Не знаю, все ли помнят свой первый опыт соприкосновения с миром хипстеров. У меня это было так: один университетский товарищ, сидя в курилке, поправляя очки Ray Ban и укладывая в карман свой айфон, объяснял, что хипстер — это человек в очках Ray Ban и с айфоном.
Значит, ты хипстер? — спросила я.
Нет, сказал он, я просто человек в Ray Ban и с айфоном.
Хипстерство сегодня подобно фильму «Сумерки» — все смотрели, но никто не признается.
Конечно, в хипстерстве можно уличить любого, у кого есть продукция Apple, Moleskine и джинсы skinny, но сущности вопроса это не проясняет.
Вместе с тем, несмотря на летучесть понятия, «хипстер» — это пока единственное устойчивое определение, которым описывают нынешнее поколение двадцатилетних. Его еще не успели диагностировать, как Коупленд — «Поколение Х», а Пелевин — «Generation П».
У нас пока нет четко сформулированного диагноза, зато есть хипстерские сайты, которые в концентрированном виде выражают все то, о чем сами представители субкультуры могут и не догадываться. Хипстерский сайт — это не просто ресурс, где подборка актуальных клатчей последнего сезона дополняется анонсами на новые выставки в Гараже. Это портрет поколения.
Сегодня его транслируют независимые молодежные интернет-проекты, которые «Афиша» упорно называет панк-журналистикой (looo.ch, guerrilla.ru, royalcheese.ru), W-O-S.ru — молодежный аналог OpenSpace и др.
И хотя редакции сайтов, как и полагается, подчеркнуто отделяют себя от любого проявления хипстерства, мы-то знаем… Картину мира хипстеров и их самих можно искать где угодно, только не на сайте «Хипстерок».
Один из недавних материалов W-O-S представляет собой универсальную метафору хипстерского сайта — это тест «угадайте классические стихотворения по хэштегам из социальных сетей». Каждое слово из «Умом Россию не понять» или «Мне нравится, что Вы больны не мной» передается отдельной картинкой из социальных сетей, а читателю предлагается угадать автора. Это сочетание культурного контента (классика), мультимедийности (соц. сети) и иронии (их соединение) вполне отражает содержательную подоплеку подобных сайтов.
В этой же логике обзор современной литературы сопровождается фотосессией модели с описываемыми книжками — и читатель должен сам решить, то ли это тонкое и рефлексивное соединение гламурного и интеллектуального, дополненное легкой ноткой иронии на тему демонстративного потребления культурного продукта, то ли они просто картинки вставили.
Дизайн и навигация хипстерских сайтов заслуживают особого обсуждения. Сложность их графического решения не выразить словами. Дизайн у них подчеркнуто дизайнерский (лаконично-красочный), а графика подчеркнуто графическая (мультимедийно-развитая).
Функционирование хипстерских сайтов сродни гаджетам — восприятие пользователя моделируется уже на уровне техники (когда ощущение от прикосновения к экрану айфона (гладкое и скользящее) и звук мотора в Мерседесе (уютный и внушительный) проектируются дизайнерами). Это дизайн, призванный не обрамить содержание, а заместить его и превратить механический прием информации в акт эстетического переживания.
* * *
«Девушка недели» © royalcheese.ru
Двадцатилетние пока ничего толком не успели. Зато они уже наслышаны про низкий уровень своей культуры и образованности. Все дело в том, что старшее поколение, по их мнению, так и не сумело найти достойного и убедительного ответа на вопрос, зачем нужна культура.
Простой апелляции к образованности уже недостаточно (это любимый аргумент учителей литературы — дети, знать классику надо, чтобы быть образованным). Зачем мне быть образованным, если я хочу быть успешным? Как показывает практика, одно совсем не зависит от другого.
И вот молодое поколение придумало свой собственный ответ на вопрос, зачем приобщаться к культуре. Ответ прагматичен, прекрасен и прост.
Потому что это прикольно.
Приобщение к культурному, сложному и гуманитарному может смоделировать, расцветить и эстетизировать мою жизнь. Культура оказывается способом преобразить повседневность и сделать ее доступной репрезентации и переживанию.
Поэтому я буду наслаждаться, перелистывая «Молот ведьм» (одна из последних рекомендаций WOS-а), пока окружающие читают Донцову. Поэтому — чтобы быть в теме — я буду читать статью, помеченную тэгами «конфликт, война, трансгрессия». Поэтому чтение «Фрагментов речи влюбленного» Барта и инструкции на тему «Как ходить на каблуках и не облажаться» совсем не противоречат друг другу, ведь, в конце концов, и то, и другое — про эстетику!
Очевидно одно, old-fashioned культурность (которая еще сохранилась у интеллигентных старушек с прямой спиной, напевным русским языком и полным отсутствием деления на высокую и низкую культуру, потому что культура бывает только одна — высокая) испаряется с появлением нового поколения, которое flexible и open-minded.
Поколение Х., у которого знание Клемента Гринберга соседствует с еще не успевшей выветриться культурой подростков начала нулевых, воплощенной в журнале «Молоток» и сериале про Катю Пушкареву (про Катю, конечно, никто не признается), рождает новое представление о культурности.
Прагматичной, красочной и малосодержательной — потому что цель ее совсем не в содержании.