Мрачный заголовок с куртуазной помпезностью намекает на невообразимые бесчинства и криминальный хардкор, однако очень скоро станет понятно, что бостонские злодеи по части жестокости и коварства недалеко ушли от ежедневных офисных страстей. Их удручающая реалистичность метко выведена скрупулезной игрой первоклассных актеров и делает скуку дней тоскливым, но безусловным достижением кинематографического мастерства.
Джонни Депп в образе Джеймса «Уайти» Бланджера, старшего брата сенатора (Бенедикт Камбербэтч), друга агента ФБР и просто злобного гангстера делает все, чтобы приблизить зрителя к легендарному бандиту. Это его и подводит.
В основе сюжета несколько «самых интересных» лет жизни руководителя гангстерской группы Уайти Бланджера, ставшего известным благодаря внушительным криминальным успехам и сотрудничеству с ФБР. В какой-то момент детский приятель Уайти Джон Конноли (Джоэл Эдгертон), сделавший карьеру в спецслужбе, возвращается в родной город и предлагает Бланджеру сделку: ему гарантируют неприкосновенность в обмен на информацию. Благородный бандит решает, что для бизнеса это будет полезно и соглашается, для вида фыркая и недовольно морща носик. Поначалу это приносит обоюдный успех: ФБР получает компромат, Уайти избавлен от конкурентов, но понемногу ситуация начинает ухудшаться. Агент Конноли все больше попадает под влияние своего информатора: семейные обеды, встречи в городе, причесанные доклады на работе. Он уже зависит от Бланджера, нарушает условия сделки, подтасовывает факты, прикрывая делишки своего протеже, и в конце концов сам оказывается под подозрением. Однако сюжет не зациклен на сбившемся с пути борце с преступностью — он неторопливо касается почти всех участников драмы, плавно приближаясь к самому Уайти, истории его семьи и ближайших коллег, живых или мертвых — по ситуации.
Видно, что основную ставку создатели фильма сделали на реалистичность: герои плохо выглядят, заняты ежедневной рутиной, события плетутся по заданному маршруту и особенно никуда не приводят — вот такая скучная жизнь. Джонни Депп с приклеенной лысиной и накладными морщинами на вечно молодом лице (всем известно, что он бессмертен) похож не столько на гангстера, сколько на дракона из Хоббита — пугающе застывший взгляд прозрачных глаз, гнилые зубы и смертоносное дыхание. Его герой мало говорит и редко действует сам. Несколько раз актер демонстрирует свою знаменитую харизму, но монстр все равно получился карликовым, как демонически злобный котик, недовольный нахальной тапочкой.
Как это часто бывает с экранизациями биографий, здесь очень не хватает какой-нибудь яркой развязки. Все-таки фильмы про гангстеров предполагают криминальный апломб и недоступную роскошь иначе все крепко вязнет в рутине и становится непонятно, зачем это все затевалось. Вместо волнующей преступной жизни, полной опасностей и нелегальных побед, мы получаем выписку из амбулаторной карты с подробным перечислением симптомов и диагнозов, все же недостаточно осмысленных, чтобы претендовать на действительно серьезный анализ.
Смотреть на это чуть интересней, чем изучать статью в Википедии, но не так захватывающе, чем делать все остальное…
При этом американские рейтинги высоки и фильм даже хвалят за напряженность и глубину. Возможно, дело в том, что у нас многие услышали про знаменитого Уайти Балджера впервые и оценивать кино будут вчистую, без контекста. Очевидно, для западного зрителя Балджер — имя известное, герой теленовостей, у нас же кажется странным, что сам Джонни Депп вообще занялся ролью. Российская публика привыкла разбираться в американской политике и жизни лучше, чем в своей собственной, так что появление локальной знаменитости заводит нас в тупик, а агенты ФБР в приталенных костюмах, мечтающие очистить далекий Бостон от мафии напоминают банковских клерков, заигравшихся в покер.
Роль роковой красотки поначалу предложили Сиенне Миллер и режиссер уверяет, что справилась она отлично, но впоследствии все сцены были вырезаны, чтобы сосредоточиться на другом периоде жизни Балджера. В итоге компания мрачных мужиков осталась без романтического контраста. Джулианна Николсон в роли проницательной супруги Конноли и несколько эпизодов с Дакотой Джонсон положение не спасут.
Тем не менее, кроме вялой необязательности в целом, придраться особенно не к чему. «Черная месса» — словно собрание классических портретов из далекого прошлого: нельзя не отметить мастерство исполнения, сложно задержаться подольше, но обязательно найдутся те, кому будет интересно вглядеться.