В мировой прокат вышла антиутопия Нила Бломкампа «Элизиум». Это второй полнометражный фильм молодого режиссера, чье имя стало известным после успеха «Района №9». В новой картине — уже с приличным бюджетом — авторский стиль сохранился, визуальность все также на высоком уровне, добавились известные голливудские актеры и размах.
Действие картины происходит в середине 22 века. Жители Земли страдают от болезней, перенаселенности и низкого уровня жизни. На орбите была построена станция Элизиум, где в комфортных условиях живут богачи и правительство. Медицина теперь способна моментально вылечить самого тяжелого больного. Однако это, как и прочие достижения прогресса не касается землян, которые горбатятся на элиту под присмотром роботов.
Содержание «Элизиума» зациклено на вопросе здравоохранения. Больницы на Земле переполнены, но даже самых безнадежных не допускают к регенерационным чудо-машинам. Поэтому умирающие от рака надеются долететь до Элизиума и излечиться, что почти невозможно и крайне затратно. К такому отчаянному контингенту относится главный герой фильма Макс деКоста. Случайным образом к нему попадает программный код, способный изменить глобальное положение вещей, уравняв элизиумцев со всем остальным населением. Теперь в силах деКосты обеспечить передовое медобслуживание для любого жителя трущоб.
Нил Бломкамп предоставил киностудии синопсис «Элизиума» в 2009-м году. Именно тогда же президент Обама начал предпринимать усилия по выполнению одного из ключевых своих предвыборных обещаний. Дело касалось всеобщего медицинского страхования, на чем уже более полувека терпели неудачу предшественники главы США. Реформа предполагала обеспечить доступ 30 миллионам малоимущих американцев к услугам врачей. На эти цели из бюджета должно было уйти более триллиона долларов за 10 лет. Однако критики заклеймили реформу как нарушающую законы рынка, а самого Обаму стали называть социалистом. Законодательная инициатива погрязла в судебных разбирательствах, где истцы требовали признать ее неконституционной. Со временем по данному вопросу изменилось общественное мнение: если четыре года назад за реформу выступало более половины американцев, то сейчас соотношение стало противоположным (54% сторонников реформы в 2010-м против 42% в 2012).
В августе 2009-го, перед днем рождения Обамы, неизвестные развесили по Лос-Анджелесу постеры на которых президент предстал в образе Джокера из фильма «Темный рыцарь». Подпись под картинкой гласила «Социализм», и это, исходя из американских ценностей, не комплимент. Но команда президента извлекала из этого имиджа всё, что можно, в итоге не прогадав. В массовом восприятии Обама предстал защитником интересов бедных, что положительно сказывалось на рейтинге главы государства у избирателей из малоимущих кругов. Кандидат от республиканев на последних президентских выборах Митт Ромни критиковал будущего победителя за реформу здравоохранения. Забавно, что Обама скопировал модель медстрахования с опыта самого Ромни, когда тот был губернатором штата Массачусетс.
«Элизиум» по взглядам на обязательное медицинское страхование выступает в пользу позиции и усилий нынешнего президента по данному вопросу. Ранее эта тема уже возникала в голливудской продукции, в частности, в фильме «Потрошители», исполнительница главной роли из которого Алисе Брага задействована также и в нынешней ленте Бломкампа. Связь «Элизиума» с линией президентской политики можно проложить через студию «Sony Pictures», которую не раз упрекали в тесных отношениях с администрацией Обамы, да она этого и не скрывает. Однако, вся эта обязательная конъюнктурная часть, не является единственной в новой картине. Будучи сценаристом своих фильмов, Бломкамп сохранил право на авторский взгляд, который не размылся актуальным мэсседжем. Более того, тема медицинского страхования соседствует с другими, не менее ярко выраженными проявлениями мировоззрения режиссера. И они оказались куда более шокирующими, нежели проблема здоровья малообеспеченных, много лет муссирующаяся в СМИ.
В интерпретации содержания «Элизиума» очень легко представить сюжет как стремящийся к социальной справедливости. Однако уравнивание в правах элиты с орбитальной станции и жителей Земли не обязательно говорит о революционных переменах в обществе. Для осознания последствий слома прежнего порядка достаточно представить, что будет дальше с элизиумцами и бедняками, получившими доступ к идеальному здоровью. Так как положение дел в экономике останется неизменным, то эксплуатация населения продолжится. Только теперь работодателям не нужно будет тратиться на медицинскую страховку, а рабочих можно будет помещать в опасные для жизни условия — все равно всех вылечат за счет государства. Соответственно, элита будет только богаче, но жить ей придется за забором, под охраной роботов. В общем, весьма сомнительные достижения для мира будущего с обязательными социальными гарантиями для каждого. При всем желании, ссылаяясь на «Элизиум», нельзя заявлять о левом повороте Голливуда, прибавляя сюда же антиутопии «Время» и «Голодные игры». И хотя среди американских кинематографистов левых сейчас много, ни один из них не входит в число руководителей крупных студий, контролирующих более 90% рынка. Голливуд всегда заботился только о выручке, и если иногда он брызгал революционной слюной и надевал маску Гая Фокса, то это происходило из конъюнктурных соображений, причиной чего было также увеличение доходов. В случае «Элизиума» можно даже говорить о расистских и шовинистических мотивах режиссера, лежащих в основании сюжета.
