В связи с очередным обострением политического кризиса в Молдавии, который продолжается вот уже четыре месяца, хочу высказать свою точку зрения о причинах народного недовольства. Некогда благополучная Молдавская ССР, сейчас представляет собой довольно жалкое зрелище. В некотором смысле это уменьшенная копия Украины, со всеми ее проблемами, умноженными на порядок по силе воздействия на жизнь страны. Даже Приднестровье свое у Украины уже есть.
Местные чиновники одни из самых коррумпированных. В соответствующем рейтинге организации The World Justice Project Молдавия заняла 93 место из 102. Ее обошли даже некоторые слаборазвитые страны Африки. Потому история с пропажей 1 млрд долл. ничуть меня не удивила. Чтобы внеси ясность, уточню, что эта сумма эквивалентна 54% доходов госбюджета или 13% ВВП страны! Причем власть даже не делает особых попыток оправдаться в воровстве. Официальные лица все обещают наказать виновных и найти деньги. Происходящее спровоцировало обесценивание молдавского лея и привело к недостатку валюты в стране. Кстати, пенсия в непризнанном Приднестровье в пересчете на доллары больше, чем в Молдове.
Следующим сюрпризом для населения стало заключение с Европейским Союзом соглашения о зоне свободной торговли. Того самого, которое отказался подписывать Янукович. А вот правительство Молдовы подписало.
Только позаботиться о защите собственного рынка и поддержке местного производителя забыло. На себе это сильнее остальных прочувствовали аграрии. Основная часть населения (около 45% граждан) страны занята как раз в сельском хозяйстве. Кроме того, забыв о своем производителе, правительство еще и проигнорировало интересы России. В итоге экспорт в ЕС вместо того, чтобы вырасти, сократился на 0,3 п.п. Еще более сильным ударом стало падение на 35% экспорта в Россию. Товары из Европы же идут без пошлины, добивая внутреннего производителя.
Все это повлекло сокращение бюджета. По данным на октябрь 2015 года, доходы упали на 5%, а расходы — на 20%. Иными словами, идет хроническое недофинансирование всех статей. В сравнении с октябрем 2014 года, доходы и расходы оказались меньше. Пожар перекинулся и на банковский сектор. ЦБ Молдовы, как и его коллеги в России и на Украине, при этом повышает учетную ставку и увеличивает нормы резервирования по депозитам в леях. Иными словами, сокращает денежную массу, свято веря методичкам МВФ и полагая, что борется с инфляцией. На самом же деле перекрываются каналы финансирования бизнеса, который из-за взлетевших вверх ставок не может кредитоваться. Под такой процент кредиты могут брать только наркоторговцы с рентабельностью их бизнеса.
Далее мы наблюдаем падение внутреннего спроса, а после подписания ассоциации с ЕС и внешнего. Это, в свою очередь, влечет за собой сокращение производства.
До недавнего времени Молдавия демонстрировала замечательную динамику роста ВВП. В 2013 году был установлен рекорд, валовый внутренний продукт вырос на 8,9%, достигнув уровня в 7,4 млрд долл. США. Такая динамика сохранялась вплоть до третьего квартала 2015 года, когда ВВП рухнул на 3,7%. Благодаря вышеописанной политике денежных властей экономика начала сжиматься, падает производство и снижаются объемы розничной торговли.
Положение усугубляет территориальный раскол. В Приднестровье сосредоточено большинство крупных промышленных предприятий. Тамошняя продукция экспортируется под маркировкой «made in Moldova», но бюджету от этого прибытка мало. Ко всем прелестям жизни Молдавия входит в пятерку стран, наиболее зависимых от денежных переводов трудовых мигрантов. По данным Международной организации по миграции, свыше 320 тыс. трудоспособного населения работает заграницей. Причем большинство – 60% находят работу в России. Сумма переводов превышает 1 млрд долл. США.
На этом фоне скандал с выводом средств за рубеж, т.е. кражи 13% ВВП, переполнил чашу терпения народа. Также протестное движение подогревается местной олигархией. Ее лидером является Владимир Плахотнюк, местный аналог украинского Порошенко. Он метил в кресло премьера, но под натиском толпы и Брюсселя назначение сорвалось. Местные власти умудрились настроить против себя как врагов, так и союзников. В ночь с 21 на 22 января к присяге привели правительство Павла Филипа, кандидатуру которого одобрили западные партнеры. Но он подконтролен все тому же Плахотнюку, о чем толпе на площади в Кишиневе известно. Иными словами, подковерная борьба за постоянно уменьшающийся пирог идет грубыми и бесцеремонными методами на глазах стремительно беднеющего народа. Возмущение последнего в итоге вылилось в захват парламента.
И тут становится очевидно, насколько зла оказалась ирония судьбы. Руководство Молдавии, в отличие от Януковича, подписало невыгодный для себя документ, и его сейчас свергают за столь необдуманные действия.
Президент Молдавии Николае Тимофти уже в открытую жалуется еврочиновникам, что на него оказывают давление олигархические круги. Такая чехарда с правительством еще больше ухудшает экономическую ситуация в стране.
Немаловажным фактором является политика Румынии, направленная на ассимиляцию Молдавии. Не секрет, что румынские паспорта лежат под подушкой у многих граждан Молдовы.