПСС, а с их коллегами из «ЕР» и попами.
Сложно сказать, что положит конец этой сомнительной «Программе-200», но факт тот, что пока она все же будет продолжена, и поэтому местным жителям, если они не хотят потерять парк, детскую площадку или сквер, необходимо отстаивать свои права, мобилизовать как можно больше людей, дабы свернуть строительство объекта в конкретном месте.
Надеяться на то, что представители РПЦ вдруг одумаются, конечно, не стоит. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Чаплин высказался конкретно по этому вопросу:
«Храм займет не больше 5% территории парка, на экологию это не повлияет. Протестующие против строительства люди — либо атеисты-ультралибералы, либо пожилые люди, относящиеся к возведению храмов по-советски, то есть как будто они никому не нужны. Они действуют как организованная группа, цель которой — препятствовать появлению церквей. Я вообще не уверен, что они живут в тех районах, где запланировано строительство. Стоит инициировать встречу с реальными жителями».
Т. е. они будут до конца добиваться того, чтобы храм построили именно на лакомых территориях, дабы не возникло ситуации, когда человек может ее не заметить.
Поскольку, видимо, нынешняя тактика служителей культа проста: если вы не идете в церковь, то она идет к вам. Об этом говорят различные инициативы правительства. От широких празднеств именно религиозных дат до ввода религиозной пропаганды в армии и школе.
Юрист Константин Трапаидзе сказал по поводу «Программы-200» следующее:
«По закону храмы во многих парках возводить нельзя, если это особо охраняемая природная зона. Кроме того, это будет неправильно с точки зрения равноправия конфессий — ведь в парке наверняка гуляют и представители другой веры. Россия — светское государство, поэтому Церковь не может иметь каких-либо преференций в отношении соблюдения закона».
И это стоит учитывать всем местным жителям, что фактически закон в данном вопросе всегда на их стороне, и храм обязательно построят на детской площадке, в парке или сквере в том случае, если местное население не отреагирует на это или отреагирует вяло. Тут без активной деятельности ничего решить не удастся. И здесь, конечно, нужна солидарность жителей Москвы, партий и общественных организаций.