rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
194

Несколько слов о российском банковском рынке

326

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

452

Перипетии теории Империализма

184

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

Главная Культура Сеть 2013 Апрель Социальные сети наполнились безысходностью

Социальные сети наполнились безысходностью

Сообщество «Трансцендентальный кот», партия «Экзистенциальная Россия» и сайт «Тлента.ру» сообщают, что жизнь — бесцветный хаос без смысла, надежды и счастья.

Эстетика новой безысходности — это пепельно-серые фотографии, сюжеты, инспирированные сразу романтиками и фильмами ужасов, посты с тегом «все-тлен». Кладбища, дремучие леса и пустынные улицы. Траурные котики. Облако боли. Экзистенциальная пыль. Построк.

Прежняя, мрачная и брутальная, готика (черепа, летучие мыши, браслеты и ошейники с шипами) сменяется риторикой беспросветности, обреченности и одиночества.

Выхода нет. Ты один. Жизнь прожить не поле перейти.

Вот маленький мальчик в «Поле чудес» отгадывает слово «безысходность», Екатерина Андреева в новостях сообщает, что жизнь — боль, а кот Леопольд призывает гнить дружно.

К постоянным героям демотиваторов — котикам и поп-звездам — присоединяются Хайдеггер и Кьеркегор. Сайт «Тлента.ру» каждой новостью напоминает о бренности и бессмысленности жизни (что особенно прекрасно, учитывая, что информационные поводы — те же, что и на всех прочих «лентах»). Подправленные версии поп-звезд: Пресняков в облике Депреснякова, Петросян в облике Депресяна, группы «Кости из будущего» и «Ляпис Трупецкой» самим своим наименованием призваны выразить всю боль нашего времени.

В блогах безысходность приобретает вид тэгового заклинания и распространяется на следующий спектр тем:

надо учить физику, а не хочется. жизньболь, всетлен, безысходность

холодильник опустошен, готовить лень. жизньболь, всетлен, безысходность

25 марта. Метель. жизньболь, всетлен, безысходность

В общем, это Shit happens, ставшее константой, вечное предчувствие game over, пичалька, возведенная на пьедестал.

И хотя семантическое поле той же «пичальки» не предполагает столь тотальной обреченности и отсылает скорее к мимолетному огорчению от случившегося fail’а, тем не менее на уровне глубины чувства они с новой безысходностью — одного поля ягоды. Это простая пропорция: интернет-безысходность так же относится к ощутимой безысходности, как пичалька — к печали. Иными словами, та безысходность, которая стала мемом и теперь гуляет по сети, имеет весьма опосредованное отношение к самому чувству. Специальный сконструированный значок на подобие смайла: чистая видимость, быстрое распространение, не опасно для жизни.

Это как когда строчка Пушкина «И жизнь, и слезы, и любовь», становится названием автобиографии певицы Валерии — она сразу и неизбежно приобретает совсем иное звучание.

И ведь не скажешь, что само по себе чувство сейчас не актуально. Удушающие законы — принимаются, культурные издания — закрываются, весна все не идет, а физику действительно надо учить… Вот только сетевая безысходность вовсе не равняется чувству и к чувству не отсылает.

Другой вопрос, почему она вдруг появляется в недрах нашей оптимистичной и бодрой массовой культуры. Варианты ранжируются от «тупо прикольно» до семиотического анализа, рассматривающего каждый демотиватор как сложную игру знаков; от очередного доказательства антицерковных настроений и политического хода «Экзистенциальной России» до следствия метеорологических катаклизмов… (конечно, ряд можно продолжить).

Культурные истоки и параллели новой безысходности также на редкость многообразны: бунт и одиночество романтиков, рефлексия экзистенциалистов, эстетика декаданса и находки разных субкультур.

Но, думается, все это аллюзии, лежащие на поверхности и не имеющие прямого отношения к сути дела. Конечно, «Вконтакте» — известный рассадник экзистенциальной мысли, и все же я склонна предположить, что в основе интернет-безысходности лежит не особое переживание существования, а скорее что-то сродни троллингу.

В последнее время из довольно узкого понятия сетевой провокации троллинг превратился в один из универсальных модусов высказывания. В отличие от злосчастного технологизированного лайка он способен принимать самые разные и подчас неожиданные обличья.

Троллинг — это когда невозможно нащупать грань между серьезностью и иронией, когда важен сам по себе процесс, а привычные интерпретации не работают, потому что главная и часто единственная цель троллинга — сам троллинг.

Скажем, приходя в сообщество начинающих дайверов, тролль начинает рассказывать истории «из жизни»… по мотивам фильма «Челюсти». Казалось бы, зачем тревожить священный покой людей, желающих погрузиться в морские пучины? Разумные аргументы, призывы к сознательности и морали не работают; весь смысл — в том, чтобы вызвать реакцию.

В той же логике, кстати, работает и государственный троллинг. Например, антитабачная кампания: предостережения насчет мучительной смерти на пачках сигарет могут создать ложное ощущение, что если курить не будешь, то и мучительной смерти избежишь.

Единственный способ справиться с троллингом — игнорировать его, спокойно нырять и спокойно закуривать (в качестве отдельной опции можно также думать «Все-тлен»).

Иными словами, троллинг, помимо развлекательной, невольно выполняет и обучающую функцию: учит здоровой отстраненности, рефлексии, терпению и смирению.

В случае с новой безысходностью он работает так: привычный и/или авторитетный образ (Кот Леопольд, Якубович, Хайдеггер) воспроизводится и помещается в неуместный контекст (в нашем случае — в серую краску). Мем-безысходность — это реакция на приторную сказку, которую настойчиво предлагает массовая культура, на глянцевые фотографии, убеждающие, что мир ярок и прекрасен, на рекламу, возвещающую, что будущее зависит от тебя, на новости, убеждающие, что в жизни все время происходит что-то необычайно важное. Это троллинг, который можем разделить мы все, ведь он касается двух вещей, от которых никому не сбежать: смерти и массовой культуры.

Впрочем, социальные сети, блоги и интернет-сообщества существенно преобразовали понятие «поделиться». Это раньше делились с дневниками и друзьями, а сегодня — в лучшем случае, с френдами. В этих условиях серьезность или искренность — это слишком рискованно.

Подобно тому, как публичные пространства XVII-XVIII веков сформировали определенный тип публичного поведения и коммуникации — скажем, светскую беседу; интернет-пространства порождают свои правила игры. И если где-нибудь в Англии эпохи Регентства самой привлекательной была роль денди, то самая выигрышная позиция в сегодняшней сети — тролль, балансирующий на грани между серьезным и несерьезным.

Поэтому безысходность становится мемом, который одновременно и отражает что-то витающее в воздухе, и позволяет свести любое высказывание к нулю. Жизнь-боль, или будущее зависит от тебя — в сущности, не важно. В итоге мы получаем мир, в котором тлен и лайк совсем не противоречат друг другу.

Апр 4, 2013Алина Волынская
4-4-2013 СетьИнтернет, массовая культура, Россия, социальные сети, троллинг38
Фото аватара
Алина Волынская

Культуролог. В сфере профессиональных интересов - теория и практики скандала, вопросы идентичности, биографии и социальные сети.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Поколение ХАнархия в айфоне
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру