Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
86

Отмена выборов. Реально ли?

376

Что происходит на востоке Таджикистана?

318

Доверие стоит дорого

813

Путинская идеология победы

Главная Культура Кино 2015 Январь 08 Обратная сторона луны

Обратная сторона луны

Твитнуть
Сказание о принцессе Кагуя (Kaguyahime no monogatari) Япония, 2013. Реж.  Исао Такахата

Сказание о принцессе Кагуя (Kaguyahime no monogatari) Япония, 2013. Реж. Исао Такахата

Студия «Гибли» (словосочетание, которое мало кого может оставить равнодушным) снова выпустила полнометражный мультфильм. На этот раз в основу легла старинная японская сказка о том, как простой старик Мияцуко нашел в ростке бамбука крошечную девочку и, решив, что это знак Небес, принес ее домой, где бездетно жил со старухой. С этого момента стали происходить необыкновенные вещи: ребенок быстро рос, в бамбуковых стеблях Мияцуко находил золото и драгоценные платья — все указывало на то, что маленькая гостья не обычная девочка, так что было решено покинуть деревню, чтобы в роскоши нового дома в большом городе она стала настоящей принцессой.

Первые шаги, крестьянские хлопоты, игры с друзьями — жизнь ребенка кажется веселой и безоблачной, но родители хотят для дочери только самого лучшего, поэтому теперь ей придется мириться с жизнью во дворце под наставничеством госпожи Сагами, приглашенной, чтобы воспитать из неотесанной простолюдинки благородную даму. День за днем мы наблюдаем, как девочка становится девушкой, учится манерам и правилам, и уже скоро слава о ее красоте долетит до самого императора Микадо.

Такеноко (Маленький бамбук), как ее прозвали дети за быстрый рост, получит все, к чему принято стремиться: богатство, поклонников, внимание высших сановников, но также запреты и ограничения «благородной жизни», отнимающие самое ценное, что у нее было — время. Позже за удивительную красоту ее назовут Кагуя — «Сияющая», и многие придут свататься, но у девочки есть тайна, которая не позволит ее земной жизни продлиться слишком долго.

Режиссер Исао Такахата («Могила светлячков», «Еще вчера») сделал из детской сказки настоящую поэму с неожиданно глубоким смыслом. Изящные зарисовки из быта разных сословий древней Японии от нежной расплывчатой акварели, до резких черно-белых линий угольного карандаша, легкие и прозрачные, словно набросок цветной тушью, складываются в философский трактат пронзительной силы. Все второстепенное вычеркнуто, даже имена родителей почти не упоминаются: Мияцуко — «Такэтори но Окина» («Старик, собиратель бамбука»), его жена просто «Она» — «Старуха».

Рожденная на Земле вопреки всем правилам лунная принцесса однажды должна будет вернуться на родину, оставить и забыть все, что полюбила.

Радости простой жизни в деревне ее детства противопоставлены вычурному этикету земной знати и божественному хладнокровию небесного народа.

Кагуя не хочет ни того, ни другого, но изменить судьбу, одновременно такую заманчивую и трагичную, не в ее власти.

Интересно, как создатели фильма объединили абстрактные идеи из разных сфер. Ведь в каком-то смысле «высокая культура» сродни идеям божественного, идеального, она так же является попыткой человека отодвинуться от простого, животного, навязать себе и окружающим «красивые» устои и принципы — более красивые, чем природные — превосходные, сверхъестественные. Голое тело покрывается многослойной одеждой, красота лица перекраивается и разукрашивается заново (белила, пудра, черненые зубы, выщипанные брови). «Благородная принцесса не хохочет с открытым ртом», «благородная принцесса не носится по дому», не потеет, не плачет, не смеется… Все это продукт культуры, желанной и вместе с тем обкрадывающей.

И Кагуя, за которой явится свита с лотосом в руках, и Тот, кому прислуживают небесные девы, знает цену идеальному — оно у нее уже было. «Чистоте и невинности лунной столицы» она предпочитает боль и радость несовершенного мира, единственного места, где можно научиться жить и чувствовать по-настоящему. Этот взгляд с другой стороны, странный, спорный, почти вызывающий, будет учить детей любить горькую красоту жизни, а взрослым предложит задуматься. Человек, твердо стоящий на ногах, вместо воздушных замков, цена и ценность обыденной жизни, зависть богов.

Конечно, люди не свободны от условностей созданного ими мира и больше не могут расти, как полевой цветок — это уже совсем другая история. Чтобы ощутить прелесть жизни на лоне природы, необходимо было сначала слезть с деревьев и выйти из пещер. Слагать стихи о первом снеге удобней в тепле жилища, чем на пронизывающем ветру, и человек все еще стремится в райские кущи, от которых так легко готовы отказаться волшебные принцессы. Но ведь сказка и не должна давать ответы на все вопросы сразу. В ней много намеков и недосказанности, которые легко упустить, — так ловко они вплетаются в сюжет между шумными, центральными событиями. Ее захочется еще не раз пересмотреть и передумать, хотя бы чтобы понять, как нарисованная легенда может быть настолько красивой.

Янв 8, 2015Матвей Меркулов
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
8-1-2015 Киноанимация, Япония4,573
Матвей Меркулов
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Итоги 2014 киногода: лучшие и худшие фильмы и событияУда для Медиалевиафана
  См. также  
 
Япония — не единожды закрытая
 
Япония и КНДР
 
Что значит Южная Корея для Японии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру