Полуоткрытая купля-продажа «травки» — главный козырь в руках застройщиков и лоббистов, рассчитывающих на лакомый кусочек недвижимости в центре мегаполиса. Инвесторы уже выдвинули ряд предложений по облагораживанию Христиании — планируется построить десяток многоэтажек. Улыбчивый фотограф называет себя типичным представителем левых интеллектуалов и выступает за полную легализацию — «в дни своей молодости я многое делал для существования Христиании». Он отмечает, что нынешняя политическая ситуация в королевстве такова, что власти пытаются найти способ легализовать коноплю.
Христианиты зарабатывают деньги на продаже наркотиков в локальных барах и живут в красивых пряничных домах без уплаты таких же высоких налогов, как другие жители государства. При этом они получают все прелести европейского welfare — пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты на содержание собак. Немалая часть датчан с негативом воспринимает подобные поблажки. Именно это недовольство позволяет правительству и правым депутатам регулярно озвучивать предложения о полном прекращении функционирования социального эксперимента. С популистами из Народной партии Дании согласна и соседняя Швеция. Сейчас в стране победившего ИКЕА-социализма крайне высокие цены на алкоголь и наиболее строгая в странах ЕС программа реабилитации зависимых.
Никто больше не думает о коммуне как о неком опытном полигоне. «Район перестал быть моделью идеального общества — бездомность, наркомания, социальный упадок», рассказывает русоволосый фотограф Фредди Хаген. Сейчас проблема марихуаны — наиболее важная для горожан. Вопрос современной датской политики стоит так: хотим ли мы, чтобы банды зарабатывали большие деньги и убивали друг друга на улицах, или все-таки легализуем каннабис. С 2013 года полицейские стали брать у останавливающих здесь автомобилистов анализ слюны при помощи портативного «наркометра» — он показывает результат уже через несколько минут. Аппарат различает семь видов наркотиков, минимальный порог для веществ в организме — 0.001 миллиграмм на килограмм.
Тест показал наличие запрещенных законом веществ у 85% водителей, только за первое полугодие к ответственности привлекли две тысячи человек. Хмурясь на телекамеру, полицейский Николай Уллиц бубнит: «У нас нулевая терпимость к наркотическим веществам». На первый раз лишают автомобильных прав на три года, на второй раз — уже на пять лет. В следующий — конфискация машины. Полиция очень внимательно смотрит на людские потоки в автономию и обратно, надеясь засечь наркотраффик. В ответ жители автономии насмехаются над сотрудникам, надевая униформу со словом IDIOTI вместо привычного POLITI.
При этом действия полиции снимают на видео гражданские наблюдатели из CADOK. Местные жители готовы защищать свои права всеми доступными средствами. В автономной зоне также работает группа правовой помощи RUSK, она осуществляет бесплатные правовые консультации и помощь в разбирательствах. Бывает, что полицейские вламываются в утренние часы, когда продавцы считают прибыль. На самом деле главная задача помощников барыг это скаутинг. Они должны вовремя предупредить о приходе полиции в Христианию.
Одетые в спортивки ребята разъезжают на велосипедах вдоль периметра коммуны, чтобы всегда быть на шухере. Стражей порядка здесь называют «сыром» — завидев людей в форме, прохожие кричат «сыр идет!». Скидывая товар, барыги пускаются в бег. Обычно это запрещено правилами коммуны, наряду с фотографированием Пушер-стрит — остерегаются оперативной съемки. Кроме того, на нейтрализацию полицейских в ход идут и хай-тек средства. В частности, на это направлена новая страница в Facebook — «Рейд в Христиании». Она в онлайн-режиме предупреждает всех жителей и гостей о приходе полиции или задержаниях на прилегающих улицах. 28-летний Томас Рес также разработал схожее по смыслу приложение для смартфонов Christatus, на него подписалось уже 10 тысяч человек.
Помимо уведомлений оно информирует о правах граждан при общении со стражами. На другой страничке в соцсети стартовал сбор денег в помощь тем, кого уже оштрафовали за обладание марихуаной. Каждый оштрафованный теперь имеет возможность попросить финансовой поддержки — краудфандинг в действии! Человеку лишь требуется предоставить квитанцию об уплате и описание инцидента.
Несмотря на отчасти справедливую критику, отношение к «травке» действительно изменилось, изменилось и отношение к тем, что ее употребляет. В королевстве Датском не все так плохо, уверяют местные жители. В стране, говорит хиппарь по прозвищу Король Поцелуев, многие действуют, как будто коноплю уже легализовали — как в тех же Нидерландах. В США медицинская эффективность наркотика признана законной, но в королевстве полагают, что нет научных доказательств лечебного эффекта. Тем не менее, датчане все чаще используют растение в качестве лекарства. Люди полагают, что марихуана облегчает боль, судороги, посттравматический стресс, тики, ригидность мышц и эпилепсию. «Три года назад я получил диагноз артрит» — рассказывает мужчина — «После того, как врачи пытались убить меня таблетками, я пришел к мысли о необходимости применить калифорнийский медицинский каннабис».
