До недавнего времени эти устройства рассматривались либо как новинки, либо как дорогое оборудование, подходящее только для промышленного использования. Однако теперь они быстро становятся все доступней, и способны производить более широкий набор полезных предметов. Подобно тому, как компьютер стал средством повсеместного обмена файлами с распространением дешевых компьютеров и подключений к Интернету, возможно, мы скоро окажемся в мире, где дешевые 3D-принтеры позволят распространять модели физических объектов через Интернет.
Грань между научной фантастикой и реальностью быстро меняется. Пробегитесь по этим ссылкам на BoingBoing и вы увидите 3D-принтеры, печатающие все — начиная от гитар до кукол, от ключей до протеза клюва для белоголового орлана.
3D-принтер, установленный в доме, является шагом к репликатору: машине, которая может мгновенно производить любой объект без участия человеческого труда. Технологии, подобные этой, занимают центральное место в видении постдефицитного общества, которое я изложил в статье «Четыре варианта будущего». Это будущее, которое может быть прекрасным и страшным, в зависимости от итогов предстоящей политической борьбы за внедрение новых технологий. Как гласит название доклада Public Knowledge, «оно будет удивительным, если они его не испортят».
Битвы за 3D-печать будут вестись на два фронта, и два механизма власти, вероятно, будут задействованы элитами, которым угрожают эти технологии: право интеллектуальной собственности и борьба с терроризмом.
Я уже писал в этом году (на Jacobin, New Inquiry и Al Jazeera) о борьбе за законы, такие как закон Stop Online Piracy, которые дали бы государству широкие и неоднозначные полномочия контролировать и преследовать предполагаемых нарушителей авторских прав. Лоббисты интеллектуальной собственности сейчас отступили на этом фронте, но тормозящая прогресс общая проблема интеллектуальной собственности не ослабевает. Против Аарона Шварца, который стал жертвой одной из недавних наиболее нелепых нападок, до сих пор выдвигают обвинения в уголовных преступлениях. Apple и Google тем временем тратят больше денег на покупку патентов и судебные иски, чем на исследования и разработки. А следующим фронтом в войне за интеллектуальную собственность, скорее всего, будет борьба за 3D-печать.
Как и компьютер, 3D-принтер является инструментом, который может быстро устранить посредников в производственном процессе. Компьютеры позволяют людям превращать у себя дома цифровые файлы в музыку или фильмы без промежуточных шагов изготовления CD или DVD-дисков и их распространения в музыкальных магазинах. 3D-принтер может позволить вам превратить цифровую модель (например, файл CAD) в объект, минуя промежуточную стадию изготовления объекта на заводе и доставки его в магазин или на склад. Хотя 3D-принтеры не оставят внезапно весь крупномасштабный промышленный капитализм в прошлом, они, несомненно, окажут некоторое очень разрушительное воздействие.
От предыдущего этапа — взрыва обмена файлами — пострадали культурные производители (например, музыканты), которые создают новые произведения, и посредники (например, звукозаписывающие компании), которые получали прибыль от продажи физических копий этих произведений. Эти две группы имеют интересы, которые сначала совпадают, но, в конечном счете, сильно отличаются. Создатели обнаружили, что их традиционные источники дохода подорваны, и, таким образом, они оказались перед выбором: заключить союз с посредниками, чтобы укрепить существующий режим, или же попытаться создать альтернативные способы оплаты для людей, которые создают культуру и информацию. Но в то время как создатели все еще необходимы, многие посредники становятся функционально устаревшими. Их единственная надежда — поддержать искусственные монополии при помощи драконовских законов о защите интеллектуальной собственности, а также заручиться поддержкой общественности, представляя себя в качестве защитников художников и творцов.
Таким же образом будут развиваться события в области 3D-печати. Теперь, однако, промышленные дизайнеры окажутся в роли художников и писателей, в то время как некоторым промышленным производителям угрожает гибель от лишения статуса посредников. Дизайнеры все равно будут необходимы для создания моделей, которые затем подаются в 3D-принтеры, в то время как заводы окажутся лишними. Представьте себе мир, в котором вы можете скачать чертежи iPhone 5 и распечатать его дома. Внезапно Foxconn и Apple Store оказываются не у дел — единственная неотъемлемая часть инфраструктуры Эппл — промышленные дизайнеры, такие как Джонни Айв, которые ответственны за элегантный и привлекательный дизайн устройства. Публичный доклад организации Public Knowledge, приведенный выше, содержит прогноз, что «поскольку 3D-печать дает возможность воссоздать физические объекты, производители и дизайнеры таких объектов будут все больше требовать «авторской» защиты своих функциональных объектов».
В последнем выпуске Jacobin Колин Максвигген призвал дизайнеров обратить внимание на тот факт, что они «делают возможным отчужденный труд». Идея «дизайна» в отрыве от производства связана с ростом крупномасштабного производства, когда квалифицированные ремесленники были заменены на заводских рабочих, штампующих копии оригинального образца. Но порядок, который критикует Максвигген, будет подорван распространением технологии микрофабрикации.
