Лозунг «Still Bernie!» прозвучал 15 марта, когда после неудачных праймериз в пяти штатах, из которых было три северных, пресса начала настойчиво советовать сенатору из Вермонта прекратить гонку. Берни Сандерс, разумеется, отказался, а его сторонники после краткого замешательства снова мобилизовались и вскоре начали выигрывать штат за штатом. Пока не пришла очередь Нью-Йорка.
На сей раз Берни снова потерпел поражение, но, вопреки ожиданиям, оно ничуть не деморализовало его сторонников. Напротив, они настроены крайне агрессивно, а энтузиазм, связанный с кампанией сенатора из Вермонта, стремительно нарастает. Избирательный фонд увеличивается. И уже после объявления итогов нью-йоркского голосования начались разговоры о возможном переходе к Сандерсу части суперделегатов (представителей партийной элиты, которые участвуют в съезде с правом решающего голоса, хотя их никто не избирает).
Для того, чтобы понять произошедшее на праймериз 19 апреля, необходимо разобраться в избирательной системе штата Нью-Йорк. Дело в том, что правила, по которым проводятся праймериз, в каждом штате свои. И в Нью-Йорке они самые жесткие, самые неблагоприятные для сторонников Берни.
Голосовать могли лишь люди, заранее зарегистрировавшиеся как демократы, причем регистрироваться надо было ещё до того, как стал известен состав участников гонки. Иными словами, сторонники Берни, многие из которых только ради него присоединились к демократам, по большей части оставались незарегистрированными и голосовать не могли.
Тем не менее Берни сделал серьезную ставку на Нью-Йорк, объявив, что победа в этом штате означает для него победу в гонке. Это могло показаться опрометчивым, но в известном смысле отражало динамику происходящего. Если бы Берни после серии побед удалось взять и Нью-Йорк, то это было бы необратимым переломом ситуации в его пользу. Однако то же понимала и противная сторона. Штаб Хиллари Клинтон дал понять, что именно здесь успехи её оппонента закончатся. И на борьбу с Берни в Нью-Йорке были брошены все ресурсы, включая административный.
Тем не менее сенатору из Вермонта почти удалось добиться своего. После беспрецедентных по массовости митингов и шествий, после нескольких миллионов звонков, в ходе которых люди из других штатов уговаривали нью-йоркцев поддержать кандидата, после визита в Ватикан и встречи с Папой римским, а главное, после сокрушительной победы Берни в теледебатах, начинало казаться, что он может победить даже по этим правилам. Люди в сети уже обсуждали, как будут праздновать победу на улицах города. Однако штаб кандидата предостерегал активистов от излишнего энтузиазма — за сутки до выборов он разослал информацию о том, что сенатор из Вермонта отстает от Хиллари на несколько процентов.
И всё же решающим оказался именно административный ресурс. Из списков избирателей загадочным образом «пропали» 125 тысяч человек, причем именно в районах, где сильна была поддержка Берни.
Что характерно, пропавших было больше, но некоторые особенно скандальные граждане вдруг таким же мистическим образом снова «обнаруживались» в списках после того, как грозились не уходить с участка, пока не будет проведено разбирательство в присутствии юристов.
Похоже, этим чудеса не ограничились, поскольку во многих случаях опубликованные итоги выборов разительно (на 5-7 процентов) расходились с данными экзит-поллов, что почти невозможно — статистическое расхождение в Америке обычно составляют 2-3 процента максимум. Странности подсчета объясняются тем, что на некоторых участках вдруг непонятным образом разом ломались все машины для голосования. А при ручном подсчете, ясное дело, получаются арифметические ошибки — всегда в пользу Хиллари. В Америке очень плохое математическое образование. Опыт самого Берни доказал, насколько он прав, требуя перераспределить бюджетные средства, чтобы научить граждан правильно считать.
Несмотря на то, что нью-йоркский суд утром в день голосования принял постановление, разрешающее зарегистрированным «независимым избирателям» голосовать на праймериз, их голоса не засчитывались, да об этом почти никто не узнал, поскольку масс-медиа данную информацию проигнорировали.
В общем, коллегам Хиллари совершенно не понадобилась помощь волшебника Чурова, чтобы повторить все те же самые фокусы и дополнить репертуар своими собственными.
Если бы нечто подобное произошло в восточноевропейской или южноамериканской стране, политики и журналисты в США несомненно громко возмутились бы нарушением демократических прав. Но что делать, когда такое происходит в самих Соединенных Штатах?
К несчастью для руководства и аппарата Демократической партии наивная вера американцев в свою демократию не позволяет им спокойно смириться с подобными чудесами. Шум подняли не только сторонники Берни, но и республиканцы. Подводя итоги выборов в Нью-Йорке, и Дональд Трамп, и Тед Круз говорили уже не столько своей гонке, сколько о Берни Сандерсе — попытки подавить его кампанию с помощью административных методов и мошенничества дискредитируют Демократическую партию.
Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио хоть и принадлежит сам к демократам, вынужден был начать официальное расследование. Правда, странным образом руководить этим расследованием назначен Скотт Стрнгер (Scott Stringer), который… сам является делегатом от Клинтон.
Тем не менее частичный пересчет голосов практически неминуем. Это обойдется команде Клинтон в несколько делегатских мандатов, однако, скорее всего не приведет к пересмотру общего итога.
Получив по опросам поддержку примерно 65% нью-йоркцев, выиграв, несмотря ни на что, в 50 округах штата из 62, Берни проиграл итоговое голосование. Только такое поражение многими было расценено как почти победа. Точно также, как махинации сторонников Клинтон на выборах в Аризоне вызвали волну сочувствия к пострадавшему — от них Берни и предопределили череду последующих его успехов — так и сейчас, после Нью-Йорка, сенатор из Вермонта оказался в глазах общества моральным победителем. И это отнюдь не утешительный приз.
