Король Испании 2 мая распустил Генеральные Кортесы и в одной из ведущих стран юга Европы объявлены досрочные парламентские выборы. Левые силы Испании готовятся к ним с большой ответственностью.
Здесь следует напомнить, что досрочные выборы стали реальностью в силу тупикового положения в нижней палате испанского парламента – в Конгрессе депутатов. Ведь после предыдущих выборов 20 декабря прошлого года там сложилась по существу патовая ситуация. Испанская политическая система потеряла стабильность и управляемость. Резкое падение популярности двух больших игроков (консервативной Народной партии (НП) и Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), а также «электоральное цунами», позволившие сформировать значительные депутатские группы новичкам испанского парламентаризма – радикальной левой партии «Подемос» («Мы можем») и либеральной партии «Сьюдаданос» («Граждане») – всё это и привело в итоге к неработоспособному парламенту.
Более трёх месяцев в стенах кортесов шли напряжённые переговоры, но в совершенно новой для себя политической реальности лидерам ведущих партий не хватило талантов договориться. Ни идея «большой коалиции» «конституционалистских» партий, ни социал-либеральный прожект, ни возможность левого кабинета при поддержке националистов (сепаратистов) не прошли. Что ж тут оставалось молодому королю? Только призвать испанцев на очередное голосование!
Следует сказать, что сегодня мы наблюдаем весьма интересную фазу, когда внутри испанской левой одновременно сосуществуют как центробежные, так и центростремительные процессы. Что особенно интересно, эти тенденции могут сообща наблюдаться даже применительно к одной и той же партии! Возьмём, к примеру, ИСРП.
Социалисты, несмотря на существенные электоральные потери, набрав в декабре 22% голосов, всё же сохранили за собой статус второй по влиянию политической партии королевства и первой по силе левой партии Испании.
Именно ИСРП и конкретно её 44-летний генеральный секретарь Педро Санчес объективно оказались в центре всех внутрипарламентских переговоров по формированию кабинета. Но социалисты, сразу отвергнув предложение о «большой коалиции», очень желая получить для своего генсека должность премьер-министра, безуспешно попытались усидеть на двух стульях. Они одновременно вели переговоры с «Гражданами» и с левыми фракциями в парламенте. Но если с первыми даже успели заключить правительственное соглашение, то это как раз и подтолкнуло «Подемос» к решению прервать контакты с социалистами. Как говорил мне в Мадриде эксперт от ИСРП Даниель Ятес-Деус, «Педро Санчес очень хотел добиться создания трёхпартийной коалиции в составе социалистов, «Сьюдаданос» и «Подемос», чтобы ИСРП оказалась в ней центром притяжения». Однако соединить радикальных левых и либералов одну правительственную коалицию оказалось невозможно.
И хотя социалисты вновь подтвердили, что и на июньские выборы партийный список поведёт вперед действующий лидер, внутренняя ситуация в ИСРП далека от идеала. Ведь именно на май намечен очередной съезд партии, на котором бросить вызов социал-рефомистскому курсу Санчеса готовятся открытые социал-либералы, олицетворяемые партийными «баронами», главами автономных федераций и исполнительных сообществ; в частности, речь идёт о главе исполнительной власти в Андалусии Сусане Диас, представляющей правый фланг ИСРП и категорически не настроенной даже на гипотетический альянс с «Подемос».
Росту внутреннего брожения в ИСРП объективно способствует и тот факт, что 9 мая после долгих и напряжённых консультаций второй и третий по значимости субъекты испанской левой (а именно «Подемос» и федерация «Объединённые левые», ОЛ) договорились, наконец, о формировании общего альянса на июньских парламентских выборах.
Разумеется, общая коалиционная программа двух ведущих радикальных левых сил Испании является компромиссным и обобщённым документом. Тем не менее, призывая избирателей к решительным переменам в духе социальной, экономической и политической демократии, связка «Подемос»/ОЛ достаточно определённо заявляет о себе как о мощнейшем конкуренте слева от ИСРП, вполне способном обойти социалистов по числу полученных голосов.