3D-печать не восстановит старый ремесленный строй, при котором проектирование и производство — дело одного человека или мастерской. Вместо этого она сделает некоторых дизайнеров больше похожими на музыкантов, которые пытаются разобраться как им реагировать на потребителей, которые торгуют, делают ремиксы и печатают свои творения повсюду. В то же время она размоет грань между созданием, производством и потреблением, когда любители покопаться создают и видоизменяют дизайн. Как и музыканты, профессиональные дизайнеры должны будут решить, стоит ли ругать своих клиентов и присоединиться к промышленным корпорациям в борьбе за сильную защиту авторских прав на дизайн или нужно искать новые способы оплаты и новые способы связи с поклонниками.
Плохой стороной в возможности напечатать любой физический объект является то, что другие люди тоже могут напечатать любой физический объект. Все хорошо, пока люди просто производят одежду или запчасти, но в последнее время появились истории о более тревожных возможностях, таких как 3D-печать оружия. Первая из них оказалась, в конечном счете, раздутой, но показала, что, по крайней мере, близится день, когда домашняя печать огнестрельного оружия будет реальностью. Затем стали говорить о 3D-принтерной компании, отменившей договор об аренде и потребовавшей свое устройство обратно после того, как стало известно о коллективе, намеревавшемся сделать и протестировать распечатанное на 3D-принтере оружие.
Эта история важна, поскольку она указывает на линию атаки, которая будет использоваться для ограничения доступа к технологии 3D-печати в целом. Я не испытываю особой приязни к толпе любителей пострелять. Те левые, которые думают, что доступ к оружию как-то полезен для революционеров, живут в прошлом и недооценивают физическую силу современного государства. Владение собственным пистолетом скорее, чем все остальное, приведет к тому, что вас расстреляют вместе с ним. Но оружие и другие опасные объекты, безусловно, будет использоваться в качестве предлога для гораздо более широких гонений на свободную циркуляцию моделей и технологию 3D-печати.
Когда корпоративные защитники копирайта еще только пытались контролировать оборот нематериальных товаров, таких как музыка и программное обеспечение, они столкнулись с проблематичностью убеждения людей в том, что обмен файлами действительно наносит кому-либо вред. Несмотря на несколько не слишком удачных попыток связать терроризм с пиратством, лучшее, что они могли сделать, это указать на потенциальные потери доходов для некоторых артистов и возможность того, что это может привести к снижению творческой активности в неопределенном будущем. Эти же аргументы, несомненно, мы услышим снова, но они будут гораздо сильнее, поскольку связаны с паникой по поводу самостоятельно распечатанных пулеметов и сибирской язвы.
Вот где усиление государственного надзора, происходившее при администрациях Буша и Обамы под вывеской «войны с терроризмом», становится важным. После 11-го сентября полицейское государство, введенное под предлогом безопасности, постепенно становилось постоянным и потеряло связь со своим первоначальным оправданием. Нам скажут, что все наши покупки и загрузки должны проверяться, чтобы помешать злодеям напечатать арсеналы оружия в своих гостиных, и произойдет так, что именно этот же авторитарный аппарат будет использоваться для обеспечения авторских прав. Между тем, военные, конечно, продолжат использовать новые технологии, чтобы им было легче вести их бессмысленные войны. Читателей, которые интересуются предвидением этой антиутопии, в которой незаконные изготовители пытаются опередить полицию, отсылаю к роману Чарльза Стросса «Правило 34».
Действительно, в странном новом мире 3D-печати существует опасность. Я, как и любой, был бы обеспокоен тем, что неуравновешенные одиночки печатают сибирскую язву у себя в спальнях. Но нам очень хорошо известно, что репрессивный государственный аппарат, который обещает защитить нас от терроризма, главным образом умудряется схватить кучку неумелых придурков, не умея или не желая при этом остановить сумасшедшую бойню, происходящую время от времени.
Терроризм, как и наркотики до него, является лишь предлогом для усиления репрессивного аппарата, который будет использоваться для других целей. Сегодня нам известна статистика, показывающая, что из-за терроризма погибло 32 американца за год после 11 сентября, в то время как от вооруженного насилия погибло 30 000. Скоро у нас будет возможность добавить 3D-принтеры в список призрачных угроз, призванных оправдать прослушивание телефонных разговоров, рейды и бессрочное содержание под стражей.
Уильям Гибсон однажды прекрасно сказал, что будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено. В будущем ждите, что защитники копирайта и полицейское государство объединятся, чтобы принести вам новую весть: будущее уже здесь, но вам не позволено владеть им.
Питер Фразе
Источник: Jacobin magazine
Перевод: Дмитрий Райдер