Высокий, небритый, темноглазый парень в шерстяной шапочке. На шапочке написано RUN DMC – название негритянской рэп-группы, которая первая начала сочетать рэп с роком.
Он держится скромно, но свободно. У него интеллигентная речь. Любит Есенина и Маяковского. Не похож на своего лирического героя? Не знаю. Потому что все его лирические герои разные. Свой в каждой песне.
Зовут его Иван Алексеев.
Многие считают, что он стал знаменит после песни «Mercedes S666». Он не побоялся пообещать вице-президенту Лукойла дорогу в ад, напомнив о женщинах, погибших в маленьком Ситроене.
Настоящему демону клоуном быть не пристало,
Оставим маскарады звёздам тяжелого металла
Я персонаж другого плана, существо высшего порядка
Мне не знакомы проблемы, не решаемые взяткой,
Мне не известны люди, чьи жизни важнее моих интересов,
Меня не парит, что там обо мне напишет пресса,
Если ты встал на пути моего Мерседеса,
При любом раскладе ты виновник дорожно-транспортного замеса.
Мерседес S666,
Прочь с пути, плебей, под колёса не лезь,
Жалкая чернь трепещи – на трассе патриции
Мы опаздываем в ад, дорогу колеснице.
На самом деле, Нойз был известен и раньше. Но знали его только те, кто хотел знать.
В его репертуаре есть и остросоциальные песни, и лирические, и просто издевательски-саркастические. Он обладает исключительным талантом фристайла – сочинения текста на ходу.
В десять лет он начал играть на гитаре, окончил музыкальную школу. А общеобразовательную – с золотой медалью. Переехал в Москву поступил в РГГУ. В тринадцать лет был в составе своей первой группы V.I.P. Потом выступал вместе с одноклассником в группе Face2Face. Его псевдоним появился еще в школе, когда он в девятом классе вел дискотеку. Колонки сильно фонили, создавали неприятный шум, а как известно, шум по-английски – noise. Noize – сленговое написание этого слова. В Москве он выступал с группой Protivo Gunz, которую впоследствии объединили с ним под единым логотипом Noize MC.
Впервые я услышала Нойза четыре года назад. Это была песня «Из окна». Честно говоря, мне не понравилось. Показалось, что это обычный ска-панк. Я стала понимать его музыку значительно позже. Чем старше ты становишься, тем понятней его песни. Они уже перестают быть набором слов.
В конце 2010 года у него вышла песня «Эгоизм», она стала для меня любимой. «Чужая слабость не делает тебя сильней, чужая глупость – не делает умней тебя, и если рядом много плохих людей, не стань одним из них, сохранить умей себя».
Нойз и прост, и сложен. Иногда он использует в своих песнях мат. Люди, веря стереотипам, считают, что музыка, в которой используется мат, – низкосортна. Но не в этом случае. Ведь если какие-нибудь матерные слова из его песен заменить цензурным синонимом, то будет уже не в точку.
Что за стиль у Нойза? Это вроде рок, но с использованием речитатива, характерного для рэпа, и диджейских тем, которые обычно свойственны клубной музыке. Все вместе звучит свежо и красиво. Рок-исполнитель, как правило, ограничен в тексте; у тебя есть какое-то количество тактов на куплет и на припев, а когда ты используешь речитатив, то можешь говорить ровно столько, сколько тебе надо для того, чтобы выразить свою мысль.
Бог – одинокий ребенок,
Брошенный всеми в пустом магазине игрушек.
Бродя среди полок, убивающий время,
Понимая, что взрослым не нужен,
Он собрал уже тысячи конструкторов разных,
Он распечатал всех кукол,
Но он все ещё ищет детали для пазлов,
Он все ещё ходит по кругу.
Я была на нескольких его концертах. Он может завести зал одним своим появлением, а то, что он делает на сцене, – завораживает. На одном из концертов во время гастрольного тура Нойз прыгнул в зал и повредил спину. Но он доиграл концерт, и не отменил тур, а продолжил, несмотря на то, что ему надо было выступать в инвалидном кресле.
