Если вы внимательно следите за игровыми релизами, то знаете, что в 20-х числах ноября на PC и PS4 (на PS3 релиз состоялся 31 октября) выходит Assassin’s Creed IV: Black Flag — долгожданное продолжение успешного сериала от Ubisoft. Игровое сообщество предвкушает множество новинок в области геймплея и масштабов исследуемой вселенной. Мы же постараемся вспомнить, что мы уже знаем о социально-политической концепции сериала благодаря предыдущей, третьей части. В конце концов, предстоящее путешествие в Золотой век пиратства окажется куда привлекательнее, если иметь в виду весь накопленный идеологический бэкграунд.
Арена действия
Осмысление всего многообразия сюжетных ходов и хитросплетений возможно лишь при наличии ясного представления об игровой вселенной. Контуры этой вселенной необходимо обрисовать.
В серии Assassin’s Creed главным двигателем сюжета является замечательно изложенная конспирологическая версия исторических событий. Согласно ей, в течение если не всей, то уж точно самой значительной, цивилизованной части человеческой истории имеет место серьёзное противостояние между двумя секретными и крайне амбициозными организациями.
Одна из них условно (учитывая всевозможные варианты самонаименования в разные исторические периоды) зовётся Тамплиерами, их оппоненты — Ассасинами.
Легко видеть, что названия враждующих сторон весьма вольно позаимствованы из истории Средневековья. Имевший место в действительности конфликт между всевозможными объединениями крестоносцев и исламскими сектами (в том числе и «хашининов»-низаритов) едва ли можно назвать «конфликтом версий».
Примечательно, что в игровом сеттинге эта борьба имеет своей целью не простое завоевание власти и богатства, как в частых случаях со многими «непримиримыми» сегодняшними партиями в парламентах. Напротив, каждая из фракций обладает достаточно чёткой и проработанной идеологией, требующей беззаветной преданности в деле радикальных социальных преобразований.
На первый взгляд, идеологические системы совершенно различны.
Соревнование крайностей
В риторике тамплиеров узнаются знакомые корпоративистские (и даже фашистские) мотивы — они воспевают Закон, Порядок, Цель. Следовательно, идеалом социального устройства для них выступает строго иерархизированная система, где каждый «винтик» играет строго отведённую ему роль, не пытаясь расширить сферу личной компетенции.
«Программные речи» ассасинов, напротив, насквозь антисистемны. Превыше всего они ценят человеческую свободу и независимость, которую считают необходимым ревностно охранять от любых посягательств, какими бы лозунгами они ни прикрывались. Увы, дальше подобных деклараций дело у ассасинов не идёт, поэтому о наиболее подходящей, по их мнению, модели организации общества можно судить лишь косвенно.
Само собой, в случае с историческим прототипом, первая сторона, условные «тамплиеры», состоявшая из весьма сомнительных с точки зрения социальных воззрений элементов, имела целью получение богатства и уважения. Вторая же сторона, чей фанатизм и убеждённость в необходимости локальных террористических атаках поддерживалась Хасаном ибн Саббахом, отличалась крайне авторитарной формой организации, мало напоминавшей идиллическую «вольницу».
В игровой же серии, как уже было сказано, локальные стычки не так важны. Что важно по-настоящему, так это методы, которыми приверженцы столь полярных идей добиваются своих целей.
Будучи сторонниками социальной технократии, тамплиеры считают необходимой строгую и масштабную структуру, позволяющую им контролировать все мыслимые сферы человеческой жизни. В разные времена такими организациями выступают естественно возникающие «места силы» — от рыцарских орденов до транснациональных корпораций. Выводя неспособность к масштабной социальной кооперации из порочности человеческой природы, тамплиеры работают над тем, чтобы максимально ограничить свободную волю человека, которой, судя по многочисленным и постоянным конфликтам, он всё равно не может воспользоваться надлежащим образом.
Ассасины же, не отрицая возможностей различных ошибок, всё же убеждены в том, что право на ошибку ничем не хуже остальных прав, свойственных всем людям. Их задача носит скорее терапевтический характер. Точечными методами они ликвидируют наиболее коррумпированных политиков, чиновников и прочих общественных деятелей. Можно сказать, что они играют роль некоторых «санитаров леса», очищая общество от естественных паразитов. Само собой, среди людей, подлежащих ликвидации, часто оказываются и сами тамплиеры. Тем не менее, склонность к децентрализованной агентской сети, скрытности и внезапности не позволяет ассасинам развиться до такого состояния, чтобы нанести тамплиерам решающий, смертельный удар.
Что сближает обе «партии», так это полное непонимание исторического процесса, их всего лишь вспомогательная роль по отношению к магистральным событиям.
Согласно историографии серии Assassin’s Creed, сторонником тамплиеров являлся даже Александр III (хотя особых указаний на это нет, должно быть ясно, что в качестве кукловода подразумевается Победоносцев). Само собой, роль ассасинов выпадает народовольцам, храбро и мужественно ведущиv борьбу с тиранией и угнетением. В отличие от исторического прототипа, здесь планы «народовольцев» оказываются куда более успешными. Как известно, реальные покушения на Александра (в том числе, попытка взорвать его на кухне) не увенчались успехом в силу стечения обстоятельств. Непримиримый противник парламентаризма и всяческих свобод, полуграмотный (известно, что самодержец скверно читал, а с правописанием у него было ещё хуже) император умер от проблем с почками, развившимися на фоне хронического алкоголизма. В игровой вселенной убивают монарха всё те же почки, но уже благодаря стараниям ассасинов. Кстати сказать, знаменитый брат Владимира Ленина, народоволец Александр Ульянов, также оказывается ассасином. Про самого же Ленина говорится лишь то, что ассасинам он симпатизировал, хотя таковым не являлся, и в дальнейшем мы увидим, насколько это правильная деталь.
