1 мая, 1999 года. Берлин. Тысячи молодых людей вышли на улицу, чтобы выразить свой протест против участия Германии в военной операции НАТО, в ходе которой начались бомбардировки Югославии, повлекшие за собой гибель мирного населения. Демонстрация, начавшись как обычное мирное шествие, очень быстро перерастает в массовые беспорядки. Всеобщее возмущение достигает предела, атмосфера накаляется. С грузовика, движущегося вместе с толпой, доносится умопомрачительный нойз, разбавленный призывами к радикальному действию. Там и тут начинаются стычки с полицейскими, которые безжалостно избивают молодых демонстрантов своими резиновыми дубинками. «Fuck the Police!» — с этими словами музыканты, стоящие на импровизированной сцене в буквальном смысле вытаскивают людей из этой мясорубки. В самом конце по законам жанра их арестовывают. Перед тем как залезть в автозак, один из участников группы кричит: «We’ll never die!» — «Мы никогда не умрем!». Это Алек Эмпайр (Alec Empire), сын рабочего-социалиста, внук еврея, погибшего в печах Освенцима, и один из основателей группы Atari Teenage Riot.
«Больше, чем музыка» — слова, которые как нельзя лучше описывают весь творческий путь ATR.
Группа была создана в 1992 году в ответ на растущее влияние неонацистских идей в немецкой техно-сцене. Поначалу она состояла из трёх берлинцев — Алека Эмпайра (Alec Empire), Ханин Элиас (Hanin Elias) и MC Карла Крэка (Karl Crack). Ранние работы ATR (включая трэк «Hetzjagd auf Nazis!» («Охота на нацистов!»), написанный в качестве реакции на поджог нацистами общежития иммигрантов) были окружены дискуссиями в Германии из-за господствующего мнения о том, что на танцполе нет места политике.
После подписания контракта с Phonogram Records, большим европейским лейблом, в 1993 году группа получила необычно большой аванс, который вложила в создание собственного звукозаписывающего лейбла Digital Hardcore Recordings (DHR). В 1997 году во время турне с Беком (Beck) к ним присоединилась Ник fЭндо (Nic Endo), американская артистка с японскими корнями, исполняющая нойз.
Популярность ATR обусловлена тем, что музыканты стали пионерами нового жанра в электронной музыке, получившего название Digital Hardcore. Это драйвовая смесь панка, техно и нойза с кричащими женским и мужским вокалом.
Группа успела выпустить три альбома — «Delete Yourself!» (1995), «The Future Of War» (1997) и «60 Second Wipe Out» (1999) — и дать сотни концертов, прежде чем приостановила свою деятельность в 2000 году. На некоторое время дороги музыкантов разошлись, и каждый член коллектива занялся своим сольным проектом. В 2001 году один из участников, Карл Крэк, скончался от передозировки медицинских препаратов, которые ему необходимо было принимать из-за проблем с психикой. Это отчасти оборвало надежды поклонников на триумфальное возвращение ATR.
За время, пока группа не была активна, единственный постоянный член коллектива, Алек Эмпайр, успел выпустить три полноценных альбома, каждый из которых демонстрировал новые грани музыканта. Все это время на записях и выступлениях ему ассистировала Ник Эндо.
В 2009 году по инициативе Ханин Элиас произошло спонтанное воссоединение, но, по иронии судьбы, практически сразу же ей пришлось отказаться от продолжения сотрудничества из-за проблем с вокалом. Ник Эндо взяла на себя все женские вокальные партии. На смену Карлу Крэку пришел рэппер Кидтроник (CX KiDTRoniK), окончательно укомплектовав состав ATR.
И теперь, после почти 10 лет молчания, ATR возвращаются с новым альбомом под названием «Is This Hyperreal?».
Понятие гиперреальности ввел французский философ Жан Бодрийяр. Он писал о том, что сегодняшний поток информации создает так называемый «белый шум» — вместе с полезной, объективной информацией создается также и большое количество искаженной или бессмысленной информации, уничтожающей реальность. Этот «белый шум» порождает огромное количество копий и симулякров («копий», которые не имеют оригинала в реальности), которые и становятся гиперреальностью, замещающей подлинную реальность. По мнению Бодрийяра, в нашу эпоху последним бастионом реальности становится смерть («Смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»).
В соответствии со своим названием альбом обладает определенной концепцией. Количество информации увеличивается в геометрической прогрессии. Мы не проверяем источники и не знаем, насколько правдиво то, что мы потребляем, тем самым отдав формирование нашего восприятия внешнего мира на милость безжалостной медиа-машине. Мы становимся свидетелями того, как группы хакеров добывают самую секретную информацию, обладая лишь доступом в интернет и желанием узнать правду, делая действия правительств «более прозрачными». Мы обмениваемся кудьтурными единицами в сети абсолютно бесплатно, начиная понимать преимущества безвозмездного обмена. Но, в то же время, на каждого из пользователей интернета собирается информационное досье как рекламными корпорациями, так и деспотичными правительствами. Еще никогда в истории человечества мы так беспечно не делились своей личной информацией с внешним миром. Где мы живем, где работаем, кто наши друзья, что мы слушаем, каково наше мировоззрение, информация об этом в открытом доступе — недальновидность, которая однажды может обернуться для всех нас катастрофой.
Альбом Atari Teenage Riot «Is This Hyperreal?» выносит все эти вопросы на повестку дня. Музыканты остались верны своему стилю. Это все тот же digital hardcore с непередаваемой энергетикой. По сравнению с предыдущими творениями альбом звучит более органично. Он записан более профессионально и «чисто», количество шумов, создающих особенную атмосферу, сведено к минимуму — теперь им отведена роль второго плана. «Скелет» ATR — это вокал Ник Эндо, сэмплированные гитары и ритм-машина Алека Эмпайра, рождающие на свет подрывные мелодии.
Вновь и вновь слушая «Is This Hyperreal?», твердо убеждаешься в том, что это, пожалуй, лучшее музыкальное сопровождение к современному калейдоскопу политических событий.
Настоящий анархистский манифест, завернутый в электронную оболочку. У молодых людей во всем мире стынет кровь при одной мысли о том, как в очередной раз нас нагрели финансовые воротилы этого мира. Они крушат витрины банков и разбивают рожи копов в кровь, а ATR способствуют тому, чтобы их возмездие прозвучало как можно громче.