Без малого столетие назад, осенью 1918 года произошло событие, которое обозначило перелом в киноязыке. Режиссёр, будущий классик неигрового кино, Дзига Вертов совершил легендарный прыжок с грота во дворе Кинокомитета в Малом Гнездниковском переулке. После просмотра записи собственного прыжка Вертов обнаружил, что объектив кинокамеры «увидел» мельчайшие изменения, выражение лица, мимолетные переходы от одной эмоции к другой за время преодоления нескольких метров – то, что недоступно человеческому глазу. Так появилась вертовская теория «киноглаза»: кино не просто фиксирует реальность, но преображает и переосмысляет её. Благодаря открытию Дзиги Вертова кинодокумент обрёл образность.
К началу XXI века новый взгляд на реальность, который создаёт неигровое кино, не находит себе места в реальности российского кинопроцесса.
Документальное кино, которое транслируется на федеральных телеканалах, можно отнести в лучшем случае к публицистике, в худшем (и более распространённом) – к информационно-развлекательному продукту. Большую часть фильмов, обозначенных в программе как «документальные», составляют научно-популярные, биографические и исторические картины, а также малохудожественные, но «высокорейтинговые» криминальные хроники и скандальные репортажи. Однако документального кино как искусства, с его поэтикой, художественным языком, образностью, для российского зрителя не существует.
Российские кинотеатры документальные фильмы в широкий прокат не выпускают.Ещё одна проблема, с которой сталкивается неигровое кино на пути к аудитории – формат. Точнее «неформат»: продолжительность документальных фильмов может быть совершенно разная, что никак не вписывается в стандартный прокат кинотеатров, где время одного сеанса варьируется в среднем от 90 до 120 минут.
Несмотря на то, что ежегодно в стране проходят несколько фестивалей документального кино, наши документалисты известны в России только профессионалам и узкому кругу зрителей, в то время как на Западе они получают признание. Так, впервые за всю историю Венецианского кинофестиваля в церемонии открытия участвовал документальный фильм. Фильм российского режиссёра Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». Впрочем, это уже проблема не только документального отечественного кино, но отечественного кино в целом – заслуженные российские режиссёры оказываются незаслуженно забытыми. Последнее десятилетие документальное кино существовало и развивалось, но исключительно как подводное течение российского кинопроцесса – в рамках киноклубов, фестивалей, ретроспектив. Сейчас ситуация, в которой оказалось неигровое кино, уже не столь беспросветна, как в конце 1990-х гг. За последние 2-3 года наметилась положительная тенденция.
В мае 2010 года на канале «Культура» состоялась премьера документального тематического цикла «Другие берега, другие жизни». Это первый проект на отечественном телевидении, который познакомил российского зрителя с зарубежным авторским документальным кино. «Культура» пока что единственный федеральный телеканал, который рассматривает искусство документального кино, как одно из ведущих направлений программной политики. Однако средства телеканала, находящегося полностью на госфинансировании, ограничены, как, собственно, и эфирное время, в связи с чем, многое оказывается за кадром.
Этим летом в рамках 33-го Московского Международного кинофестиваля впервые после 22-летнего перерыва открылся конкурс документального кино. Конкурс прошёл в рамках одного из самых успешных проектов ММКФ документальных показов «Свободная мысль». В конкурсной программе приняли участие 7 полнометражных документальных картин. Во внеконкурсной программе «Свободной мысли» среди прочих был представлен документальный полнометражный фильм-танец в формате 3D режиссёра Вима Вендерса «Пина», о творчестве немецкого хореографа Пины Бауш. Не может не радовать тот факт, что телевизионная премьера этого фильма состоялась в марте этого года на телеканале «Культура». 8 месяцев между показом в зале кинотеатра и выходом на федеральном телевидении – срок, на который может рассчитывать не каждый игровой фильм.
Кинотеатр «Художественный» первым решился включить в расписание документальный неформат. Открытие клуба документального отечественного кино «Окно в Россию. Связь времён» состоялось в 2007 году. Показы и обсуждения документальных фильмов идут каждую среду. Первые два года показы проводились бесплатно, необходимо было нарастить аудиторию. Сейчас цена на билет почти символическая. Репертуар при этом очень разнообразен: это и работы классиков мирового и отечественного документального кино (Роберт Флаэрти, Джон Грирсон, Йорис Ивенс, Дзига Вертов, Илья Копалин, Михаил Кауфман и др.), и фильмы 2000-х-2010-х годов. На проекционном экране небольшого зала можно увидеть как премьеры неигрового кино, так и картины из фондов. Впрочем, порой и здесь организаторы сталкиваются с проблемами. 14 марта 2012 года состоялся показ двух ранних работ Александра Сокурова «Жертва вечерняя» и «Мария». Как сообщила Мила Космочевская, заместитель директора по общественным связям АНО «Эковидеофильм», предоставить записи фильмов Сокурова «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» отказалась, получить их удалось только благодаря авторитету историка кино, члена Союза кинематографистов России, Ирины Николаевны Гращенковой, которая вела эту клубную встречу.
