1 июня вступили в силу новые ограничения для курильщиков. Теперь дымить нельзя в гостиницах, кафе, на рынках, вокзалах и т.д. Чтобы узнать, как исполняются запреты курения на вокзалах и в поездах, Дарья Бурлакова отправилась на Ярославский вокзал, встречать пассажиров, которые проехали самый длинный железнодорожный путь в мире. От Владивостока до Москвы девять с лишним тысяч километров. Путешествие в семь суток.
Первые нарушения встречаются мне уже по пути на Ярославский вокзал, на выходе из метро Комсомольская. Курить сигареты в непосредственной близости от станций метро нельзя вот уже год, однако это по-прежнему традиционное место для перекура.
Надо сказать, администрация вокзала об информировании пассажиров позаботилась на совесть. «В помещениях вокзала и в пределах 15 метров от входа в здание курение запрещено. На вокзале имеются выделенные места для курения, обозначенные специальными знаками», — сообщает по громкой связи медитативный голос. По периметру здания вокзала висят хорошо знакомые знаки с перечеркнутой сигаретой. По периметру здания выстроились люди, некоторые из них курят — прямо под запрещающим знаком и вопреки ему.
На вопрос, кто же должен контролировать исполнение закона, охранник вокзала разводит руками: «Вот мой участок. Здесь курильщиков я гоняю. Но вообще следить за соблюдением закона уполномочена полиция, они же могут взимать штрафы с нарушителей». Напомним, курение в неположенном месте чревато взысканием от 500 до 1500 рублей. Кстати, недостатка в стражах порядка на вокзале нет, но на курильщиков-нарушителей они не обращают внимания. А вот что действует на курящих, так это объектив камеры. Увидев человека с фотоаппаратом, только что раскуривший сигарету парень, с досадой бросает папиросу в урну и уходит.
До прибытия поезда остается еще 10 минут. Отправляюсь на поиски «выделенных мест для курения».
Точнее места. Как выясняется, оно одно. Представляет собой открытую площадку между выходом на пути и, кстати, входом в метро, где дымить по закону не положено еще с прошлого года. Здесь толпятся самые дисциплинированные курильщики.
Пора идти на перрон, узнать, как же восприняли закон пассажиры поезда «Владивосток-Москва».
«Мы находились в пути с 26 мая, так что закон застал пассажиров в поездке, — рассказывает начальник поезда Владимир Гарбар. — С 1 июня из тамбуров убрали пепельницы, предупредили всех пассажиров, развесили объявления по вагонам. А больше мы ничего не можем сделать, штрафовать нарушителей может только полиция». Но и полицейские «антитабачный» закон соблюдать не спешат. Среди пассажиров оказалось восемь курящих блюстителей порядка, но на предупреждения и замечания проводника, они никак не отреагировали. Железнодорожный путь от Владивостока до Москвы — самый длинный, девять с лишним тысяч километров. В пути — семь суток. Железнодорожники относятся к курильщикам с пониманием. «Как быть курящим? — спрашивает Владимир Гарбар. — Прежде чем что-то запрещать надо дать людям выбор».
Но выбора нет. «Курили и курим в тамбурах», — в духе агитационного лозунга отвечает пробегающий по перрону с тележкой мужчина. Сами пассажиры чувствовали запах табака, но не настолько, чтобы конфликтовать с попутчиками, другим повезло больше. Словом — все зависит от личной культуры и дисциплины.
Что касается гостиниц, то здесь администрация так же позаботилась о соблюдении закона. Как рассказали в гостинице «Ленинградская», с 1 июня гостиница полностью стала не курящей зоной. Во всех номерах для курящих гостей, и холлах, где курение было разрешено, убраны пепельницы и зажигалки.
Теперь постояльцам предложат курить на улице, но как будут выглядеть места для курения, и с какой степенью комфорта гости смогут курить зимой, пока не известно.
«Когда курение в гостинице было разрешено мнения гостей разделялись, — рассказывает pr-директор «Ленинградской» Светлана Кислова, — одни говорили о том, что не очень приятно сидеть в помещении, где курят, другие — что это хорошая возможность расслабиться и выкурить сигарету за бокалом пива или вина. Понятно, что за рубежом это правило действует давно. Просто есть моменты, к которым мы должны привыкнуть. Пока среди гостей наблюдаем скорее положительную реакцию на закон».
Среди постояльцев «Ленинградской» заметить агрессию и негатив действительно не удается. То ли дело в опытности путешественников (в Австралии, Англии, Германии, Испании, Италии и многих других странах гайки табачных ограничений сильно закручены), то ли в общем уровне культуры.
По пути к метро Комсомольская подвожу итоги собранных наблюдений. В России запреты на курение, будучи возведенными в ранг федерального закона, конечно, пока не грозят строгими карательными мерами и даже обещанным штрафом. Но вот оказать влияние на культуру курения и отдельных курильщиков, пожалуй, могут… (В этот момент на расстоянии двух метров от моего носа в направлении урны проносится недокуренная сигарета. Бычок остается тлеть на асфальте, а незадачливый метатель подхватывает сумки и заходит в метро со всем своим семейством). Мысль завершается сама собой: «…Конечно, только тех случаях, когда такое влияние еще возможно».