На российские экраны вышло продолжение фильма «Духless», ставшего самой кассовой отечественной лентой 2012 года. Если в первой картине речь шла о том, что оппозиционеры-акционисты а-ля группа «Война» — продажные нечистоплотные личности, то в новая работа режиссера Романа Прыгунова уже про кабинетную политику. Учитывая ранг людей, стоящих за обоими проектами, «Духless 2» представляет собой уникальный случай сведения счетов между властными элитами.
Из-за толстого пригламуренного слоя патриотизма трудно сосредоточиться на главном конфликте фильма, ради которого все затевалось. От просмотра особенно коробить должно тех, кто лишен возможности лицезреть федеральные телеканалы. Действие начинается с того, что главного героя Макса Андреева, живущего на Бали, благодаря хитрой операции отправляют в Москву. Сценаристы явно вдохновлялись подвигами агентов ЦРУ, много лет схожим образом этапировавших международных преступников в Штаты, пока шум вокруг ареста Бута не раскрыл тонкости схем их работы. Опыт же наших оперативников, выезжавших за рубеж для расправы над неугодными личностями, нередко приводил к тому, что первые сами оказывались за решеткой и требовались серьезные усилия дипломатов, чтобы вывезти их домой.
Или вот в «Духless 2» водитель такси такой весь добрый, оказывается грузином, сыгравшим когда-то Сталина. Не Берию, не Ленина, но Сталина, что, видимо, придало его личности неслабый заряд человеколюбия. Или Москва в речах персонажа картины — город, практически столица мира, куда съезжаются все лучшие деятели науки и искусств, поднимать целину. Прямо-таки гордость ощущаешь от этой речи, произнесенной за бокалом вина с видом на ночное море! Не ту картину «Духless’ом» назвали, надо было «Духоподъемностью»!
Многих зрителей в фильме будет сбивать с толку политическая линия, которая исключительно редко встречается в нынешнем отечественном кинематографе. Просто не все имеют право про это снимать, особенно за деньги государства.
Здесь же несведущих очаровывают свежестью подхода к теме: оказывается на экране можно показывать коррумпированных чиновников, рангом повыше, нежели мэр маленького городка с Крайнего Севера. И даже фигуры узнаваемые где-то проглядывают, что разительно отличается от Непонятно Кого-то из Непонятно Откуда. Может, это дух свободы повеял, наконец, из выгребной ямы, раз начали снимать политические фильмы для большой аудитории за сравнительно внушительные деньги?..
Продюсером обеих частей «Духless», а также совладельцем кинокомпании-производителя является Федор Бондарчук. Это его голос кричит в мегафон в первой картине, когда ОМОН призывает радикалов освободить баррикаду, ради которой огородили Столешников переулок, находящийся в самом центре Москвы. Бондарчук прекрасно ориентируется в теме взращивания патриотизма: член общественного совета «Молодой гвардии Единой России», Селигер, модерирование встречи Путина с молодежью… Режиссура «Обитаемого острова», где с помощью Стругацких доказывается вред цветных революций. Спродюсированный «Август. Восьмого» про конфликт в Южной Осетии. В общем, заслуг Бондарчука перед режимом не перечесть. Не стал он отходить от линии партии и в «Духless 2».
Конфликт в новой картине строится между силовиками и некой госкорпорацией «Росинновации», сочетающей в себе черты реальных «Сколково» и «Роснано». Главным врагом кураторов стартаперства становится Следственный комитет, один из высоких чинов которого отображен в карикатурном ключе. У него есть подчиненная, которая во время коитуса читает проникновенные стихи собственного сочинения. В общем, «случайное» попадание в Сердюкова и Васильеву.
Но зачем в фильме, созданном при участии доверенного лица Путина оскорблять мундир уважаемых служб, присовокупляя инсинуации про уважаемых людей, пожизненно обеспеченных госохраной и транспортом с мигалкой (Сердюков)?
