Во французском языке есть такое словосочетание — «pour rien». Дословно его можно перевести как «ради ничего». Так говорят обычно о действиях или планах, которые на деле ни к чему не приводят. Данное словосочетание как нельзя лучше описывает нынешнюю кипучую деятельность руководства ведущей левой партии V Республики — «Социалистической партии» (СП), организовавшей в середине октября референдум для поддержки своего проекта об объединении левых сил перед предстоящими в декабре 2015 г. региональными выборами.
В условиях, когда французские правые и крайне правые находятся на явном подъёме (о чём свидетельствуют буквально все электоральные баталии 2014-2015 гг., закончившиеся последовательными поражениями левых сил и, в частности, социалистов на европейских, сенаторских и муниципальных выборах), можно сделать неутешительный вывод о том, что французские избиратели всё увереннее «смотрят вправо». По уровню популярности и ведущая партия парламентской оппозиции, ныне получившая название «Республиканцы» (её сейчас вновь возглавляет Николя Саркози), и «Национальный Фронт», несмотря на все внутрисемейные скандалы продолжающий подниматься в опросах, опережают социалистов.
Социальные и экономические показатели тем временем далеки от идеальных. На данный момент правительству, возглавляемому открытым социал-либералом Манюэлем Вальсом, так и не удалось преодолеть усиление безработицы.
Французская экономика находится в состоянии депрессии, и до возобновления уверенного подъёма ещё далековато. Избирателей волнует проблема покупательной способности, ведь у большинства французских семей доходы фактически не растут. В то же время исполнительная власть продолжает попытки достигнуть финансового равновесия и сократить дефицит общественного бюджета. В результате этих мер госбюджет не досчитался почти 50 млрд евро. На этом фоне не удивительно, что Франсуа Олланд по всем социологическим замерам рассматривается общественностью как самый слабый президент за всю V Республику.
При этом в октябре социологи вновь отмечают, что персональные рейтинги и Олланда, и Вальса падают. А между тем впереди запланированные на конец года региональные выборы. Сегодня регионы остаются одним из немногих бастионов французских «розовых»: председателями всех региональных советов метрополии, за исключением традиционно консервативного совета в приграничном с Германией Эльзаса, на настоящий момент являются левые политики, преимущественно представляющие соцпартию.
Но все опросы общественного мнения свидетельствуют, что социалистам нужно готовиться к неудачам. Возможно, СП и союзным социалистам силам удастся сохранить под своим контролем 3-5 регионов, но погоды это не сделает; очевидно, что в 2016 г. Франция войдёт с правым «региональным большинством». Единственное, что может помочь избежать очередного электорального поражения левых, полагают французские политологи, это их объединение в единые региональные списки.
Сразу же после июньского съезда СП, на котором сохранилось прежнее, ориентированное на поддержку курса Ф. Олланда и М. Вальса большинство, переизбранный первым секретарём партии Жан-Кристоф Камбаделис обратился к другим парламентским левым партиям страны с призывом о создании к предстоящим выборам широкого «большого народного альянса».
Как писал в открытом письме к левым и экологистам Камбаделис, «речь о том, чтобы объединить нас с левым народом». Однако в итоге социалистам удалось уговорить на единые списки, и то не без проблем, лишь своего верного правительственного партнёра — небольшую «Левую радикальную партию». А вот более радикальные силы — «Левый фронт» (ЛФ) и объединение «Европа Экология — Зелёные» (ЕЭЗ) отказались.
Тогда руководство СП решилось прибегнуть к достаточно нетрадиционному механизму. Как отметил Камбаделис, «мы бросаем призыв левым мужчинам и женщинам. Помогите нам осуществить единство!» Социалисты организовали прошедший в середине октября в течение трёх дней «гражданский референдум» с вопросом о том, желают ли избиратели единства левых сил и экологистов уже с первого тура декабрьских региональных выборов. В голосовании приняли участие чуть больше 250 тысяч граждан, из них более 90% поддержали предложение руководства соцпартии.
Но очевидно, что референдум имел значение именно для лидеров СП, тогда как представители ЛФ, ЕЭЗ, левые патриоты и крайне левые остались к этому действу совершенно равнодушны. Вовсе не потому, что они с ходу отвергают идею единства французской левой. Наоборот, долгое время французские коммунисты и экологисты не только на словах, но и на деле поддерживали это единство. Победа Олланда в 2012 г. была бы невозможной, если бы социалистические левые избиратели массированно не поддержали его во втором туре президентских выборов. Во многих городах и департаментах Республики социалисты управляют на местном уровне вместе с коммунистами или «зелёными».