А еще раньше, в Волгограде, его задержали на десять суток за оскорбление милиции во время концерта. Как раз в эти дни его жена рожала первого ребенка. Ему сказали, либо ты публично извиняешься перед нами, либо мы тебя держим дальше. Он извинился, в стихах.
Я хотел бы извиниться перед волгоградской милицией,
Они отличные ребята, и у них есть принципы.
Спасибо им за возможность почувствовать себя птицей,
И еще он спел:
В нашей стране слово свободно делать все, что оно захочет:
Любоваться пейзажем за окном зарешеченным,
Видеть красивые сны на грязных нарах, свернувшись калачиком,
И радоваться содержимому дружеских передачек.
Слово – не воробей, и чтоб оно не улетело
Ему на всякий случай не дают расходиться с делом,
Административным как минимум, или уголовным,
Других дел тут никто не хочет иметь со словом.
К слову особое отношение в Российской Федерации:
Но Ваня еще и лирический поэт. Он пишет о любви. Он ассоциирует себя с самыми ничтожными вещами, которые, однако, могут испытывать чувства. В песне «Выдыхай» – он сравнивает себя с окурком, с бычком.
Ткни меня мордой в стекло,
Дави меня, туши мою страсть.
Буду дымить назло.
Но как бы глубоко он ни скатился, он всегда карабкается в небо.
…Наша лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой,
Годной лишь на то, чтобы достать с антресолей банку.
Но я готов был и по ней карабкаться к облакам
Назло запретам и закрытым изнутри замкам.
Порой казалось – цель близка, скоро доползу.
Я с собой тебя звал, но ты оставалась внизу,
Поднимала глаза, просила вернуться назад,
А я не слезал, все твердил тебе про небеса.
Думал, что сам могу решать за двоих людей,
Думал, что нам станет лучше от моих идей.
И цепляясь за надежду как за одежду репей,
Прошло пять лет. И в песни о любви появилась Вселенная. Что этот бычок для Вселенной?
Если вселенная бесконечна действительно,
Значит есть куча копий нашей планеты,
Где-то сейчас происходят те же события,
Копия меня пишет копию песни этой.
И в его «городских» песнях – та же неуютность пространства и то же стремление взлететь.
Через квартиры соседей, мимо антенн на крыше нашей девятиэтажки
Это совсем не трудно и не страшно.
Все дома внизу как будто из кубиков сложены,
А я, наверно, оттуда кажусь размером с горошину.
Машины ездят крошечные, как игрушечные,
В любую, кажется, можно пальцев подушечками
Вцепиться и покатить ее, куда хочется.
Рассвет надорвет нового дня темную упаковку
С того же края как вчера привычным движеньем ловким.
К автобусным остановкам потопают фигурки
Мне нравится его характер. Если он что-то не любит, то не будет молчать. Он скажет, причем так, что ответить оппоненту будет нечего.
Сейчас много музыкантов с правильными взглядами, но их музыку не очень-то приятно слушать. Принято считать, что рэперы – это ребята с улиц, которые говорят про эту самую уличную жизнь. По сути, так и есть, но Нойз – исключение, хотя он не совсем рэпер. Он пишет о своих личных переживаниях, но слушаешь, и узнаешь в этом себя.
Ване недавно исполнилось 27 лет. Он отец двоих детей.
Я познакомилась с ним этой зимой. Дело было в одном баре; его арендовал какой-то богатый парень. Он-то и пригласил к себе на день рождения Ваню, чтобы тот исполнил свою акустическую программу. Во время концерта именинник шумно общался с гостями. Ваня красиво опустил его в форме фристайла, а этот буржуй даже не понял, что произошло. Зато все, у кого есть мозги, поняли.
Я стояла прямо около сцены. Заметила Максима Крамара, клавишника. Он расписался у меня в конспектах, пошутил, что это самое место для автографа. После концерта, когда Ваня уже собирался уходить, я подошла к нему и попросила, чтобы нас сфотографировали вместе. Мы стали говорить на «ты», как будто давным-давно знакомы. На танцполе было слишком темно и мы пошли фотографироваться на кухню, где мыли посуду и бегали официанты.
Ксения Померанцева