В интернете можно найти все: и фильмы, и музыку, и репродукции живописи, однако запахи, атмосферу и прикосновения сеть не транслирует. Пожалуй, именно ради обстановки, желания подзарядиться положительной энергией и пообщаться люди и приходят в те или иные места. Таким островком счастья, где забываешь про любые средства связи, можно считать Центр фотографии имени братьев Люмьер на Красном Октябре.
Сюда тянутся гости, изголодавшиеся по фотографическому мастерству. Герои выставок, в большинстве своем, — выдающиеся фотографы прошлого века. Каждая выставка — исторический экскурс, снимок — целый рассказ. Здесь находят себе место и хипстерская молодежь, и пожилые бабушки, желающие соприкоснуться с искусством.
Благодаря большой территории Центр фотографии имеет возможность проводить по три-четыре выставки одновременно. В настоящий момент, на суд публики представлены снимки полуобнаженной Мэрилин Монро и закулисные кадры голливудских звезд, полные света и жизни фотографии литовского документалиста, а кроме того, работы мастера стрит-фотографии, снимающего беззаботную американскую молодежь на берегу Кони-Айленда.
Монро. Мэрилин Монро — самая соблазнительная голливудская звезда, чьи фильмы в кинотеатрах сопровождались аншлагами. Во многом популярность актрисы зависела от операторов, режиссеров и, конечно, фотографов. В 1960 году Мэрилин познакомилась с фотожурналистом Лоуренсом Шиллером во время съемок фильма «Займемся любовью». Он был очень молод, напорист, слеп на один глаз и страдал от дислексии, но уже снимал обложки для Life, Sport, Playboy, Glamour и the Saturday Evening Post. Кроме того, в возрасте двадцати четырех лет ему поручили освящать предвыборную кампанию Ричарда Никсона.
Шиллеру удалось рассмотреть «оборотную сторону луны» — чувствительную, ранимую женщину. Мэрилин невероятно доверяла чутью фотографа и без стеснения позировала полуобнаженной в бассейне в рамках картины «Что-то должно случиться» (1962). Именно эти снимки прославили автора и подогрели некогда остывший интерес к звезде экрана. Кстати, это была идея актрисы, сниматься почти голой, тогда как, по словам Шиллера, на съемках он даже не задумывался, что перед ним обнаженная Мэрилин Монро.
Фотожурналисту удалось также создавать первоклассные закулисные снимки. Снимая Клинта Иствуда, Шиллер запечатлел знаменитый прищур ковбоя во время съемок «Героев Келли». Впечатление, что актеру уже глубоко за пятьдесят. Этот притягательный взгляд из-под шляпы разбил немало женских сердец. На выставке присутствует еще одно фото, снятое годом раньше, где сорокалетний «самый положительный и немногословны герой вестернов» насмешливо смотрит в объектив. Даже не верится, что это один и тот же человек — таково мастерство перевоплощения.
Работая со знаменитостями мирового масштаба, Шиллер научился подчеркивать плюсы селебрити. Суперзвезды конца 60-х годов Роберт Редфорд и Пол Ньюман азартно играют в настольный теннис в перерыве между съемками ленты «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», самого прибыльного вестерна в истории кино.
Агрессивный Мохаммед Али эмоционально дает интервью. Снимок настолько живой, что создается впечатление, будто он вот-вот вскочит и нокаутирует собеседника.
Восторженно смеющаяся вечно молодая Софи Лорен, получившая в 1962 году Оскар за картину «Чочара», с мужем Карлом Понти.
Кроме того, в кадр к маэстро попали плохо узнаваемый в молодости Дональд Сазерленд, загадочно выглядывающий из-под кепки на зрителя, обаятельная Барбара Стрейзанд, Деннис Хоппер, Альфред Хичкок, Типпи Хедрен и многие другие.
Фотография была не единственной страстью Шиллера. Он был продюсером фильма «Мэрилин: Нерассказанная история», получил «Оскара» за документальный фильм «Человек, который съехал с Эвереста на лыжах», семь премий «Эмми» и издал четыре книги-бестселлера. Но семидесяти семи летнему фотографу «звездная болезнь» едва ли грозит, ведь он не понаслышке знаком с быстротечностью славы, предполагающей, что в сегодняшнюю газету со снимком звезды завтра могут завернуть копченую рыбу.
