С начала очередной волны протестов в Таиланде, вызванных недовольством политикой нынешнего премьер-министра Йинглак Чиннават, вспыхнувших в ноябре прошлого года, погибло уже 10 и пострадало более 500 человек — это обычно первое и зачастую единственное, что сообщается о происходящем в Банкгоке, плюс некоторые подробности относительно мотивов и требований протестующих. Одна из их целей — добиться переноса (что не удалось) или сорвать досрочные парламентские выборы, назначенные на 2 февраля. Туристические сайты на разных языках пестрят предупреждениями разных правительств, предостерегающих своих граждан от посещения Таиланда, пока ситуация не разрешится. И действительно, государство теряет десятки миллионов долларов, не досчитавшись за последние два месяца доброй половины от ожидаемого числа туристов — и это в самый горячий сезон между Рождеством, европейским и китайским новым годом. Однако как же выглядит блокированный город и те, кто его блокировали вблизи?
Хотя протестующие действительно перекрыли ряд улиц и перекрестков в самом центре, Бангкок не производит впечатления города в состоянии транспортного коллапса. Москва во время утреннего и вечернего часа пик смотрится куда безнадежнее.
Тайские протесты традиционно отличает определенная цветовая дифференциация: в 2006-2008 годах это были желтые рубашки, сейчас — белые, а у проправительственного движения красные. В выпусках новостей чаще всего фигурируют протестующие в белых рубашках, стоящие у монументов Победы или Демократии с зажженными свечами — символизирующими исключительно мирные намерения. Но это не те, кого можно встретить в лагерях, раскинувшихся на протяжении нескольких станций одной из линий скоростного поезда в районе дорогих отелей и шопинг-моллов.
Подавляющее большинство протестующих — люди в возрасте (молодежи совсем немного) и на представителей «креативного класса» они не слишком похожи. Футболки у них в основном черные.
Нередко можно увидеть женщин в хиджабах, хотя общее число мусульман в Таиланде не превышает 5%.
Эти люди улыбаются и их вид вызывет улыбку, но они вышли на улицы своего города и не собираются никуда уходить, пока не будут выполнены их требования.
Один из главных символов протестующих — свисток на ленте цветов тайского флага. Другой популярный атрибут — трещотка в виде нескольких пластиковых ладоней. И то, и другое используется для выражения согласия с ораторами, выступающими со сцены.
Если в связи с московскими митингами 2012 года много говорилось о карнавале, то акции в Бангкоке логичнее всего сравнить с ярмаркой. Основной слоган протестующих — «Shutdown Bangkok. Restart Tailand» («Закрыть Бангкок. Перезапустить Таиланд»). И это то, что напечатано на самых разнообразных продающихся в зоне протестов футболках.
Помимо футболок представлены многочисленные, зачастую весьма легкомысленные сувениры с протестной и патриотической символикой. Перекрытые для движения машин улицы, по сути, превращены в пешеходные. Повсюду торговля, палатки с уличной едой, напитками, мороженым. Выставлены лежаки и всем желающим предлагают массаж.
Все фотографируются: участвующие и не причастные к протесту местные на фоне лагеря, туристы с протестующими, протестующие с туристами (в толпе легко можно увидеть белых людей в протестных футболках). Заметив нацеленный объектив фотоаппарата, почти никто не отворачивается и не пытается прикрыть лицо.
Техническое оснащение впечатляет. Установлены огромные экраны с динамиками, транслирующие происходящее на сцене, а также посвященные протестам выпуски новостей. Большую часть времени звучит живая музыка, реже — пламенные речи. Иногда даются комментарии по-английски, призванные донести смысл происходящего до тех, кто не говорит по-тайски.
Полицейских практически нигде не видно, и уж тем более никакого спецназа, готового в любой момент приступить к разгону и никаких автобусов, куда можно было бы загружать задержанных. На входах в торговые центры чаще — местные секьюрити избирательно (и совсем без усердия) досматривают вещи входящих, протестующие сами проверяют проходящих на их территорию, в том числе при помощи ручных металлоискателей. Но повсюду без труда можно найти лазейки, позволяющие пересечь границу между оккупаем и помпезными шопинг-моллами не привлекая ничьего внимания.
Кстати, примечательно, что английский вариант статьи на википедии, посвященной текущим событиям озаглавлен «2013–14 Thai political crisis», тогда как русский — просто и незамысловато — «Беспорядки в Таиланде в 2013 году». Однако уж чем (ярмаркой, оккупаем, музыкальным фестивалем), но беспорядками, несмотря на усилия тех, кто открывает стрельбу или бросает гранаты, это точно не назовешь.