Ответ следует искать в событиях двухлетней давности. Тогда Следственный комитет провел обыски в Сколково по делу о нецелевом расходовании бюджетных средств. Владислав Сурков, курировавший создание и развитие Наукограда, осудил действия силовиков. Спустя неделю после его публичной перепалки с пресс-секретарем Следственного комитета Владимиром Маркиным, произошла отставка кремлевского долгожителя с поста заместителя председателя Правительства Российской Федерации. Через полгода, после аудита Счетной палаты, Генпрокуратура сняла все претензии к «Сколково». Произошедшее тогда назвали войной элит. Но Сурков слишком авторитетная личность, чтобы списывать его со счетов. Он всегда слыл неравнодушным к искусству деятелем, и даже написал две искусствоведческие статьи о художниках Миро и Полисском. Курировал Сурков и кинематограф, а Федор Бондарчук являлся и является его близким другом. Вот и преподнес один деятель искусств другому подарок в виде картины про его войну с силовиками. И даже пресс-секретаря СКР Маркина на премьеру пригласили.
Таким образом, «Духless 2» является картиной про историю противостояния одной провластной группировки другой, выполненную в ревизионистком ключе. А где же про патриотизм, спросите вы? Ведь в каждом правильном фильме Бондарчука обязательно должен присутствовать гарант Конституции. В «Духless 2», в отличие от первой части, президент появляется наяву и даже издает вздох, за которым стоит рождение большой политической карьеры. И вот Макс Андреев уже на подиуме перед бело-сине-красной массовкой и только тяжело зараженное конспирологией воображение способно узреть здесь Навального. Молодой новоиспеченный политик читает строки, которые до него произносил Мартин Лютер Кинг. Налицо все признаки сакральной жертвы и прицел на триквел франшизы. В третьей части Андреева, по закону жанра, порешат украинские наемники и его приятель — честный сотрудник СКР поедет на Донбасс мстить оккупантам. Задел этой истории уже положен, так как в сеть, за день до премьеры, утекла пиратская копия картины, по словам продюсеров, предназначавшаяся для получения прокатного удостоверения в Украине. Кому-то явно не дает покоя раскрутка «Левиафана» с обвинениями американских киноакадемиков в сливе копии в интернет, что как выяснилось позже, не соответствовало действительности.
Сценарий «Духless 2», помимо политической составляющей, пытается навести мосты между белыми воротничками и правящим режимом. Реализация этой части проекта была бы менее филигранна, если бы к нему не подключился Михаил Идов, ставший креативным директором группы компаний «Арт Пикчерс», которая создала новый фильм Романа Прыгунова. Это довольно-таки известная и интересная фигура в свете того, кто у нас занимается пропагандой патриотизма. Идов родился в советской Латвии и в 1992-м, в возрасте 16 лет, уехал в США. Там он, получив гражданство, занимался журналистикой на высоком уровне, пока, спустя 20 лет, не приехал в Москву. Здесь он стал главным редактором глянцевого мужского журнала «GQ». Через два года пришел в «Арт Пикчерс». Нельзя сказать, что Идов — идейный путинист, разочаровавшийся в своей клятве американскому флагу. Он успешно сочетает нынешнюю рукопожатную работу с созданием трейлера к последнему фильму Алексея Германа «Трудно быть богом» и съемками пилотной серии телесериала на политическую тематику вместе с бывшим критиком «Афиши» Романом Волобуевым. Идов рад судьбе, потому что наконец, по его словам, он занимается любимым делом, ведь когда-то он учился теории кино, сценарному мастерству и драматургии в Мичиганском университете. Ну и бизнес-сторона вопроса тоже важна. Ради этого стоит попотеть, придумывая креативные ходы для чего хипстерам нужно и модно стать патриотами отечества. Сила ведь все равно в правде, даже когда она брызжет на твой дорогой костюм маслом из чебурека в дешевой забегаловке.
Сам же фильм, с художественной стороны, не стоит байтов информации, потраченных на ее описание. Налицо громадный опыт компании «Арт Пикчерс», которая 11 лет занималась съемками рекламы и видеоклипов, до того, как создала первый кинофильм. Смотреть, поэтому, новую картину не стоит, во избежание разочарования за потраченное впустую время. По большому счету, все, для кого предназначался этот фильм, уместились в один зал, где происходила премьера. Остальным «Духless 2» будет полезен также, как пролистывание глянцевого мужского журнала трехлетней давности.