Но дело в том, что ЛФ, а в последнее время и совершившее вираж влево объединение ЕЭЗ не считают левой ту политику, которую реализует контролируемая социалистами исполнительная власть. Как заявил в своей речи на закрытии традиционного сентябрьского фестиваля газеты «Юманите» лидер французских коммунистов Пьер Лоран, «правительство Олланда, Вальса, Макрона — не наше». На днях в интервью Национальный секретарь Французской коммунистической партии добавил: «Сегодня социальная и политическая левая не признают себя в политике правительства». Примерно так же считает и Национальный секретарь ЕЭЗ Эмманюэль Косс, заявившая, что своим референдумом социалисты пытаются манипулировать общественным мнением и левыми избирателями.
Уже сегодня ясно, что во многих регионах в конце года ЛФ пойдёт на выборы с ЕЭЗ, желая капитализировать левый протестный электорат, недовольный социал-либеральной политикой действующей исполнительной власти. И «зелёные», и коммунисты, и Левая партия Жан-Люка Меланшона жёстко критикуют действующую власть за реальную социально-экономическую политику. В то время как Камбаделис ратует за единство левых сил (что характерно именно для Франции: очевидно, что устроенный французскими социалистами референдум вряд ли мог бы состояться в Германии или Италии по инициативе местных левоцентристов), его коллеги по руководству французской Социалистической партии осуществляют де-факто вовсе не левую политику.
Вот, буквально на днях в Париже и многих городах страны состоялись манифестации против правительственного законопроекта, ревизующего и, в сущности, отменяющего обязательную 35-часовую рабочую неделю. В то время как шведские социал-демократы ведут дело к 30-часовой рабочей неделе, во Франции — под давлением правых и патроната — нарушается баланс между трудом и отдыхом. Одновременно «розовая» власть по инициативе социал-либерального министра экономики Эмманюэля Макрона позволила частным магазинам работать по воскресеньям и после 21 часа, что для Франции в прошлом было немыслимо. Манифестанты, среди которых было немало радикальных левых активистов, вышли на манифестацию под лозунгами «Работать по выходным? Но когда спать?» Впрочем, господину Макрону, который известен изречением, что «социальные гарантии есть причина безработицы», подобные лозунги не помешают провести в жизнь его социал-либеральные постулаты.
Радикальные левые активисты, кстати, в середине октября провели свой электронный «контрреферендум». Более 10 тысяч французов положительно ответили на вопрос организаторов этого мероприятия, звучавший таким образом: «Желаете ли вы, чтобы правительство сдерживало свои обязательства и проводило левую политику?». Впрочем, и это голосование, очевидно, относится к числу тех, которые, по большому счёту, устраиваются «ради ничего»…
Стоит ли удивляться, что на основе такой правительственной «левой» политики ни коммунисты, ни ЛФ в целом, ни основная часть экологистского движения с социалистами объединяться не желает.
Тем временем лидеры СП поддерживают центробежные процессы у своих оппонентов по левому лагерю. Так, социалисты активно поддержали умеренных деятелей объединения «Европа Экология — Зелёные», которые не так давно покинули ряды этого «политического кооператива».
16 октября Камбаделис лично «благословил» умеренных лидеров парламентских групп экологистов Франсуа де Рюги и Жан-Винсена Пласе на создание нового левоцентристского и ориентированного на поддержку Ф. Олланда политического субъекта, получившего название Союза демократов и экологистов. Но всё таки главной проблемой для лидеров соцпартии остаётся то, что в подавляющем большинстве регионов СП не удалось договориться о сотрудничестве с ведущими силами левого движения (помимо самой СП), то есть с ЛФ и ЕЭЗ.
На самом деле представляется, что главная цель всей этой затеи с «социалистическим» референдумом на тему единства французской левой заключается в том, чтобы уже сейчас начать методичное давление на партнёров по левому спектру с тем, чтобы побудить их в 2017 г. к выдвижению единой кандидатуры на президентские выборы. На сегодня более чем вероятно, что в случае отсутствия такой кандидатуры левые вообще не будут представлены во втором туре президентских выборов через год. Впрочем, П. Лоран по данному поводу уже заявил: «Если в 2017 г. левые силы пойдут в битву с кандидатурой Ф. Олланда, они гарантированно проиграют».