Похоже, руководство Демократической партии готово протаскивать кандидатуру Клинтон на номинацию буквально любой ценой. Вопрос в том, какова будет эта цена. А она, как уже сейчас ясно, окажется для партии катастрофической. Мало того, что у Хиллари, рейтинг которой стремительно падает с каждым скандалом, почти не осталось шансов на победу в общенациональных выборах в ноябре, но она грозит потащить с собой на дно и всю партию. Значительная часть демократов и даже целые организации заявляют, что в случае, если победа Берни будет предотвращена с помощью административного ресурса, они выйдут из партии.
Лозунг «Кто угодно, только не Хиллари» становится крайне популярен именно среди избирателей-демократов. Как написал один из нью-йоркских блогеров, после того, что случилось в их штате, он скорее предпочтет увидеть над Белым домом свастику, чем эмблему Клинтон. Авторы комментов стали возражать ему, что Хиллари всё же лучше Гитлера (очень милое оправдание), с чем автор поста согласился, но заметил, что Гитлер, во-первых, уже умер, а Клинтон всё ещё жива, а во-вторых, Гитлер не баллотируется в президенты США, а Клинтон пытается захватить «овальный кабинет» и, следовательно, именно она представляет реальную угрозу для свободы в Америке.
Раскол Демократической партии — первый такого рода раскол в истории США — неминуемо приведет к поражению не только на президентских выборах, но и к провалу на выборах в местные ассамблеи и в Конгресс, тем более что активисты уже составляют списки политиков из окружения Клинтон, повторного избрания которых нельзя допустить ни в коем случае. Одновременную борьбу на два фронта — с республиканцами и с активистами собственной партии — команда Клинтон уже точно не выдержит.
Со своей стороны Сандерс о расколе пока молчит. И дело не только в том, что он по-прежнему сохраняет шансы на успех в борьбе за номинацию от Демократической партии, но и в том, что его участие в осенней гонке как независимого кандидата (или как кандидата от «зеленых») будет зависеть от нескольких обстоятельств. Технически выдвижение независимого кандидата по американским законам сопряжено с массой препятствий, причем в разных штатах разных. Но это не главное. Берни не хочет, чтобы в случае победы Трампа пресса заявила, будто это произошло исключительно из-за раскола, внесенного им в ряды демократов.
Сандерс выдвинется лишь в случае, если опросы покажут, что Трамп не просто побеждает Хиллари, а обходит её с большим отрывом. И тогда уже сенатор из Вермонта постарается обойти Клинтон, чтобы роль маргиналов и раскольников досталась именно её команде.
Некоторые прогнозы даже показывают, что в случае трехсторонней гонки у него есть шанс выйти на первое место. Берни сможет привлечь не только большинство независимых и низы демократического электората, но он, в отличие от Хиллари, может перетянуть к себе и часть республиканцев. Почти две трети граждан США сегодня не поддерживают ни ту, ни другую партию, а это значит, что именно такой кандидат, как Берни, является для них потенциально предпочтительным.
Однако до тех пор, пока судьба демократической номинации не решена, Берни будет бороться именно на этом поле. И здесь его главным союзником на финальном этапе выборов может оказаться… сама Хиллари.
Шлейф скандалов, тянущийся за бывшей первой леди, таков, что всё больше и больше представителей демократического истеблишмента начинают подозревать, что с этой дамой опасно связываться. А нарастающая угроза раскола лишь усиливает панику. Тем более что скандалы далеко не закончились. Наглое поведение связанных с Клинтон аппаратчиков подливает масла в огонь. Расчет делается на то, что судебное разбирательство, всевозможные расследования и рассмотрение жалоб в Аризоне и Нью-Йорке займет от трех до пяти месяцев, а за это время вопрос с номинацией будет решен. Но не вопрос с президентскими выборами, к которым как раз и подоспеют судебные решения, доказывающие, что кандидат от демократов обеспечила свое выдвижение с помощью мошеннических приемов. Причем, в отличие от России, где искать крайних будут на низовом уровне, американская система сработает ровно обратным образом: доказать злой умысел со стороны исполнителей практически невозможно, а вот дискредитация и позор для заказчика обеспечены.
Добавим к этому, что продолжается расследование, начатое ФБР против Хиллари в связи с утечкой по её вине секретной информации. А привычка бывшей первой леди лгать практически по любому поводу гарантирует, что даже в случае её избрания поводов для импичмента будет более чем достаточно. Ведь основанием для уголовного преследования в США может быть не только сама утечка секретной информации, но и ложь под присягой во время расследования этого инцидента.
В такой обстановке удар по Клинтон на съезде могут нанести те самые неизбираемые суперделегаты, которых бывшая первая леди пока что числит своими сторонниками. Да, многие из них уже получили от неё деньги по различным каналам.
Но чем более коррумпировано общество, тем меньше стоит доверять людям. Некоторые из супер-делегатов уже сделали соответствующие намеки, не отказываясь от поддержки Клинтон, но одновременно напоминая, что их позиция может ещё измениться.
Дальнейший ход событий определится после голосования в 5 северных штатах, назначенного на 26 апреля. Эти выборы вряд ли уже спасут репутацию Клинтон, даже если каким-то чудом она сможет одержать на них победу, но они определят дальнейшую стратегию Берни — продолжать всерьез борьбу за номинацию от демократов, либо использовать продолжающиеся праймериз как начало своей кампании в качестве независимого кандидата.