Новый польский Сейм (парламент) начал свою работу. Его председателем стал Марек Кухчинский, представитель победившей на парламентских выборах правоконсервативной партии «Право и Справедливость». У него будет пять заместителей. Среди них и Малгожата Кидава-Блонска — бывший председатель Сейма от партии «Гражданская Платформа», которая уступила место первой политической силы и перешла в оппозицию.
Ярослав Качиньский, председатель партии «Право и Справедливость», устроил сюрприз и своим приверженцам, и противникам, не дав, вопреки ожиданиям, своему политическому протеже — новому премьер-министру Беате Шидло сформировать кабинет в соответствии с ее собственными представлениями. Самые сильные фигуры в новом правительстве на ключевых постах — старые «боевые друзья» Качиньского времен его премьерства. Таким образом, ожидания экспертов о выдвижении новых фигур не оправдались.
Наоборот, сбылись самые мрачные ожидания противников «Права и Справедливости» о политическом возрождении круга так называемой «Смоленской секты». Первое, что сделала новая власть, — установила крест-памятник, посвященный Смоленской трагедии, перед дворцом президента. Это стало символическим актом реваншизма в отношении постсоветской России и залогом новой настоящей холодной войны между Варшавой и Москвой. Хотя нельзя сказать, что она когда-то прекращалась.
По словам болгарского военного историка Мирослава Йовинского, «не было бы векового российско-польского конфликта, ислам был бы экзотической сектой на Аравийском полуострове».
Это правдивое утверждение стало очень актуальным 11 ноября 2015 г. В День Независимости Польши праворадикальные футбольные фанаты, кроме антироссийских, выдвигали еще и антиевропейские и антиисламские лозунги. А 70-летний правый радикал (видимо, с плохими воспоминаниями о вступлении Советской Армии в Польшу) осквернил памятник одного из героев освобождения своей Родины от нацистов — генерала армии Черняховского. Полиция его арестовала, и сейчас идет судебное разбирательство. На фоне общей национально-патриотической волны ему, конечно, ничего не грозит. В худшем случае заплатит небольшой штраф. Он, кстати, уже стал героем в глазах молодых польских правых радикалов.
Не зря либералы из «Гражданской Платформы» постановили, что страна не может принять никаких иммигрантов из Азии и Африки, потому что ожидает волны беженцев из Украины. И, надо сказать, она к ней уже полностью готова: в самом центре польской столицы, перед главным входом Варшавского университета, находится «украинский центр». Там выходцы с Юго-Востока находят теплый прием и предложения о трудоустройстве. Там каждый день проходят благотворительные представления и концерты. Средства перечисляются новоприезжим, либо направляются в зоны, охваченные гражданской войной на Юго-Востоке неспокойного соседа. Отдельно идет помощь этническим полякам на Украине. Большинство уже переселено в Польшу. От поляков очищают прежде всего Новороссию и Киев.
Спикер уходящего кабинета министров «Гражданской Платформы» Цезари Томчик назвал состав нового кабинета министров «самым большим политическим обманом за последние 25 лет». Он сказал: «Мы должны были иметь свежее правительство с новыми идеями, а у нас кто: Антони Мачеревич, Збигнев Жобро, Мариуш Каминский. Неужели Антони Мачеревич будет командовать 18-й по силе армией мира?! Или Збигнев Жобро, который в свое время чуть не оказался перед государственным судом?! Или Мариуш Каминский, с которого сняли судимость?!» Цезари Томчик напомнил, что новый премьер-министр Беата Шидло в течение последних недель занималась чем угодно (встречалась с журналистами, ходила в кино), кроме политических консультаций по поводу кандидатов на министерские посты.
Самая спорная фигура для польского общественного мнения — министр обороны Антони Мачеревич, бывший заместитель министра в правительстве Качиньского, бывший начальник контрразведки, реваншист, русофоб и антикоммунист до мозга костей. Он виноват в публикации досье сотрудников польской военной разведки, которые, кстати, сыграли решающую роль в спасении американских разведчиков в Ираке до начала первой войны в Персидском заливе.
Тогда Саддам Хусейн держал их в плену в качестве заложников. Их вывели из Ирака по фальшивым польским паспортам. Руководитель операции генерал Громослав Чемпинский — настоящий национальный герой страны. В результате успешной акции под его командованием США, ЕС, МВФ, ЕБВР простили сразу 50% польских долгов, а в течение 2-х лет — остальные 50%.