В феврале этого года в кинотеатре «Звезда» начал работу свой клуб документального и короткометражного кино «6о стульев». Пока авторская документалистика демонстрируется в выставочных залах, музеях, киноклубах. Важная роль в открытии молодых и талантливых режиссёров принадлежит фестивалям, именно они сейчас представляют современную ситуацию творческого кинопроцесса.
Неигровое кино у нас есть, есть талантливые режиссёры-документалисты, заинтересованный зритель – тоже. Чего не хватает – так это рекламы, налаженной системы «доставки» кино мыслящему потребителю. Нередко, помимо разработки идеи, сюжета, организации съёмочного процесса, режиссёры вынуждены сами заниматься поиском финансирования для собственной картины, организацией проката, без посредников вступать в переговоры с кинотеатрами.
На вопросы о настоящем и будущем российского неигрового кино, согласились ответить Мила Космочевская (заместитель директора АНО «Эковидеофильм») и Максим Астраханцев (директор АНО «Эковидеофильм»).
Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён» при АНО «Эковидеофильм» был открыт в конце 2007 года. С какими трудностями сталкивался проект за это время? Как бы Вы оценили его достижения на данный момент, по истечении четырёх с половиной лет?
Клуб был открыт после проведения нами конференции «Россия на документальном экране». Мы выбрали для клубных мероприятий кинотеатр «Художественный», как наиболее подходящую площадку для осуществления общедоступных показов, поскольку ставили задачу вывести документальное кино из андеграунда. В то время у клуба был девиз: «документальное кино возвращается в кино». На открытии клуба, проведенном в большом зале кинотеатра «Художественный», было много людей, желающих смотреть документальные фильмы. Но нам дали для клубных показов малый зал (50 человек) и пришлось ограничивать количество зрителей. В первый год постоянно были аншлаги, возникало много проблем, связанных с тем, что не все могли попасть на просмотры. Мы предлагали кинотеатру сделать несколько сеансов, но руководство не пошло на это. Кстати, эта проблема есть до сих пор.
С одной стороны хорошо, что это общедоступная площадка в самом центре Москвы, но идея общедоступности документального кино трудно воплотима из-за проблем, связанных с существованием клуба именно в кинотеатре. Вот некоторые из них: меняется время начала сеанса, жестко ограничено количество зрителей, введена плата за билеты, ограничено время для обсуждения. Несколько лет клуб в кинотеатре был бесплатным. Как нам кажется, клубные вечера и должны быть бесплатными. Мы в этом году подали документы на участие в конкурсе субсидий, чтобы иметь возможность оплачивать помещение (сделать посещение клуба бесплатным).
Наше убеждение – зрителя необходимо воспитать. Если старшее поколение имеет опыт восприятия документального кино, то у молодежи его пока нет. Создание аудитории отечественного документального кино – это была и есть наша основная задача. Можно сказать, что мы были одними из первых, кто открыл такой клуб. Первый клуб, который мы организовали совместно с Союзом писателей России – «Небесный град и земное Отечество» был открыт в 2006 году. Он действует по сей день, и мы продолжаем сотрудничество с Союзом писателей. Но мы стремились к регулярным общедоступным показам, поэтому и был открыт клуб именно в центральном кинотеатре. Появление уже нескольких клубов документального кино в Москве и других городах, как нам кажется, является хорошим показателем того, что интерес к документальному кино начал пробуждаться. В 2009 году мы способствовали открытию клуба документального кино «АрхиКино» в Главном архивном управлении города Москвы и также с ним сотрудничаем. Кроме того, существовал, правда, один год клуб документального кино «Окно в Россию» в Донской публичной библиотеке в Ростове-на-Дону, мы делились фильмами для кинопоказов в Воронеже, Краснодаре, Новосибирске и все время получаем много писем из разных городов с просьбами оказать координационную и организационную помощь. Но мы, к сожалению, совсем не имеем финансирования, поэтому не можем целенаправленно развивать такую деятельность, поскольку, как показывает опыт, клубы без финансовой поддержки, в основном, вскоре прекращают свое существование.
Председателями нашего клуба являются режиссер-кинодокументалист, лауреат Ленинской и Государственной премий Джемма Сергеевна Фирсова и доктор искусствоведения, киновед Ирина Николаевна Гращенкова. Основным нашим достижением они считают то, что аудитория стала более компетентной, что зрители научились размышлять о документальном кино, анализировать его как искусство и те проблемы, которые оно освещает. Также нужно отметить, что в клубе, по сравнению с первыми годами, стала преобладать молодёжная аудитория.