Впрочем, завернутая в газету рыба — это уже скорее элемент советской действительности.
На фоне общей официальной парадности СССР второй половины XX века, литовские фотографы Пожерскис, Суткуса, Мацияускаса, Ракаускаса по праву считаются героями документалистики. Ромуальдас Пожерскис запечатлевал самых простых людей, но все герои выставки «Большая форма», обладают внутренней свободой, которая притягивает как магнит. Вот девочка в летнем платье, входящая во двор дома, где каждое окно распахнуто настежь. Вот бабушка-медсестра пытается накормить маленькую пациентку со сломанной рукой, едва сдерживаясь от смеха.
Фотографа не интересовала сухая действительность, его вдохновляли люди, занимающиеся своими делами. Настоящая документалистика не терпит показухи. Оттого герои снимков Пожерскиса не позируют и остаются самими собой.
Выставка «Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса» — это снимки, свободные от какой-либо идеологии. Автор не навязывает своего мнения или взгляда на мир, он лишь делится опытом. Его работы — призыв к действию: вот бабушки, лишенные опеки родных; мужчина очень маленького роста, вынужденный заботиться о себе самостоятельно. Но не нужно думать, будто выставка призвана вызвать жалость или умиление.
Черно-белые снимки Пожерскиса — будто ветер, ворвавшийся в комнату политработника и разметавший аккуратно сложенные страницы документов. Каждая работа фотографа живая — будь то рабочие, вытирающие пот со лба, или девочка, прижимающая мальчика к двери, желая поцеловать.
Фотограф Гарольд Файнстайн ничего не знал о советской повседневности, большую часть своей жизни он провел на Кони-Айленде, куда съезжалась молодежь, желающая попробовать все радости жизни. Действительно, кто сможет отказаться от посещения парка развлечений, аквариума и закусочных? Сам фотограф рассказывал, что иногда на целый день застревал в парке, устраивая гонки на механических лошадках. А когда заканчивалась деньги — рисовал портреты на асфальте и вновь все спускал на аттракционы и сладости. Но больше всего любил наблюдать, и с пятнадцати лет его шпионство стало проявляться в фотографиях. Героями снимков были эмигранты, благодаря которым и сформировались Штаты. Тут и восторженные лица посетителей американских горок, мечтательно наблюдающие за пляжем монашки и блаженно валяющийся на берегу молодняк.
Даже не верится, что некоторые традиции на Кони-Айленде сохранились до сих пор. Например, соревнования по поеданию хот-догов проводятся с 1916 года и по сей день.
Файнстайн фотографировал мир, где царит смех и радость. Здесь и мальчишки, подкидывающие друга в воздух, и дети, резвящиеся на пляже: кто-то пытается сделать «колесо», другие ныряют в море с головой — глядя на эти кадры невозможно остаться равнодушным.
Гуру уличной фотографии часто экспериментировал с монтажом, зачастую оказывается не так-то просто понять, где настоящий снимок. Особого внимания заслуживает работа, опубликованная в The New Time, где Файнстайн запечатлел ограждение набережной. На первый взгляд, в этой серии снимков нет ничего необычного. Но, забыв, что на скамейках сидят люди, можно с легкостью вообразить, что они представляют собой ноты! Именно такая ассоциация возникла и у редактора известной газеты Джейкоба Дешина, который назвал работу фотографа «Нотным станом».
Фотография — удивительное изобретение человечества, мы восхищаемся снимками, в то время, как все, что нас пленяет перед нами — те же люди и пейзажи, нам не хватает только внимательности. Наблюдая за окружающими, мы открываем для себя мир по-новому, видим обыденные вещи в новом свете.
Выставки продлятся:
«Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса» до 19 октября;
«Американская песочница. Гарольд Файнстайн» до 26 октября;
«Личный фотограф. Лоуренс Шиллер» до 11 ноября
по адресу: Болотная набережная, д. 3, стр. 1