Антони Мачеревич — самый активный член так называемой «Смоленской секты». Он был председателем парламентской комиссии, расследовавшей авиакатастрофу в Смоленске, где погибла часть польской элиты. Все его подозрения связаны с деятельностью Кремля и Путина.
В дипломатической форме эти подозрения озвучил и новый министр иностранных дел Витольд Ващчиковский. Он объявил, что продолжит настаивать на международном расследовании инцидента с участием независимых экспертов. Напомним, проведенное расследование было двухсторонним, с участием экспертов третьих стран, которые однозначно доказали, что речь идет о несчастном случае из-за вмешательства в работу пилотов со стороны президента Леха Качинского и командующего авиацией генерала Анджея Бласика (экспертиза установила, что до проникновения в кабину пилотов он употребил большое количество алкоголя). Были также выявлены технические неисправности самолета, невыполнение экипажем команд и инструкций со стороны диспетчеров аэропорта. Неубедительно звучит аргумент, что польский пилот Аркадиуш Протасюк не понимал команды на русском языке — его фамилия выдает его украинское происхождение… Польская сторона упорно отрицает вину своих функционеров!
Однако во всяком случае удобный повод для обвинений в адрес Москвы остается. Он нужен Витольду Ващчиковскому, так как его девиз: «Российская Федерация — главный геополитический враг Запада». Включение его и Антония Мачеревича в кабинет министров дает основание политическому обозревателю ИА REGNUM Станиславу Стремидловскому (этнический поляк) прогнозировать, что этот кабинет министров будет недолговечным.
Витольд Ващчиковский все-таки объявил, что постарается поддерживать нормальные отношения с Россией, так как ни одна из двух стран не изменит своего географического положения. Кроме того, польско-российский торговый обмен достаточно велик, несмотря на многолетнюю вражду, санкции и контрсанкции. Это ясно осознает новый эрудированный министр иностранных дел.
Его поддерживает и новый министр по европейским вопросам Конрад Шиманьский. Он постарается убедить партнеров по ЕС, что «Польша — это предместье Запада» и надо ей помогать.
Много вопросов вызывает министр внутренних дел Мариуш Блащак и координатор спецслужб Мариуш Каминский. Имеются сведения об их связях с криминалом — у второго даже есть судимость!
Руководство здравоохранением поручено потомственному аристократу Константину Радзивиллу. У польского здравоохранения очень хорошие традиции, но в последнее время здесь тоже накопилось много недовольства. По сравнению с другими странами ЕС Польша сильно отстает в этой сфере.
Министром по связям с Сеймом назначен Адам Липинский. У него большой опыт парламентской работы. Министром развития назначен Матеуш Моравецкий — родственник упомянутого Корнела Моравецкого. Министром энергетики будет Кшиштоф Тхожевский. Ему будет нелегко противостоять российско-немецкому тандему по «Северному Потоку». В связи с этим возможна острая конфронтация.
Хорошее впечатление производит министр народного образования Анна Залевская. Своими первыми интервью она успокоила польских родителей, выдвинув ряд позитивных предложений. Впрочем, далеко не все зависит от нее — если не будет финансирования, ничего не получится.
Финансирование, в свою очередь, зависит от нового министра финансов Павла Шаламахи. Он, однако, очень консервативный финансист. Выкачать у него деньги будет нелегко, и не только на образование. Первым вице-премьером и министром культуры станет Петр Глиньский. Ожидается, что он будет в состоянии своим интеллектом и умеренностью успокоить радикальных членов кабинета, придерживающихся антироссийских, а также антиевропейских установок. Министром народной казны назначен Давид Яцкевич — тоже хороший профессионал. Министром охраны окружающей среды стал Ян Шишко, который сможет успокоить бунтующих экологов.
Министром цифровых технологий будет Анна Стрежинская, ведомству которой предстоит большая работа в множестве польских деревень — Польша и соседняя Литва отличаются в ЕС самым многочисленным сельским населением.
Задача нового министра сельского хозяйства Кшиштофа Юргеля будет одновременно и простой, и сложной. С одной стороны, сама партийная платформа отвечает ожиданиям очень консервативных польских крестьян; с другой — сложности могут возникнуть как из-за многочисленности польского крестьянства, так и из-за российских контрсанкций. Когда их ввели, в польском обществе даже звучали призывы «съесть по 5 кг яблок», которые не вывезли в Россию.
Непонимание в польском обществе встречает назначение на пост министра спорта и туризма 30-летнего бывшего легкоатлета Витольда Банка, который пока никак не доказал, что сможет управлять министерством. Однако спортивные успехи для поляков не имеют большого значения: они живут в благополучном обществе и не нуждаются в дополнительных социальных отдушинах. В стране, где средняя зарплата составляет 916 евро, людям не так важны успехи родных спортсменов — у них другие поводы для гордости.