Он придумал свой собственный рецепт из корней, листьев и сканка, которые варит час в молоке. Худощавый хиппи по-прежнему считает, что марихуана может быть опасным наркотиком — ведь в юности он сам нередко злоупотреблял и чувствовал себя «буквально на крючке». Недавно в автономии начали продавать масло каннабиса, разливаемое в крошечные бутылочки ценой в 70 евро. Основные потребители, отмечает директор фирмы по производству масла Генри Винсент, это онкологические больные и люди с рассеянным склерозом, артритом и псориазом. Он уверен, что использование наркотика в таких целях позволит Христиании встать на путь исправления, заново пережив обновление.
Продажа масла также нелегальна, но это не смущает нескольких пришедших пенсионерок, прочитавших в Сети о медицинских свойствах вещества. Одна из старушек рассказывает: «Я наливаю масло в чайную ложку и принимаю, как рыбий жир». В стране, по подсчетам медиков, около 30 тысяч наркозависимых — героин, экстази и анаша. По словам большинства собеседников, в королевстве почти все пробовали каннабис хотя бы разок. Исследовательский центр алкоголя и наркотиков сообщил, что учитывая количество любителей гашиша, их нельзя назвать маргинальной группой. Потребители, согласно статистике, есть во всех социальных группах — курят и мужчины, и женщины. Большой процент делает это регулярно, чаще всего молодежь.
Государство также рассчитывается на реабилитацию Христиании и ее жителей. Здесь есть социальные службы, которые пытаются помочь людям, у которых проблемы с наркотиками. В полумиллионом Копенгагене насчитывают пять тысяч наркозависимых, полторы тысячи из них зарегистрировались и теперь получают субсидируемое государством лечение. В Христиании также существуют группы взаимопомощи для пристрастившихся к марихуане. Кроме того, во всем Копенгагене действуют организации «Уличные юристы» и «Джунгли города», которые помогают молодым людям с зависимостью.
«Христиания — это не только история о наркотиках», утверждает работник Christiania Folkeaktie Таня Беорн Забелл.
Разъезжая по городу на роликах, белокурая девушка рассказывает, что здесь живет множество людей, которые не используют гашиш. За Пушер-стрит виднеется совсем другая Христиания. Фактически это небольшая деревня, зажатая со всех сторон современным мегаполисом, словно индейская резервация последних идеалистов. Здесь живет тысяча человек, треть из них дети. «Большая часть того, что происходит в коммуне, не имеет ничего общего с наркотой — например, детский сад, андерграундная телерадиостанция, фруктовый сад, йога в скверах, веломастерские, репетиционные базы, кузница, уличный театр и банк взаимопомощи». 33-летняя дочка местного коммуниста, стажировавшегося в былые годы по партийной линии в СССР, занята распродажей акций Христиании. Их можно приобрести для поддержания жизнедеятельности проекта — только за первый день фандрайзинга собрали 135 тысяч евро.
Сейчас она отправилась в составе каравана из нескольких фургонов в тур по Европе и Африке, чтобы рассказать о феномене Свободного города. Днем по городку шагают клоуны и циркачи, на ночь зависает молодежь, которую никто не ждет дома. К их услугам скейт-парк, вегетарианская забегаловка Morgenstedet, десятки кафе и баров. Все лето проходят бесплатные концерты — джаз, панк-рок, хип-хоп. Именно поэтому остров является четвертой по популярности туристической достопримечательностью датской столицы — до памятника печальной Русалки Андресона ему пока далеко.
Реанимация известного района занимает и местных чиновников, пытающихся вникнуть в проблематику заповедника далеких 60-ых. Недавно мэр столицы Френк Йенсен озвучил способ, как развязать гордиев узел. Еще будучи министром юстиции королевства, он вынашивал план провести эксперимент с контролируемой легализацией марихуаны, как, например, в Колорадо и еще 20 штатах. Однако дважды его предложение было отклонено правительством. Градоначальник требует отдать легалайз на откуп муниципалитетам, чтобы выбить почву из под ног криминалитета. «Мы оставляем всю торговлю им. Политика нулевой толерантности сталкивается с черными дырами, где открыто продают анашу!». Собственное предложение Йенсен сравнивает с открытием сети центров для инъекций, где реабилитируемым выдают чистые шприцы и замещающий героин метадон. Сейчас городской совет предложил сделать столицу тестовой площадкой.
Они надеются, что контролируемая продажа лишит молодежь возможности приобрести наркотик. С ним согласны и многие заседающие в высоких кабинетах соцдеки, они воспринимают Христианию как музей под открытым небом собственной молодости. Даже полицейские, правда, в большинстве своем, в отставке, заявили недавно, что не воспринимают марихуану как действительно опасную вещь. По их словам, вместо сотен облав сотрудники могли бы заниматься более полезными для правопорядка вещами. В ходе недавних выборов жители организовали Список Христиании. Помимо легализация марихуаны с выплатой налогов государству, они ратовали за бесплатный общественный транспорт, большее количество женских туалетов и возможность для людей с доходом ниже среднего остаться жить в центре города, не превращая его в гетто для богатых.
Благодаря длительным усилиям, партийный список вошел в десятку ведущих объединений, но не смог получить места. Сейчас активисты готовятся к новым голосованиям, а пока рассчитывают лоббировать свои интересы через «красно-зеленых» и социалистов. «Значит, еще не время», говорит Отто Вайле — «Большой датской улитке предстоит еще долгий путь, чтобы догнать свободолюбивую улитку из автономной зоны».