11 апреля на российский широкий экран выходит картина «Измеряя мир» немецкого режиссера Детлева Бука. Помимо прямых кинематографических достоинств, о которых обязательно будет сказано ниже, картина интересна тем, что является этаким «три в одном»: кино, книга, история. «Измеряя мир» — это экранизация одноименного романа Даниэля Кельмана, основанного на реальных исторических событиях.
Рубеж 18-го и 19-го веков ознаменовался второй научной революцией, немалый вклад в которую сделали двое гениальных немецких ученых и исследователей, чьи судьбы, на первый взгляд, никак не должны были пересечься. Именно они — Карл Фридрих Гаусс и Александр фон Гумбольдт стали главными героями «Измеряя мир», а их удивительные открытия стали сюжетообразующими единицами как в фильме, так и в книге. И будем честны, результаты практического применения их научных достижений нередко влияют на «сюжет» и в нашей повседневной жизни.
Карл Фридрих Гаусс родился в очень бедной крестьянской семье. Как правило, дети из таких семей редко могли рассчитывать на получение хорошего образования, да и зачем оно им — для того, чтобы подсчитать небольшой заработок и поставить свою подпись, много ли нужно знать. Но еще в начальных классах стало понятно, что ребенок обладает неординарными способностями. Вероятно, повезло и с учителем, который сразу заметил, что перед ним один из будущих величайших умов если не в мире, то в Европе определенно. Так и будет — через каких-то десять лет юного Гаусса нарекут королем математики. А основной труд своей жизни он закончит к 23-м годам.
Барон Александр фон Гумбольдт уже при рождении обладал совершенно другими стартовыми возможностями. Что говорить, знатное происхождение и близкие связи на самом высоком уровне (одним из крестных отцов Александра, к примеру, был будущий король Пруссии Фридрих Вильгельм II) открывали пытливому уму почти бескрайние просторы в получении образования: Александр вместе с братом Вильгельмом обучался дома по индивидуальной программе совершенно разным предметам, которые преподавали лучшие профессора того времени. Средства, вложенные родителями в образование сыновей, оправдали себя с лихвой. И если Александр выбрал путь путешественника и естествоиспытателя, то его старший брат преуспел в области гуманитарных наук. Вильгельм фон Гумбольдт — выдающийся лингвист, чьи работы по сей день являются основополагающими в общем курсе теории языкознания для студентов-филологов.
Итак, фильм о судьбе двух гениев, которые «измеряли» мир вокруг доступными (или не всегда доступными) им методами. И если один за свою долгую жизнь так и не выбрался за границы Пруссии, то другому довелось объехать полмира в поисках истины. У героев совершенно разные судьбы: один по рождению богат, другой — беден; один — неутомимый бродяга, готовый жить в самых невозможных условиях, терпеть укусы москитов, болтаться подвешенным к корме корабля, чтобы измерить высоту волн в открытом океане, другой — творец науки у аспидной доски, за своим уютным рабочим столом, приверженец всегда согретых ног и бархатной шапочки от больных ушей.
Два гения — две сюжетные линии. С бароном фон Гумбольдтом и его компаньоном ботаником Эме Бонпланом зритель из самого сердца Европы попадает в самое сердце Южной Америки, в долину реки Ориноко и к другим притокам Амазонки. Гумбольдта назовут «истинным открывателем Америки». В момент его путешествия карт этой местности еще не существовало, знаний о слиянии рек не было, а среди миссионеров ходили лишь смутные полные предрассудков слухи о населяющих эти места людоедах, демонах и чудовищах. Гумбольдт и Бонплан покорили одну из самых высоких гор Южной Америки. Гумбольдт измерял все и везде: на основе его записей будет создано подробное описание климатических зон и появится новая наука — физическая география.
Гаусс останется дома, на своей родине. Он будет учиться в Геттингенском университете, а потом и преподавать там. Он будет много думать и делать открытия на основе своих наблюдений за свойствами предметов, окружающих его. Он откроет ряд законов в высшей математике. Он будет мучиться от одиночества и непонимания: люди, окружающие его мыслят так медленно. Он совершит попытку найти общий язык с человеком такого же ума. Он выдвинет ряд предположений, которые окажутся не по зубам современной науке, но, кто знает, вероятно, через столетие-другое его правота откроется. Например, Гаусс рассуждал о нелинейности времени и неравномерности пространственно-временного континуума.
Стоит отметить любопытное портретное сходство героев фильма и их прототипов, достаточно в поисковой строке ввести их фамилии, и мы убедимся, что актеры выбраны как нельзя хорошо. Образы обоих ученых получились крайне обаятельными и оба «насквозь немцы». Именно такого немца рисовал Гончаров в «Обломове» — трудолюбивого, не знающего равных и устали в своем деле, малыми делами совершающего дело большое.
В своем романе постмодернист Даниэль Кельман играет с формой и речевыми конструкциями. Он нарочито избегает устоявшихся правил оформления прямой речи, пунктуационных норм, визуального выделения. Такая игра с читателем одновременно и удаляет от него героя (теряется ощущение реальности происходящих событий) — все будто проговаривается кем-то во сне, монотонно и почти бессвязно, и приближает к нему. Мысли и речь действующих лиц часто переплетаются в затейливые и почти неразличимые узоры так, что образ становится максимально открытым и причинно-следственные связи поступков, действий, речи не ускользают.
Сценарий к картине написал автор романа, поэтому конфликта между книгой и фильмом не возникает. С точки зрения трансформации авторского замысла из одной художественной формы в другую большего тождества можно достичь, только если автор произведения выступит еще и режиссером, но такие случаи представляют собой редкое исключение. Если картина «Измеряя мир» и имеет отличия, то они определенно пошли ей на пользу.
Фильм насквозь проникнут мягким и теплым эротизмом, что позволяет и сюжет, и возможности кинематографа: много красивого и обнаженного тела в приключениях барона в Южной Америке. Молодые и полуобнаженные туземки далекого материка не смогли оставить равнодушным Бонплана. А в отличие от полностью поглощенного наукой Гумбольдта, Гаусс вел вполне здоровую и насыщенную любовными приключениями жизнь. Красивые женщины вдохновляли его на новые открытия. В целом, визуальный ряд картины можно назвать одой человеческому телу, причем не смазливо-приторному, а живому и порой вовсе не совершенному, но от этого еще более желанному и восхитительному.
В целом, картина получилась красивой, легкой и вполне подходящей для неоднократного просмотра: герои в кадре хороши собой, планы и ракурсы выбраны так, как должно. Гаусс, Бонплан, Гумбольдт заслуживают того, чтобы о них написать, чтобы об их жизни снять замечательный художественный фильм. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять в очередной раз, в какой замечательный и полный возможностей век мы живем. Посмотреть, чтобы в очередной раз задуматься о том, что два столетия назад, когда люди едва перестали верить, что Земля плоская, а письма могли идти до адресата по несколько лет, жили Карл Фридрих Гаусс и Александр фон Гумбольдт, которым ничто не мешало измерять этот мир всеми подручными способами и жить в нем, не имея границ ни в уме, ни в географии.
Немного любопытного из истории, чему не нашлось места в фильме:
— барон фон Гумбольдт отправился в Россию и совершил по ней длительное путешествие с двумя помощниками;
— Гаусс выучил русский язык и состоял в переписке с Лобачевским;
— по воспоминаниям современников, Гаусс был остроумный и веселый человек с большим количеством друзей и учеников.