Премьер-министр Беата Шидло сумела отвоевать у председателя партии Ярослава Качиньского только 2 поста: ее будут поддерживать шеф канцелярии премьер-министра Беата Кемпа и шеф ее политического кабинета Эльжбета Витек.
Впервые после 1989 г. одна партия будет нести всю ответственность за управление Польшей.
Ее члены и последователи считают, что избиратели созрели политически и поняли, что коалиционное правительство, составленное партиями разной идеологии (хоть и близкой), не может быть эффективным. Противники Ярослава Качиньского, однако, уверены, что результат выборов и соотношение сил в польском Сейме далеки от реальных настроений в государстве. Кроме того, в Польше нет серьезной политической силы, которая не ориентирована против России и не отрицает политику Путина и Кремля в целом. Поэтому объективные эксперты считают, что для Москвы на этом этапе нет лучшего варианта: в Варшаве будет править радикальная антироссийская и одновременно антиевропейская партия, которая поссорит ее с Брюсселем. Это означает, что российские и польские интересы в конце концов совпадут.
У «Права и Справедливости» много проблем: администрация и публичный сектор неэффективны, забюрократизированы и требуют реструктуризации. Ситуация на рынке труда ведет к перебрасыванию рабочей силы из государственного в частный сектор — зарплаты и там и там не сильно разнятся, чего не скажешь о разнице в условиях труда и эффективности. Она огромная. Бюджет, публичные финансы, налоги требуют не трансформации, а революции — по словам двух последних министров финансов, финансовая дисциплина, налоговая система, эффективность собирания налогов не выдерживают критики. Они считают, что чем быстрее будет наведен порядок в государственных финансах, тем больше денег будет для реализации политических целей и тем меньше возможностей для финансовых спекуляций. Демографическая проблема становится все серьезнее: после 2020 г. каждый год в Польше будет исчезать средний по величине город. Рецепт ясный: больше финансирования для молодых семей с маленькими детьми и возврат в страну поляков, живущих на Востоке, в бывших советских республиках. Право, прокуратура и суд — другая серьезная проблема, стоящая перед властью.
Вот как прокомментировала ситуацию после победы партии «Право и Справедливость» на парламентских выборах специалист по болгарскому, русскому и другим славянским языкам, менеджер по логистике Анна Булиго-Боровская, директор офиса шведской фирмы SCANIA в городе Слупск:
«Реально большинство поляков выступает против «Права и Справедливости»! Они просто не пошли голосовать. И сами виноваты, что их детям в школе будут компостировать мозги религиозными догмами! Даже и тем, кто не католик, — у нас много православных, в том числе и я. Поляки же любят сидеть перед телевизором и ругать Ярослава Качиньского и его людей. Организовались и пошли голосовать бабушки в беретах — в воскресенье утром молились в костелах и вместе пошли к секциям. Они хотят навязать нам, среднему поколению и молодым людям, свои догмы и образ жизни. Поэтому я считаю, что правление Ярослава Качиньского не будет спокойным — он поставил на министерских постах неприемлемые для общества фигуры. Я очень сожалею, что Польша опять настраивается против России. Мы славяне и не можем быть друг против друга. У меня самой есть в роду и белорусы, и украинцы, и русские, и грузины. Мой отец из Барановичей (Беларусь). Моя мама из Дубно (Волынь, Западная Украина). Ее мама из Полтавы (Восточная Украина). Она была наполовину русской, наполовину грузинкой. Бабушка и мама мне рассказывали, что они бежали с Волыни из-за бандеровцев — те расстреливали даже тех украинцев, которые отказывались присоединиться к ним. Записались поляками и вместе с настоящими поляками приехали осваивать отвоеванную у немцев и разрушенную войной Померанию. А сейчас видим, как бандеровцы уничтожают восточных украинцев, а Варшава их поддерживает».
Таких людей в Польше немало. Они сосредоточены в Померании (Поможе) и Силезии (Шльонск). Там проживают и русины, которые выжили после операции «Висла», когда польская армия и спецслужбы расселяли их при попустительстве советских и чехословацких соседей. Есть в Польше и потомки белогвардейцев, и советских дезертиров (одним из них был небезызвестный Ромуальд Шереметьев), и дети от смешанных браков с русскими. Все они очень опасаются, что партия «Право и Справедливость» будет нарушать их элементарные человеческие права. Скорее всего, они смогут защитить их с помощью польского гражданского общества.