Как известно в 1936 году Лев Троцкий в эмиграции написал свой знаменитый труд «Преданная революция». Именно так он оценивал политику Иосифа Сталина в предшествующие годы. 42 года назад, в апреле 1974 года, в Португалии произошла революция, которая из антифашистской и общедемократической переросла в социальную. К бурным португальским событиям тех лет также можно применить определение преданная революция.
У власти в Португалии с начала 30-х годов прошлого века находилась крайне правая диктатура Антониу ди Салазара. В 1926 году республиканский режим сменило авторитарное правительство военных. Генерал Кармона в 1932 назначил премьер-министром с широчайшими полномочиями Антониу Салазара, профессора политэкономии и основателя партии фашистского толка «Национальный союз». В начале 1933 года в полном соответствии с теорией корпоративизма, провозглашенной лидером итальянского фашизма Бенито Муссолини, Португалию объявили «унитарной корпоративной республикой» с однопартийной системой. Вместо профсоюзов создали подконтрольные правительству национальные синдикаты. Учредили тайную полицию (ПИДЕ). Деятельность всех оппозиционных партий была запрещена, но особенно жестокими преследованиями подвергались левые – социалисты и коммунисты.
В 1933 году Португальская социалистическая партия оказалась вынуждена официально объявить о своем самороспуске. Однако в подполье наряду с коммунистами продолжали действовать группы социалистов, боровшихся с режимом. С 60-х годов в подполье и в эмиграции оформилась организация Португальское социалистическое действие (САП), ставшая членом Социалистического интернационала. В 1973 году незадолго до падения режима по инициативе САП произошло объединение с другими группировками социалистического толка. На съезде в ФРГ было провозглашено воссоздание Португальской социалистической партии, генеральным секретарем которой стал Мариу Соареш – человек, сыгравший решающую и весьма противоречивую роль в последующем развитии португальских революционных преобразований.
В первой половине 70-х годов в стране сложилось тяжелое социально-экономическое положение, отсутствовали элементарные политические свободы. Португалия была одной из самых бедных стран Западной Европы, здравоохранение существовало на крайне низком уровне.
Хотя в годы диктатуры и была проведена индустриализация, страна в большей степени оставалась аграрной. 25 апреля 1974 года группа офицеров, называвших себя «Движением вооруженных сил», во главе с генералом Антониу де Спинола совершила бескровный военный переворот и отстранила от власти премьер-министра Марселу Каэтану, возглавлявшего после смерти Салазара диктаторский режим. Переворот был тщательно подготовлен подпольной армейской организацией «Движение капитанов», среди членов которой преобладали офицеры левых (марксистских и социалистических) взглядов. Поскольку население столицы Португалии Лиссабона встречало вышедшие на улицы города танки цветами, в основном красными гвоздиками, эти события вошли в историю как революция гвоздик.
Взявшие власть в руки военные объявили о создании Совета национального спасения, первыми шагами которого было восстановление демократических свобод и амнистия политических заключенных.
Революцию гвоздик в Португалии западные либеральные политологи, как правило, рассматривают в рамках концепции «демократического транзита», то есть перехода от авторитарных или тоталитарных режимов к плюралистической демократии. В этом же ряду стоят антифранкистские демократические реформы короля Испании Хуана Карлоса в середине 70-х, отстранение от власти режима «черных полковников» в Греции и «бархатные» антикоммунистические революции в странах Восточной Европы в конце 80-х. На самом деле куда более актуальна совсем другая аналогия – с чилийской революцией начала 70-х, поскольку и в том и в другом случае имели место схожие социально-экономические преобразования и общие идеологические ориентиры.
1 мая 1974 года, через несколько дней после свержения режима, на улицы столицы вышло более миллиона манифестантов, скандировавших лозунг чилийских революционеров «Единый народ никогда не победить». В манифестации активное участие приняла вышедшая из подполья Коммунистическая партия.
Под контролем «Движения вооруженных сил» было сформировано несколько временных правительств с участием ведущих политических партий, включая социалистов и коммунистов. Их состав постепенно менялся в результате обострения политической борьбы в стране в пользу усиления влияния левых сил, в первую очередь компартии и ее союзников. Премьер-министром был назначен полковник Васку Гонсалвиш – убежденный сторонник левых взглядов и близкий к ПКП. Пост президента занял генерал Спинола. За период с июля 1974 года по сентябрь 1975 прошла широкая национализация промышленности и банков, сельскохозяйственная реформа, связанная с ликвидацией латифундий и созданием сельхозкооперативов и предоставлена независимость африканским колониям в Анголе и Мозамбике.
В конце 1974 года на съезде ПСП была принята достаточно радикальная для партии члена Социнтерна Декларация принципов, в которой провозглашалась необходимость обобществления средств производства, установления власти трудящихся и строительства бесклассового общества. Марксизм определялся как «теоретическое руководство» для партии, однако его ленинская интерпретация полностью отвергалась.
Правые силы – Народно-демократическая партия и Социально-демократический центр пытались блокировать осуществление радикальных преобразований, путем организаций массовых волнений. В марте 1975 года произошла попытка правого военного переворота, в который был замешан и президент генерал Спинола. Однако путч провалился, прошли многочисленные аресты противников левого правительства. Тогда же был на базе ДВС создан Совет революции, который должен был осуществлять контроль за политическим процессом от имени «Движения вооруженных сил». Следует заметить, что ряд его членов занимали более радикальные антикапиталистические позиции, чем коммунисты и выступали за форсированные преобразования социалистической направленности.
