Недавно в Самаре состоялся международный фестиваль современного искусства «Арт-Штурм». В его трехдневную программу входила серия выставок и уличных акций. Одна из выставок – «Как быть?» – открылась на территории самарского торгового центра Паркхаус. Ее сокуратором был самарский художник Владимир Логутов, известный в Москве своими фильмами и видеоинсталляциями. Логутов уже давно работает на российской и европейской художественной сцене как художник и куратор. Недавно открылась его персональная выставка «Взаимопроникновение видимого и реального»в парижской галерее Станисласа Бургена. В Москве прошли персональные выставки «Ожидание» в Фонде «Современный город» и «Дополнительный элемент» в Фонде «Стелла арт». Логутов был также куратором специальной видеопрограммы 4-й международной Ширяевской биеннале, инициатором множества выставок и фестивалей как в Самаре, так и Москве: «arthaos», «City video», «Неделя видеоарта в Самаре», выставки «Брак» в Московском центре современного искусства «М'АРС». Его новые видеоработы, созданные совместно с Олегом Елагиным, можно было увидеть в Самаре на выставке «No signal», также прошедшей в рамках фестиваля «Арт-Штурм».
Первый вопрос – о специфической роли художника-организатора и ответственности, которая на него налагается. Чувствуете ли вы себя таким ответственным сервером? Особенно если учитывать, что большую часть времени вы проводите в Самаре, и при этом активно работаешь в Москве и за пределами России.
У нас в Самаре становится очень интересно. Открывается много новых мест, появляются молодые художники. Мы с друзьями участвуем во многих из этих инициатив. Особенно интересны места и группы в самом начале своего функционирования. Мы с удовольствием идем туда и работаем. Например, если появляется группа молодых художников-студентов, у которых есть помещение для выставок, мы сотрудничаем с ними, даем им контакты кураторов из Москвы, сообщаем самарской профессиональной среде, что вот, мол, интересное явление, делаем в их помещении выставки наших друзей из других городов и стран. Например мы делали недавно здесь выставку Иварса Гравлейса из Праги… А потом, когда процесс запущен, уже возникает самоорганизация внутри группы. Они начинают больше интересоваться, читать, смотреть, подают заявки на участие в других проектах, в Москву, за рубеж. То есть на каком то этапе, наше участие становится необязательным. Но открываются новые места, сквоты, мастерские, периодические мероприятия (типа показов или фестивалей). Так уже шесть лет существует летний фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Его начинали мы как кураторы, теперь там самоорганизация. Последние два раза сами молодые художники организовали его, мы только немного помогали. Сейчас мы занялись новым сквотом (общими мастерскими) – ведь очень важно подобрать правильный состав участников, от этого зависит, как все пойдет дальше…
У вас есть фильм-гид о Самаре, вы провели несколько видеофестивалей, были редактором раздела современного искусства информационного портала www.samaraart.ru, открыли школу видеомонтажа, где преподаете, ведете активную организаторскую деятельность. Расскажите подробнее о специфике среды, в которой приходится работать.
Среда здесь не особенно отличается от других, я думаю. Искусство вошло в поп-культуру, стало частью индустрии развлечений. И крупные привозные проекты только укрепляют это его положение в глазах молодежи, то есть молодых художников. «Молодые художники» для меня – это мои друзья, все остальные – «наши враги». Конечно, как и везде, это очень враждебная среда! Она пытается ограбить каждого, кто создает новые ценности. Ограбить и поработить! Таковы вполне естественные свойства среды. Но где черпали бы мы силы для работы, не будь среда так враждебна?
У нас идет серьезный диалог с молодыми художниками-практиками. Ведь научиться создавать искусство по книгам (или выслушав сколько угодно теоретических лекций) почти невозможно, так можно стать хорошим критиком, например. Но практика – это совсем другое, другое по подходу, по методу. Более того, искусствоведческая теория и бесчисленные интерпретации истории искусства, если они не являются «легким дополнением» к практической работе в процессе обучения или становления художника, по моему глубокому убеждению, для молодых художников вредны.
На культурной карте России Самара появилась во многом благодаря вашему активному участию в создании местной художественной среды. Последний фестиваль – очередное подтверждение этого. Здесь вы выступили одновременно и как художник, и как куратор. Расскажите о вашей совместной с Олегом Елагиным выставке. По-моему, это довольно радикальный формальный эксперимент. Как он был принят местной художественной общественностью?
Да, многими сказали: «Я в бешенстве». Кто-то сказал: «Ну и что»?, как бы скрывая свое неловкое положение… В общем, мы с Олегом наконец-то сделали выставку, которую давно готовили. Это серия видео под общим названием «No Signal». Выставка начинается с видео на входе, на котором мы видим голубой экран, надпись No Signal и бегущий тайм-код. Конечно первая реакция зрителя – на выставке что-то сломалось и не работает, но это такое видео. Далее на выставке, можно, например, заметить маленький портативный мониторчик, на котором плавает стандартная заставка DVD-плеера, но это также видеофильм. В четырех основных залах были выставлены работы, посвященные исследованию природы «белого шума». Это, знаете, когда все частоты воспроизводятся одновременно и хаотично, то есть неорганизованный радиосигнал. Когда настраиваешь радиоприемник – характерное шипение, а на телеприемнике – серое пестрое шипящие поле. В этих видео мы пытались показать естественную природу «белого шума» или смоделировать возможные вариации его структуры. Там есть переснятый с телевизора «белый шум», замедленный или с периодической паузой. Выглядит как исследование. Замедляя и останавливая видеопоток, можно увидеть, что белый шум на самом деле яркий и цветной и включает в себя все основные цвета спектра. В одном из видео «белый шум» синтезировался при помощи 3D-текстуры. При приближении текстуры к зрителю, то есть при увеличении масштаба, можно разглядеть фигуры, из которых состоит изображение. Вообще, эти несколько залов с шумом получились очень формалистские конечно, но в целом все сначала воспринимается как будто вся выставка просто не работает. Голубые экраны, плавающие заставки, шипящие проекции…
Выставку в торговом комплексе мы делали вместе с Наташей Гончаровой. Хотелось сделать выставку как бы в «логове врага». Ну понятно, нас интересует искусство аналитическое, рефлексивное и по возможности молодое и дерзкое – а в магазине делать выставку иначе и неинтересно. Вот мы и отобрали ряд работ и авторов, которые последовательно работают над какой-то подходящей темой или формой. Некоторые вещи были из выставки «Брак», которую я делал в Москве в «М'АРСе» в прошлом году. Кто-то сделал работу специально для выставки, но такого обычно бывает меньше: в таком случае часто получаются иллюстрации к концепции или что-то в этом духе, так редко рождаются самодостаточные вещи.
Вы часто работаете в сотрудничестве с другими художниками, но не объединяетесь в постоянную художественную группу. С другой стороны, создание локальных «групп доверия» – важное условие для создания среды. Расскажите немного о своем опыте коллективной работы. Какие тенденции можно выделить в поле коллективных практик сегодня?
Совместная работа – это всегда как «любовь втроем». До какого-то момента вроде это допустимо, и всем хорошо, но рано или поздно начинаются проблемы. Тенденции в разные времена могут быть какими угодно, и компромиссы могут принимать сложные замысловатые формы. Мы объединяемся во временные группы с разным составом, для работы над конкретным проектом. Одно могу сказать наверняка: скоро на московской сцене появится несколько очень хороших молодых художников из Самары и Тольятти. Это уже решено!
Беседовала Александра Галкина