В 2008 году в кинотеатре «Художественный» состоялось открытие Фестиваля Российского документального кино «Окно в Россию. Золотая коллекция». Киноклуб документального кино как-то связан с этим фестивалем, помимо схожего названия и одного места проведения?
Фестиваль «Золотая коллекция» организовал В.Е. Герчиков (президент Гильдии неигрового кино и телевидения, режиссер документального кино – прим. Д.Б.) уже после того, как начались клубные показы. Наверно, последовательность такова: мы провели конференцию «Россия на документальном экране», где собрали режиссеров, архивистов, прокатчиков, историков и др. И одним из пунктов резолюции конференции была клубная деятельность, которую поддержала А.В. Пендраковская (генеральный директор ГУП «Московское кино» – прим. Д.Б.). Собралась инициативная группа, куда входили И.Н. Гращенова (Союз кинематографистов РФ), С.В. Мирошниченко, В.Е. Герчиков (Гильдия неигрового кино и телевидения), М.В. Ганичева, С.И. Котькало (Союз писателей России), З.П. Иноземцева, М.М. Горинов (Главархив г. Москвы) и мы – АНО «Эковидеофильм». А.В. Пендраковсая поставила условие, что дает тестовую неделю – 1 сеанс в течение недели в Малом зале – 50 чел., – на кинопоказы документальных фильмов, и, если зал будет всегда полным, можно открывать клуб. Зал был переполнен. Мы получили разрешение на организацию клуба. Но организовывали только мы, так как без финансирования, на общественных началах никто не имел желания этим заниматься. А мы решили, что, пока будут искать финансирование, всё может измениться, поэтому и решили всё же создать клуб. В.Е. Герчиков нашел финансирование, но определил его не на клуб, а на параллельный с клубом фестиваль "Золотая коллекция". Честно говоря, уже не помню, почему так получилось, так как это было без нашего участия. Кажется, нас поставили перед фактом.
«Золотая коллекция» имела всего несколько показов и заглохла. Кинопоказы проходили в большом зале на 650 мест. Приходило мало людей, потому что, чтобы заполнить большой зал, нужна очень-очень хорошая реклама. Я это знаю, потому что несколько раз за сезон мы тоже устраиваем в большом зале кинопоказы клуба (например, фильмы А. Пелешяна, премьеры фильмов Г. Долматовской, Д. Фирсовой, тематические показы).
На Западе у кинодокументалистики дорога к зрителю открыта, больше кассовых сборов, а, следовательно, больше возможностей для развития. Каковы, на Ваш взгляд, причины, по которым судьба отечественного неигрового кино сложилась иначе? В чём основная проблема документального кино в России?
На Западе традиция кинодокументалистики не прерывалась – она развивалась, обретая разнообразные формы, и, соответственно, развивалась и публика.
В России в начале 90-х годов вместе с социально-политическими переменами, произошли перемены в восприятии публикой отечественной кинодокументалистики. Была физически разрушена ЦСДФ – Центральная студия документальных фильмов, десятки тысяч кинолент в буквальном смысле были выброшены на помойку. Некоторое время государство вовсе не поддерживало выпуск новых документальных фильмов. Аудитория нашего документального кино была дезориентирована, документальный кинопрокат прекратился. Этико-эстетические основы отечественного искусства документального кино обесценились. Кинодокументалистам пришлось приспосабливаться к новым экономическим условиям жизни и фактически начинать с нуля. В публике еще не создалось общественного мнения по поводу ценности отечественного документального кино.
До сих пор бытует представление, что документальное кино – это что-то черно-белое, скучное, поучающее, без какой-либо художественности, или это – «документалка» – научно-популярные, познавательные, информационные фильмы для дополнительного образования. А то, что документальное кино – самостоятельный вид искусства – яркий, тонкий, захватывающий, со своими приёмами и особенностями, достижениями и поисками – это ещё надо доказать людям и примеры этого показывать и обсуждать, чем мы и занимаемся для того, чтобы образовалась широкая публика, признающая ценность отечественного искусства документального кино.
Насколько велик интерес публики к неигровому кино? Каков зрительский потенциал этого жанра?
Наверно, мы ещё в начале пути. Несмотря на то, что уже существует какое-то количество клубов документального кино, рано говорить о тотальном интересе публики. Для того чтобы появилась большая зрительская аудитория, необходимо провести огромную целенаправленную популяризаторскую работу, необходима хорошая реклама и много постоянных площадок для регулярных некоммерческих кинопоказов в регионах России, необходимо, чтобы в такой деятельности участвовало как можно больше профессиональных людей и чтобы государство поддержало развитие документального кинематографа.
