Наш сегодняшний собеседник – президент Европейского свободного альянса (ЕСА), объединяющего в масштабе Европейского Союза (ЕС) сепаратистские и автономистские партии, Франсуа Альфонси. Кроме того, он один из руководителей Партии корсиканской нации. В нашем интервью речь пойдет об актуальных темах, связанных с деятельностью европейских и корсиканских регионалистов.
Многие европейские специалисты считают, что после неудачи шотландского референдума и отсутствия каких-либо юридических последствий «неформального» плебисцита в Каталонии, активность сторонников новых государственных образований в ЕС пошла на спад.
Я не разделяю эту точку зрения. История борьбы отдельных наций и народов за государственный суверенитет и независимость знает свои приливы и отливы. В политике нельзя все время добиваться одних побед; и наоборот, неудачи сменяет более позитивная полоса. Сегодня мы можем говорить совершенно серьезно и с убедительными доказательствами, что дело продвижения к независимости или большей автономии, которое ведут партии, входящие в Европейский свободный альянс, принимает необратимый характер. В истории часто бывает, что то, что на первый взгляд кажется неудачей, потом превращается в триумф. Это диалектика.
Отрицательный результат референдума в Шотландии добавил сторонникам независимости Шотландии новые голоса и новую поддержку в самых разных демографических группах населения. В Каталонии непризнанный мадридским правительством референдум способствовал политизации широчайших кругов избирателей, многие из которых до этого даже не задумывались о независимости.
Кроме того, майский триумф националистов в Шотландии – это ли не результат нашей плодотворной деятельности и не показатель ли роста настроений в пользу независимости? Если посмотреть на Каталонию, где в следующем месяце пройдут крайне важные региональные выборы, не содействовал ли автономный референдум процессу консолидации сторонников независимости, которые в сентябре – впервые в истории своего сообщества – пойдут на законодательные выборы под лозунгом: «Да, Каталония имеет право на свое государство!»
Я также готов привести иные примеры, подтверждающие мою точку зрения. Посмотрите на случай Фландрии, где ведущая партия Новый фламандский альянс не только играет решающую роль во фламандском региональном правительстве, но уже второй парламентский срок сохраняет статус первой партии в федеральном парламенте и отвечает, среди прочего, за реформу бельгийского государства. Иными словами, я убежден, что народы Европы еще ожидает их подлинная весна, когда творцами своей судьбы окажутся именно они, ответственные за выбор будущего своего народа и потомства.
В чем заключаются цели деятельности и стратегия возглавляемой вами организации, Европейского свободного альянса?
Мы концентрируем свою деятельность на развитии прав народов на самоуправление, гражданских и человеческих прав и свобод, борьбе за повсеместную демократию и торжество права, лучшее управление на различных уровнях, деволюцию власти в интересах более низших уровней и гражданского общества. Также важной целью ЕСА всегда было продвижение культурного и лингвистического разнообразия в Европе и ее странах.
В европейских политических кругах существует неверная трактовка принадлежащих возглавляемому мною Альянсу партий исключительно как «индепендистских» сил.
Если среди нас есть такие движения, как «Шотландская национальная партия» или «Левые республиканцы Каталонии», это не означает, что для ЕСА и его партий-членов существует лишь одна позиция: достижение полной независимости регионов.
Речь может идти в каждом отдельном случае об автономии или подъеме регионального статуса. В ЕСА можно найти такие движения, как Андалузская партия или партия, защищающая интересы коренных жителей Нидерландов – фризов. Они совершенно не ставят перед собой задачи отделения, но требуют проявлять уважение к региональным особенностям своего сообщества или признать национальный статус своего народа. Борьба за самоопределение имеет в каких-то случаях свои лимиты, но во всех случаях она соответствует принятой в Европе концепции защиты прав человека. В общем, ЕСА не представляет собой какого-то централизованного актора; мы убедимся в этом, если попробуем пристально рассмотреть политическую палитру нашего интернационального движения, в котором есть социалистические партии, те, кому ближе либеральная модель общества, или сторонники социал-демократии. Но прежде всего это партии и движения, пытающиеся отстаивать интересы своих народов, наций и регионов.
Я также отмечу еще один нюанс, проясняющий наши позиции. Сегодня вы не встретите в рядах Альянса партий, отстаивающих ксенофобию или расизм.
Мы давно расстались с ними, как было в случае с Фламандским блоком, ныне «Фламандским интересом», или некоторыми ассоциациями в Северной Италии. Наши народы сами на протяжении длительного периода времени страдали от забвения или отрицания их прав, и поэтому мы категорически боремся со всеми проявлениями расизма и подчеркиваем уважение прав и свобод меньшинств и иммигрантов в наших странах и сообществах.
