C августа 2015 года турецкое правительство ввело комендантский час на территории 52 городов и районов, населенных преимущественно курдами. Несмотря на репрессии со стороны правительства, сопротивление курдов возрастает.
Картины разрушения курдских городов и районов, на территории которых был введен комендантский час, напоминают не просто зону боевых действий. Это война правительства против собственного народа. Тотальная война, в которой правительство без разбору истребляет гражданское население, убивает молодежь, разрушает дома, сжигает дотла памятники истории.
За последние несколько месяцев турецкая полиция и силы специального назначения убили десятки человек.
От месячных младенцев до 76-летних стариков. Матери, дочери, студенты, школьники — их жизни были оборваны террором государства.
Мир, вероятно, предпочитает игнорировать этот факт, поскольку Турция для западных держав в настоящий момент такой бесценный союзник. С одной стороны, Турция играет роль стражника в «крепости Европы», с другой, она покровитель многих «оппозиционных» группировок, сражающихся в Сирии против Башара Асада, многие из которых держатся особняком от своих друзей-империалистов и еще больше сторонятся своих врагов, радикальных исламистов.
В пятницу 11 декабря комендантский час был введен в Суре — историческом районе Диярбакыра. В течение девяти дней район был отрезан от всего остального мира, силы специального назначения вели себя, как стервятники на пиру. Проводились беспорядочные бомбардировки и обстрелы густо заселенных районов, которые превратились в ловушки для местных жителей.
Несколькими неделями ранее во время прежнего комендантского часа силы специального назначения написали на стене одного из домов: «Вы увидите силу Тюрка», подписано Esedullah Tim.
В каждом городе, в котором вводился комендантский час, рано или поздно появляются аналогичные граффити. Местные жители рассказывают о бородатых мужчинах, выкрикивающих оскорбления и применяющих насилие в отношении местных из числа гражданских.
До сих пор их существование окутано тайной, правительство отказывается давать комментарии на этот счет. Тем не менее ясно, что это специальное подразделение, поставленное выше закона, и его цель — запугивать население.
На выборах в июне 2015 года Демократическая партия народов (HDP) — партия левого толка, участвующая в курдском освободительном движении, смогла преодолеть чрезвычайно высокий 10-процентный барьер и прошла в парламент, положив конец 13-летнему однопартийному правлению «Партии справедливости и развития» (АКР). HDP и ее курдские сторонники, являясь серьезным препятствием амбициям основателя АКР и нынешнего президента Эрдогана, решившего превратить Терцию в султанат XXI века, стали целью террористической кампании, срежиссированной государством.
Процессу мирного урегулирования курдского вопроса между турецким государством и курдскими партизанами из Рабочей партии Курдистана (РПК) был положен конец, начались бомбежки позиций РПК в Турции и северном Ираке. Сотни офисов партии HDP по стране были атакованы толпами националистов, полиция при этом не вмешивалась в происходящее. На курдов нападали на улицах, оскорбляли, унижали и в некоторых случаях даже убивали. Военные Эрдогана даже атаковали курдские отряды народной самообороны (YPG), сражающиеся против «Исламского халифата» в пограничных районах Сирии.
Турецкий Фонд за права человека опубликовал подробный доклад, перечисливший 52 района, на территории которых государство ввело комендантский час с августа этого года. Круглосуточный комендантский час, продолжающийся зачастую целыми днями, неоднократно объявлялся в 17 разных городах и затронул жизнь 1,3 миллиона людей.
Общее количество убитых государством во время комендантского часа, составило 157 человек.
В настоящее время комендантский час введен в пяти разных городах и районах: Сур (город Диарбакыр), Даргечит и Нусайбин (провинция Мардин), Джизра и Силопи (провинция Ширнак).
Есть опасения, что репрессии со стороны турецкого государства будут особенно продолжительными и жесткими в Джизре и Ширнаке в целом. В воскресенье правительство приказало закрыть все школы и общежития и отозвало учителей в их родные города для проведения «специальных обучающих сессий» – вероятно для того, чтобы избавить большое количество турецких учителей от террора, запущенного против их курдских соотечественников. Тем временем полицейские и военные скапливаются на границах городов, больницы получили инструкции по приему раненных.
Кто-то из учителей союза работников образования и науки Egitim-Sen игнорирует распоряжения правительства и остается в городах. Независимый новостной интернет-ресурс Sendika.org поговорил с сопредседателем местного отделения союза, который сообщил следующее:
«Как будто у нас тут идет война. Они идут к нам как будто бы для того, чтобы разрушить наш город, сравнять его с землей. Как подобные действия можно оправдать? Если бы это произошло в Палестине, каждый бы взялся за оружие. Мы следим за новостями, но в новостях нет и намека на те события, которые здесь происходят. Мы столкнулись с тотальным уничтожением. Правительство идет сюда как будто для того, чтобы задавить нас здесь в течение 10-15 дней».
За последние дни акции протеста прошли во многих городах Турции, населенных преимущественно курдами. Самая большая акция — в Диярбакыре, где десятки тысяч человек сопротивлялись запрету правительства и занимали улицы в знак солидарности с жителями Сура. В столкновениях два молодых человека 21 и 19 лет были застрелены полицией.
Война в Курдистане продолжается. На юге курды сражаются с «Исламским халифатом», на севере их атакует представительство Эрдогана. Даже несмотря на то, что AKP была вознаграждена за свою стратегию «разделяй и властвуй» до ноябрьских выборов и получила почти 50 процентов голосов, несмотря на кампанию террора, направленную против собственных граждан, все возможности найти мирное решение так называемого «курдского вопроса» исчезли.
Насилие, репрессии и пропаганда, направленные на поляризацию общества и маргинализацию курдского вопроса, принесли плоды. На международной арене не найдется страны, которая будет противостоять Турции и требовать уважать ее курдских граждан. На местном уровне СМИ остаются под жестким контролем правительства. Немногие новости из захваченных городов доходят до внешнего мира.
Тем временем люди из Джизры, Силопи, Сур и Нусайбина готовятся к тому, что, может быть, неделями их будут обстреливать, бомбить и убивать — небезопасно даже оставаться внутри собственного дома, пуля или ракета может залететь в окно в любой момент.
Государство Эрдогана называет подобную практику «борьбой с терроризмом», но оно криво истолковало это понятие. Настоящая борьба с террором ведется людьми на улицах и за баррикадами, в городах и в горах, на ассамблеях и на местных собраниях. Это долгая и тяжелая борьба, ведется она десятилетиями, если не столетиями. Но чтобы сломить ее, потребуется больше, нежели несколько мужчин в масках и тяжелая артиллерия.
Закончу словами десятков тысяч протестующих на улицах Диярбакыра: «Борьба продолжается и Курдистан станет могилой для фашизма»!