Можете ли Вы выделить кого-то из современных режиссёров неигрового кино, кто является наиболее ярким и талантливым продолжателем традиций русской школы документалистики?
Из современных режиссёров документального кино можно выделить, к сожалению, не так много имён тех, кто продолжает традиции отечественного кинематографа. Это – Майя Меркель, Владимир Коновалов, Виктор Лисакович, Юрий Шиллер (Новосибирск), Вячеслав Орехов, Сергей Мирошниченко, Борис Лизнев, Борис Криницын, Владимир Эйснер (Новосибирск), Алексей Погребной (Вятка), – режиссёры старшего поколения, которые до сих пор создают документальные фильмы. Алексей Вахрушев, Александр Габрильян, Николай Евстифеев, Мария Миро, Георгий Параджанов, Елена Ласкари, Мария Волчанская, Вениамин Тронин (Глазов) – молодое поколение. Среди студентов и только что окончивших ВГИК тоже есть любопытные авторы – Сергей Яковлев, Таисия Решетникова, Иван Твердовский (последний – интересный экспериментатор). А самое интересное, что одним из ярких продолжателей традиции отечественной кинодокументалистики оказался, по нашему мнению, молодой французский режиссер – Люк Товен, снявший фильм «Мираж русской дереевни».
Как Вы думаете, может ли документальное кино от клубных показов «перейти» в кинозалы? Нужно ли это вообще? Если да, то как можно этого добиться?
В советское время существовали кинотеатры и специальные сеансы в кинотеатрах, где показывали документальное кино. И люди смотрели документальные фильмы с тем же интересом, что и игровые. Мы думаем, что, если бы кинотеатры выделили хотя бы несколько сеансов в неделю для показа документальных фильмов с небольшой платой за билеты, публика бы посещала такие сеансы. Но кинотеатрам это сейчас невыгодно, поскольку нет гарантии, что придут зрители. Поэтому мы считаем, что необходимо расширять клубную деятельность, а клубные мероприятия всё-таки должны быть бесплатными. Думается, что, если широко развить по стране клубы документального кино, вскоре можно будет говорить об аудитории, которая придет в кинотеатры.
По какому принципу фильмы отбираются в программу киноклуба для каждого месяца? Какие факторы влияют на процесс отбора? Каковы дальнейшие планы киноклуба?
В клубе «Окно в Россию. Связь времён» мы показываем разные документальные фильмы о России: шедевры отечественной кинодокументалистики, новые отечественные и зарубежные фильмы мастеров документального кино и молодых режиссеров. Все фильмы, которые мы выбираем, созданы с любовью к России, то есть должны соответствовать тому, что, по нашему мнению, составляет основу традиции отечественной кинодокументалистики. Любовь к России – это не хвалебные речи и бравурные марши, а искреннее сопереживание авторов фильмов своим героям, нашим общим проблемам, нашей истории и судьбе. Это и есть принцип отбора фильмов и концепция клуба, противостоящая тенденции последнего времени, когда на экраны выходит большое количество документальных фильмов, сделанных без этой важной этической составляющей. В 2008 году мы организовали вторую конференцию: «Современная кинодокументалистика. Этика и мастерство», на которой эта тема была всесторонне освещена.
Программу клубных встреч мы составляем ежемесячно с нашими сопредседателями. Они так же предлагают для просмотра архивные фильмы – шедевры мастеров документального кино.
Каждый год мы стараемся, исходя из опыта нашей клубной деятельности, менять и совершенствовать программы кинопоказов. В этом году мы пришли к репертуарной тематической сетке, введя постоянные ежемесячные рубрики:
1-я среда – документальное кино последних лет, авторские фильмы, известные имена, премьеры, экспериментальные фильмы;
2-я среда – фильмы режиссеров разных поколений – программа объединяет в одном показе фильмы мастера и молодого начинающего режиссера, учителя и ученика;
3-я среда – иностранный фильм о России – это взгляд извне на жизнь в нашей стране, это – фильмы, сделанные режиссерами Германии, Голландии, Франции и других стран, архивные и современные;
4-я среда – архивный документальный фильм на киноплёнке – редкая возможность посмотреть документальный кинофильм в кинопроекции;
5-я среда («за рамками») – разные фильмы: из коллекции мировых шедевров документального кино, другие фильмы, документально передающие атмосферу времени.
Мы планируем продолжить предпремьерные кинопоказы, начатые в нашем клубе два года назад, расширить площадку клуба и ввести новые методы привлечения зрительской аудитории отечественного документального кино.
Дарья Бурлакова