Собственно, даже выступая отдельно друг от друга, на выборах в конце 2015 г. «Подемос» стал третьей силой в испанской политике с 20,7% голосов, а ОЛ получили больше 3,7% голосов.
То есть в общем альянсе радикальные левые имеют прекрасный исторический шанс переиграть рабочих социалистов. Коалиционное соглашение стало возможным, как замечает испанский историк Педро Гонсалес, благодаря взаимному компромиссу двух субъектов: «Подемос» отказался от ранних планов интегрировать ОЛ в свою орбиту, фактически растворив коммунистов и их союзников в своей «галактике», тогда как ОЛ согласились с тем, что в объединённом списке их представители займут шестую часть – в строгом соответствии с результатами декабрьских парламентских выборов с точки зрения соотношения «Подемос» и ОЛ. В любом случае, историческое значение достигнутого компромисса для левого движения Испании, да, пожалуй, и всей Европы, велико.
Очевидно, что текущий месяц должен ещё ответить на ряд важных вопросов, в частности о месте в едином радикальном левом списке «национальных составляющих». Речь идёт о тех ассоциированных с «Подемос» объединениях (в частности, в Каталонии, Валенсианском сообществе и Галисии), результативный успех которых гарантировал федеративному списку «Подемос» 20 декабря 27 парламентских мандатов из 69. Тут не всё так просто, потому что амбиции левых регионалистов на местах достаточно высоки. Но очевидно, как отмечает один из руководителей левого крыла «Подемос», профессор Хайме Пастор, что «и «Подемос», и «Объединённые левые» сделают всё возможное, чтобы договориться с независимыми автономными левыми образованиями и не допустить конкуренции с ними на всеобщих выборах».
Но даже если общий левый список опередит социалистов в голосах, это не гарантирует ему преимущества над ИСРП в мандатах. Наверное, и говорить о вероятном большинстве у левых и левоцентристов ещё рано, хотя «социальное большинство», как и в декабре, они вполне могут сохранить. Но в любом случае, финальная конфигурация сил в испанской левой во многом будет зависеть и от результатов левых сепаратистских сил, самостоятельно идущих на июньские выборы. Здесь я имею в виду, в частности, такие силы, как «Баскское страновое единство» и особенно партию «Республиканские левые Каталонии» (РЛК). У них, конечно, имеются собственные стратегические цели, но, как отмечает заместитель генерального секретаря Луис Сальвадо, «мы готовы внести вклад в формирование нового прогрессивного большинства без НП и либералов-«Граждан». Здесь следует вспомнить, что в 1936 г., когда объединившиеся в Народный фронт левые силы Испании пришли к власти, на их стороне были каталонские и баскские националисты. Возможно, через 80 лет эта тема не потеряла актуальность.
Впрочем, в отличие от 1936 г., сегодня речь никак не идёт о единстве всей испанской левой. Наоборот, остающиеся до всеобщих выборов недели выявят всю остроту конкуренции и борьбу за гегемонию между ИСРП и союзом «Подемос» и ОЛ.
Ставки весьма высоки и все основные направления левого движения осознают это. В заключение хотелось бы сказать ещё вот о чём. Важным, на взгляд автора, представляется то обстоятельство, что и социалисты, и «Подемос», и «Объединённые левые» демонстрируют приверженность подлинным правилам «прямой демократии» при осуществлении тех или иных действий ИСРП, например, когда речь шла о достижении послевыборного соглашения со «Сьюдаданос», провела внутрипартийный референдум. По уставу партии, и определение генерального секретаря ИСРП пройдёт через механизм внутрипартийного голосования.
В свою очередь, и «Подемос», и ОЛ также в окончательном виде ратифицируют собственный союз посредством одобрения его на внутренних референдумах, в которых принимают участие члены и сторонники этих политических сил. Всё это в действительности говорит о жизнеспособности и креативности испанских левых. А на выборы их поведут достаточно молодые и энергичные политики: лидеру ИСРП 44 года, генсеку «Подемос» Пабло Иглесиасу 37 лет, а главе списка ОЛ Альберто Гарсону и вовсе 30. Все эти факторы внушают надежду на то, что левые силы Испании на июньских выборах могут рассчитывать на усиление позиций.