В контексте революционных событий в Российской Империи, как и во множестве других эпизодов, фракции-антагонисты стремятся влиять на ситуацию, выдвигать своих людей и поддерживать идеи, но сами социальные механизмы, запускающие подобные тектонические общественные движения, для них остаются совершенно непонятыми.
Таким образом, лучше всего говорить не о том, что враждующие ордена заняты попытками уничтожить друг друга, сколько о том, что они пытаются выжать максимум из особенностей исторической эпохи. Впрочем, к сектантам-ассасинам, продолжающим пользоваться средневековыми клинками в XXI веке, это относится в меньшей степени.
В целом, перед нами вырисовывается вполне конфуцианская картина взаимодействия, вечная борьба инь и ян, в которой равновесие нарушается лишь для того, чтобы впоследствии восстановиться.
Попытка номер два
Подобное беспросветное уныние нарушается особенностями сеттинга. Дело в том, что по игровому сюжету нынешние люди не являются первым разумным видом на Земле. Оказывается, до нас здесь уже успела развиться и погибнуть загадочная Первая Цивилизация. Вся концепция «заезжих астронавтов» сильно напоминает сочинения Захарии Ситчина, поэтому остановимся лишь на основных моментах саги. Пришедшие на Землю раньше члены Первой Цивилизации обладали рядом преимуществ по сравнению с нынешним видом. Главным из них был значительно более развитый интеллект, но также имелись и дополнительные виды чувств.
Как и подобает высшим существам, «первые» стремились жить в праздности, для чего им надо было освободить себя от труда.
Не желая устраивать «гражданские» конфликты, они пришли к элегантному решению: путём генетических манипуляций вывести новый вид рабов, на которых можно было сгрузить всю надоевшую рутину. Увы, затея обернулась крахом. Во-первых, рабы со временем подняли восстание. Во-вторых, на их стороне оказалась и какая-то часть «первых», чей гуманизм распространялся не только на особей своего вида.
Ситуацию усугубила надвигающаяся экологическая катастрофа — крайне вредоносная активность на Солнце, приводящая к почти библейскому земному апокалипсису, только вместо Всадников здесь были цунами, землетрясения, извержения вулканов, штормы и прочие невзгоды.
Перепробовав множество способов спастись, Первая Цивилизация ушла ни с чем, попав под ярость стихии вместе со своими бывшими рабами. Тем не менее, часть Первых (впрочем, куда менее значительная, чем десятитысячная популяция людей) сумела выжить и даже принять участие в восстановлении мира совместными усилиями. Результатом межвидового скрещивания стало потомство, внешне совершенно неотличимое от обычного человека, но обладающее дополнительным, шестым чувством.
Далее, несмотря на всю свою прогрессивность, остатки «первых» окончательно вымерли, оставив по планете лишь памятники своего былого могущества — величественные подземные сооружения, доступ к которым открыт лишь существам с достаточно развитым уровнем технологии.
Болото истории
Впрочем, «первые» невольно сыграли и ещё одну крайне важную роль в конфликте ассасинов с тамплиерами, оставив после себя различные технические приспособления. Например, сферический артефакт, названный «яблоком», оказывается способен контролировать сознание абсолютного большинства людей на планете, в то время как остальные находки редко отличаются по назначению от простых карт памяти или средств индивидуальной защиты.
Само собой, такая невероятная способность, как контроль сознания, имеет решающее значение для непрекращающейся борьбы двух движений. Любопытно отметить, что это самое «яблоко» является неким deus ex machine, помогая разрешить вялотекущее противостояние, или, по крайней мере, приблизиться к его разрешению.
Пожалуй, более ясного намёка на бесплодность и ошибочность тактики обоих орденов сценаристы сделать и не могли. Ведь изобретения далёких предков оказываются единственным, что хоть как-то может привнести интригу в не прекращающийся обмен политическими убийствами, налётами, локальными атаками и плетением политических интриг.
Тем не менее, одними техническими приспособлениями «эхо прошлого» не исчерпывается. Оказывается, что природная катастрофа, произошедшая в далёком прошлом, имеет цикличную природу. Вступая в контакт с проводниками и информаторами Первой Цивилизации, ассасины понимают, что спасти мир от разрушения теперь могут лишь они.
Удивительно, но тамплиеры оказываются настолько озабочены своим походом за властью и контролем, что попросту не замечают надвигающийся апокалипсис.
Центральной фигурой всех этих событий, над которой нам и предстоит взять руководство, становится ассасин Дезмонд Майлс. Как водится в современных играх, наш подопечный не просто имеет в предках потомков «первых», но и является избранным в другом смысле. А именно, Дезмонд имеет аномально высокое присутствие «инопланетного» ДНК, всю важность которого мы сможем осознать лишь по мере следования нити повествования.
Большую часть игрового времени Дезмонд находится в особой машине, называемой Анимусом (вообще, ссылки на мифологию и явления культуры здесь крайне часты, так что не стоит удивляться заимствованию юнговской терминологии). Машина эта оказывается способна восстановить «генетическую память», то есть позволить пользователю прожить жизнь любых, сколь бы то ни было далёких его предков.
Разумеется, это является не полноценной жизнью, а лишь воспроизведением уже имевших место событий, ввиду чего в процессе восстановления памяти Дезмонд не может слишком отклоняться от действительно произошедшего, не рискуя быть рассинхронизированным.
Как становится ясно со временем, в итоге лишь в прошлом мы находим все те ключи и подсказки, которые будут необходимы для спасения будущего.