Нил Бломкамп родился и вырос в Южно-Африканской республике. Ребенком он успел застать апартеид, а когда к власти пришел Мандела ему было 15 лет. Спустя три года он эмигрировал в Канаду, ощутив себя пришлым, наравне с выходцами из стран третьего мира. Но ранее его сознание успело испытать системный слом, когда на смену привилегированного положения белых в ЮАР пришло уравнивание в правах с прежними недочеловеками. Уход апартеида сопровождался взлетом преступности и исходом белого населения, в число которого попал будущий автор «Элизиума». Мировосприятие и жизненный опыт режиссера легли в основу его будущих лент. Так, герой «Района №9» становится из служащего пришельцем, в обличье которого познает всю прелесть существ второго сорта, что созвучно биографии автора. Пейзажи Элизиума снимались в Ванкувере, куда эмигрировали Бломкампы.
В 2154-м году форма правления входит в кризисную фазу. Власть больше не может быть двусмысленна, одновременно манифестируя гуманизм и уничтожая землян-нелегалов (хотя и руками посредников, чтобы не прослыть убийцами). Требуется новый режим, при котором можно отстаивать безопасность орбитальной станции законно, иначе придется смириться с грязными бедняками на своих зеленых лужайках. Альтернативы прежней системе правления начинают возникать как на дрожжах, одна страшнее другой. В итоге побеждают люмпены, но слишком уж отталкивающие. Собственно, это одна из задач фильма — посеять семена раздора в сознании зрителя, который вряд ли в большинстве отнесет себя к третьему миру. Команда люмпенов-предводителей, прилетевшая из Лос-Анджелеса и поменявшая мировой порядок, состояла из преступников со стажем, в последнее время занимавшихся нелегальными полетами на Элизиум, билет куда стоил баснословных денег. Что будет с орбитальной станцией мечты после глобальной социальной перезагрузки? Ее заполонят толпы туристов-бедняков, желающих подышать свежим воздухом?
Ключом к фигуре главного героя Макса деКосты является ряд претендентов на роль, которых Бломкамп хотел видеть в своей картине. До Мэтта Деймона, ранее сыгравшего у Клинта Иствуда регбиста сборной ЮАР, было двое кандидатов. Первым долгое время ходил южноафриканский рэпер Ниндзя. Вторым, кто отказался от главной роли, стал американский певец в том же стиле Эминем. Оба музыканта схожи в том, что стали известны, находясь в темнокожем окружении и исполняя не характерный для белых рэп. Главный герой «Элизиума» вырос в Лос-Анджелесе, где все его окружение латиноамериканцы, порой не говорящее по-английски. Тем не менее, Макс деКоста, чью роль исполняет Мэтт Дэймон, внешне не похож на мексиканца. Сейчас испаноговорящее население города составляет около половины от общего числа жителей. «Элизиум» превращает эту половину в целое, не оставляя белым шанса на будущее.
Первоначально Макс рвется на Элизиум для собственного спасения, но в процессе его мотивация меняется и он жертвует собой ради всеобщего счастья своих соплеменников. Данный драматургический ход в крупнобюджетных проектах в своей редкости уникален, что заслуживает отдельного рассмотрения. В данных обстоятельствах, учитывая биографию режиссера, можно отметить, что здесь имела место жертва белого человека ради выживания всех остальных.
Режиссер Бломкамп так и остался сторонником апартеида, мечты о котором перенес в Голливуд. В «Элизиуме» он подталкивает зрителя к размышлениям, что будет с человечеством, если обеспечить каждому социальные гарантии и уравнять в правах с элитой. Режиссер, однажды испытав в жизни потрясение, опасается, что такое может произойти второй раз и видит свою миссию в предостережении человечества.
Наоми Кляйн в своей книге «Доктрина шока» касается опыта ЮАР после перехода от старого режима к новому. По ее словам, пришедшие к власти после эйфории обнаружили, что не могут сделать ничего существенного в государстве, так как не контролируют несколько ключевых рычагов его управления, включая госбанк, оставшийся в прежних руках. То есть финансовая элита не проиграла от смены режима, зато остальные понесли серьезные потери. Коснулось это и семьи Бломкампа, которая уезжая в Канаду, наверняка винила африканских националистов в обрушившихся бедах. Этакая расово мотивированная близорукость от неспособности классового восприятия действительности. То, что произошло с миром в финале «Элизиума» совпадает с устремлениями нынешней политической власти развитых стран. Но именно это грядущее сильно не нравится Бломкампу, отчего он предостерегает нас о возможных последствиях. Всем сторонникам жесткой руки хочется заметить, что в случае реализации программы «Элизиум», почти все зрители останутся на Земле. Рай он всегда для избранных.