Прошла половина президентского срока Франсуа Олланда. Увы, французским социалистам особенно нечем похвастаться в плане высоких достижений, так что никакого «празднования» по данному случаю не происходило. В самом деле, что отмечать, если в Республике ежемесячно растет уровень безработицы, покупательная способность большинства семей в лучшем случае оказалась заморожена, а Франция сталкивается со все новыми, весьма серьезными социальными и экономическими вызовами?
Ответ общества на неэффективную внутреннюю политику властей не заставил себя ждать. С осени 2012 г. наблюдается последовательный процесс снижения популярности действующего президента. Сегодня уровень доверия к проводимой им политике достиг своего антирекорда — 12—13%: никогда еще в период V Республики хозяин Елисейского дворца не пользовался столь постыдно малой поддержкой избирателей. Своей массовой непопулярностью президент тянет назад правительство и соцпартию (СП). Рейтинг еще недавно сверхпопулярного премьер-министра Манюэля Вальса упал менее чем до 35%, а о поддержке президентской СП более чем наглядно свидетельствуют результаты евровыборов от Франции, на которых за список социалистов и их ближайших партнеров левых радикалов отдали голоса менее 14% проголосовавших.
Очевидно, что процесс поправения во французском обществе принял, похоже структурный характер, о чем говорит победа крайне правого Национального фронта на тех же евровыборах. Немаловажно и то, что политика Олланда не пользуется особой поддержкой даже левых избирателей. Понятное дело, что он подвергается жесткой критике со стороны коммунистов, кране левых и Левого фронта. Но вот недавние опросы показали, что даже среди электората СП и экологистов Олланду на «экваторе» его президентства доверяют менее 35% респондентов.
Тем не менее президент-социалист и не думает о смене курса. Он, как и его открыто социал-либеральный премьер Вальс, всякий раз утверждают: смены курса ждать не стоит.
«Я стараюсь», — заявил Олланд на пресс-конференции, приуроченной к завершению первой половины президентского срока. Глава государства действительно старается реализовать социал-либеральную политику. Ярким примером тому стало принятие и начало осуществления Пакта ответственности.
Еще в 2012 г. исполнительная власть Франции предприняла ряд шагов, направленных на укрепление конкурентоспособности национальной экономики и промышленности. Целями опубликованного в 2012 г. Пакта для конкурентоспособности для французской промышленности были названы широкое уменьшение взимаемых с предпринимателей социальных выплат и снижение на этой основе «трудовых издержек».
В своем новогоднем телевыступлении накануне 2014 г. Олланд открыто предложил Пакт ответственности, ориентированный на бизнес-сообщество. По словам главы государства, он «будет основан на простом принципе: меньше нагрузки на труд, меньше помех на деятельность и, напротив, больше рабочих мест и социального диалога». Чуть позже, уже в наступившем 2014 году, президент уточнил, что Пакт ответственности за три года приведет к «высвобождению» посредством снижения общественных расходов 50 млрд евро. В результате французский патронат должен получить не менее дополнительных 30 млрд евро!
По иронии судьбы, в период президентской кампании в 2012 г. Олланд и социалисты высмеивали Николя Саркози, который по-своему честно предупреждал общество, что ради выхода из кризиса Франции предстоит отказаться примерно от 50 млрд евро социальных расходов. Тогда рядившийся в тогу умеренного социал-реформиста Олланд разглагольствовал на тему о том, что «строгость не является приговором», а «социальные сокращения не фатальны». Тогда он призывал Францию к изменениям…
Но что же принесут изменения в соответствии с графиком выполнения Пакта ответственности для французских наемных трудящихся на практике? В частности, предусматривается снижение денежной массы, выделяемой на заработную плату, сокращение выплат со стороны предпринимателей, уменьшение семейных пособий и снижение налога для предпринимателей. До 2016 г. частный бизнес должен получить от государства в рамках политики «помощи предприятиям» до 41 млрд евро. Конечно же, основную работу здесь выполнит Совет Министров, возглавляемый открытым певцом социал-либерализма Вальсом.