25 апреля 1975 года состоялись выборы в Учредительное собрание, на котором победу одержали социалисты, получив около 40% голосов. Коммунисты вместе в союзе с другими левыми группами набрали около 20%, а правая оппозиция в лице НДП и СДЦ вместе получила менее 35%.
В период названный «горячим летом», произошел разрыв между двумя ведущими левыми партиями, коалиция которых обеспечивала продолжение революционного процесса в стране.
Министры социалисты, которые до этого входили в состав всех временных правительств, вышли из него. Полковник Васку Гонсалвиш сформировал пятое временное правительство с участием военных, представителей компартии и ее союзников. ПСП выступила против политики дальнейшей национализации и за ограничение роли созданных в ходе революции органов прямой демократии (комиссии жителей). Социалисты добивались устранения вмешательства в политический процесс военных в лице ДВС, тогда как коммунисты наоборот рассматривали ДВС как гаранта сохранения и продолжения социальных преобразований в стране. ПСП в союзе с правыми партиями стремилась отстранить от власти левых военных и коммунистов, опасаясь установления их диктатуры. На ассамблее «Движения вооруженных сил» в июле 1975 года противники радикализации революции взяли верх. Был принят «Документ девяти» требовавший независимости ДВС от компартии. В результате премьер и признанный лидер революционных преобразований полковник Васку Гонсалиш ушел в отставку. В декабре было сформировано новое коалиционное правительство во главе с лидером социалистов Мариу Соарешем с участием основных политических сил.
В апреле 1976 года была принята новая конституция, особенностью которой стало закрепление контролирующей роли Совета революции, состоящего из членов ДВС с весьма широкими полномочиями, вплоть до выдвижения кандидатов на пост президента. Конституция закрепляла важнейшие революционные преобразования: национализация, аграрная реформа, рабочий контроль на госпредприятиях. Конституция провозглашала в качестве цели строительство бесклассового общества и переход к социализму путем создания условий для демократического управления страной трудящимися массами. Однако Мариу Соареш, сформировавший первое конституционное однопартийное правительство социалистов, после апрельских парламентских выборов, принесших успех ПСП, провел ряд законов по пересмотру ранее осуществленных преобразований. Была проведена денационализация ряда предприятий и конфискованных латифундий, ограничен рабочий контроль на производстве, распущены сельхозкооперативы. Началась политика поощрения бизнеса, замораживания зарплат и привлечения иностранных инвестиций.
По словам самого Соареша, «планы строительства социализма оставлены в ящике стола».
В конце 1977 года в результате политического кризиса правительство социалистов ушло в отставку. Впоследствии ПСП участвовала в ряде коалиционных правительств с правыми партиями или переходила в оппозицию. В 1982 году при поддержке социалистов в конституцию внесли принципиальные изменения: исключены положения о строительстве социализма и общественной собственности на производстве. Совет революции также упразднили. Португалия стала традиционной буржуазно-демократической республикой, а социальная революция, начатая романтически настроенными военными революционерами, радикальной интеллигенцией и поддержанная рабочими и крестьянами оказалась задушена. Для этого не потребовалось, как в Чили, свершать военный переворот фашистского толка. Роль могильщика радикальных преобразований сыграла ПСП в полном противоречии с собственными программными установками и даже принятой при решающей роли социалистов конституции. Можно спорить, насколько Португалия была готова к столь масштабным преобразованиям. Но лидер ПСП Мариу Соареш под предлогом противостояния коммунистам и авторитарно настроенным левым военным выбрал путь сближения с либеральными и консервативными силами, что и предопределило данный итог революции.
Важную роль в португальской революции сыграли взаимоотношения двух политиков – лидера коммунистов Алвару Куньяла и генсека соцпартии Марио Соареша. Их судьбы пересеклись уже в молодости в 30-е годы ХХ века. Алвару Куньял, будучи студентом юристом, организовал нелегальную Лигу друзей СССР и португальскую секцию МОПР (Международная организация помощи борцам революции созданная по решению Коминтерна). Куньял был репетитором молодого Соареша, и тот под его влиянием также стал коммунистом и вышел из ПКП только в 1951 году. Лидер португальских коммунистов 11 лет провел в тюрьмах фашистского режима, по большей части в одиночной камере. В 1960 году бежал из заключения и эмигрировал в СССР. Социалист Соареш за оппозиционную деятельность не раз высылался из страны. Оба левых лидера вернулись на родину после победы революции гвоздик.
Противостояние этих двух ярких политиков безусловно сказалось на политическом процессе. Куньял всегда считался достаточно ортодоксальным коммунистом и не разделял еврокоммунистические идеи своего испанского коллеги Сантьяго Карильо. Наоборот, Соареш прошел серьезный путь политической эволюции от левого социалиста марксистского толка до умеренного прагматика левоцентристских взглядов. В отличие от чилийской революции, где правительство Народного единства опиралось на прочный союз социалистов и коммунистов, в Португалии процесс социальных преобразований был прерван в результате конфликта между двумя ведущими левыми партиями.
Алвару Куньял скончался 2005 году в Лиссабоне и остался в истории страны не только как политик, но и как писатель (псевдоним Мануэль Тиагу) и художник. Как это не парадоксально, но в 2007 году в результате проведенного конкурса – опроса на звание самого великого португальца всех времен Алвару Куньяла признали вторым после диктатора Антониу Салазара…