Недавно левосоциалистический журнал «Демокраси э Сосьялизм» провел оценку сдержанных и несдержанных Олландом обязательств. Разумеется, «несдержанные» победили. Так вот, «Пакт ответственности» в этом анализе фигурирует как «регресс, который не был предусмотрен в предвыборных обязательствах»! Прежде всего потому, что «он предусматривает ежегодное перераспределение до 20 млрд евро в пользу патроната, тогда как наемные трудящиеся вынуждены будут заплатить за повышение НДС в целом на 7 млрд евро…»
Пакт ответственности соответствует либеральной догме о том, что ради обеспечения подъема следует снизить стоимость труда и социальные издержки. В контексте данного плана основной удар объективно направлен на общественные расходы и знаменитую Secu — установленную еще в 1945 систему социальной безопасности. Отметим также, что не досчитаются своих миллиардов бюджеты муниципалитетов и департаментов. Свыше 20 млрд евро «изымут» у системы здравоохранения и социальных служб.
Левые экономисты уже подсчитали, что реализация Пакта на практике приведет к очередному увольнению тысяч работников в общественных службах. По крайней мере до лета 2017 г. во Франции будут заморожены зарплаты государственных служащих.
Что же касается социальных пособий и размера пенсий, с ними произойдет то же самое минимум до октября 2015 г. (за исключением наиболее беднейших слоев). Наоборот, частнокапиталистические предприятия получат «на свой счет» упразднение солидарного социального вклада, взимавшегося до сих пор с частных фирм, снижение сверхналога с компаний с 33% до 28% (что на деле означает для частного сектора приобретение до 5 млрд евро выручки), а также ликвидацию ряда других, более мелких налогов, до настоящего времени взимавшихся с частных предприятий. Думаю, логично, что в результате всех этих мероприятий совокупность системы социальной безопасности принимает еще более «рыночный» характер: если при Франсуа Миттеране почти 97% всей этой системы финансировалось за счет социальных взносов, сейчас этот показатель упал до отметки в 55%.
Депутаты от Левого фронта справедливо кричат об угрозах, нависших над системой французского здравоохранения, к слову, до сих пор считавшейся одной из самых развитых и качественных в Европе. Действительно, Пакт ответственности предполагает сэкономить на медицине около 10 млрд евро. К сожалению, данные реформы способны открыть систему здравоохранения во Франции для последующей приватизации и разрушения общественных больниц. Расходы на здравоохранение в бюджетах 2015—2017 гг. будут последовательно снижаться, тогда как выплаты за посещение отдельных врачей со стороны пациентов и их страховых компаний, наоборот, повысятся. В 2013—2014 гг. на систему общественных больниц уже было выделено на миллиард евро меньше, чем раньше; по плану в 2014—2017 гг. она не досчитается еще около 3 млрд евро. Профсоюзы работников медицины и ассоциации занятых в больницах и госпиталях уже бьют тревогу.
Знакомая россиянам картина (хотя и не такая страшная): многие объекты медицины плохо укомплектованы персоналом, санитары и вспомогательный персонал увольняются из-за небольшой зарплаты, большие трудности с формированием персонала и обеспечением новейшей техники в сельских и «депрессивных» районах. Все эти проблемы были во Франции и раньше, при правых правительствах, но они, увы, обостряются при левом президенте…
Неудивительно, что даже в соцпартии эта открытая пролиберальная политика вызывает все больше недоумения и протестов.
Практически ни один важный правительственный законопроект не проходит в Национальном Собрании без склок и скандалов в социалистической депутатской группе, где уже выявилось от 30 до 40 «депутатов-фрондеров», оппозиционно настроенных в отношении курса Олланда-Вальса. Как отмечает член Национально бюро СП от левого течения «Сейчас — слева» Жерар Филош, «если мы не покончим с этой политикой, вскоре СП лишится контроля над всеми регионами, а в парламент на следующих выборах попадут в лучшем случае от 40 до 50 социалистов». Отмечается, что рядовые граждане сталкиваются с социальными проблемами в момент, когда французский патронат имеет так много дивидендов, как никогда: пятьсот богатейших фамилий располагает общим достоянием в 330 млрд евро, а один процент самых богатых французов контролирует четверть всех богатств.
Однако уже ясно, что не только перераспределительную, но даже классическую социал-реформистскую линию в социальной и экономической сфере действующий под опекой Олланда кабинет Вальса предложить французскому обществу не может. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в преддверии назначенного на июнь съезда СП (Франции) в президентской партии явно обострится борьба за влияние между основными внутрипартийными течениями, как поддерживающими линию исполнительной власти, так и критикующими ее.