В стенах Европейского парламента депутаты, представляющие ЕСА, заседают в одной группе с «зелеными». Почему именно Европейская зеленая партия (ЕЗП) является вашим привилегированным партнером в ЕС?
Да, когда я сам был депутатом Европейского парламента, то тоже входил в одну группу с «зелеными». Они – та самая политическая семья, которая, как и мы, разделяет общую идею федеративной демократической Европы как Европы регионов. У нас с ними сходные представления о федерализме в Европе, и что очень важно добавить, они борются за федерализм в своих национальных государствах. Мы никому не хотим навязывать какой-то единой модели, но опыт показывает, что федеративное государство способно более успешно генерировать модель демократии, чем унитарное. И, кроме того, федеративные государства приближают нас к идеалу федеративной Европы, признающей права всех наций.
У ЕСА и ЕЗП общий взгляд на то, что касается ценностей политической демократии, самоуправления, разнообразия, отвержения милитаризма и ксенофобии. Наше тесное сотрудничество с «зелеными» в итоге привело к осознанию европейскими экологами всей важности борьбы за региональное самоуправление.
Но есть и другая сторона медали. Постепенно все наши партии — члены ЕСА стали «зелеными».
Когда-то мы у себя на Корсике и в других французских регионах совершенно не занимались экопроблематикой. Но именно по мере того, как происходило сближение с экологистами, мы стали рьяными защитниками окружающей среды, богатства биосферы и противниками ядерной энергетики.
Нашим читателям будет интересно узнать о целях представляемой вами Партии корсиканской нации (ПКН).
Наша партия относится к тому политическому флангу корсиканского национализма, который специалисты называют умеренным. О чем идет речь? Мы исходим из того факта, что корсиканская нация является отдельной и самостоятельной по отношению к французам. В то же самое время мы действуем на Корсике и знаем настроения корсиканцев: жители острова не хотят выхода своих департаментов из состава Французской Республики. Быть корсиканским патриотом, борцом за Корсиканское дело и идти против принципиального мнения нашего народа, мы не можем.
Еще одно замечание. ПКН возникла вследствие объединения различных организаций и политических ассоциаций более десяти лет назад. И ее предшественники, и ПКН твердо отвергли терроризм как политическое орудие. В современной Европе он неприемлем и по моральным, и по социальным основаниям. Поэтому мы ведем решительную пропагандистскую борьбу, чтобы убедить разные фракции Фронта национального освобождения Корсики перейти к мирным способам борьбы. Наша Корсика не должна оставаться последним европейским регионом, куда иностранцы боялись бы приехать из-за угрозы террористических актов.
Итак, ПКН держит курс на фундаментальное расширение политической, экономической и культурной автономии корсиканского региона. Вот уже сто лет как имеет место организационное национальное движение в Корсике, носившее вначале культурно-историческое направление. Возможно, это нелегко понять иностранцу, особенно из федеративной страны, но мы только-только добились через региональную ассамблею принятия закона, согласно которому корсиканский признан вторым официальным языком региона. Этот пример показывает, какой долгий путь иногда проходят национальные движения для достижения своих изначальных целей.
В декабре состоятся выборы в региональные советы Французской Республики. Сегодня наша группа в Территориальной ассамблее составляет 11 из 51 советника. Мы идем со своими союзниками на новые выборы и надеемся увеличить свое представительство и одновременно не допустить победы французской правой, которая традиционно является главной противницей расширения полномочий корсиканского региона. Вообще политическая палитра Корсики крайне разнообразна, во втором туре прошлых региональных выборов были представлены сразу четыре списка! Корсика – единственный регион Франции, где у правящего блока нет твердого большинства в региональном совете. Левые, как и правые силы в регионе раздроблены и находятся сами в постоянных поисках твердых альянсов. Но то же самое мы можем сказать и о националистическом движении. Зато вы найдете на Корсике как организованную силу бонапартистское движение и, наоборот, в отличие от континентальных департаментов, почти не найдете здесь сторонников Национального фронта. Таким образом, специфика деятельности ПКН на Корсике весьма своеобразна и особенна.
Во Франции ваша партия участвует в сети, объединяющей регионалистские партии. Не могли бы вы несколько слов сказать об этом формате?
Да, уже два десятилетия во Французской Республике как децентрализованная сеть действует политическая ассоциация «Солидарные регионы и народы» – как объединение регионалистских и автономистских партий и движений, действующих на Корсике, в Эльзасе, Бретани, Окситании, Савойе, департаментах, где проживают баски и каталонцы. Это левые, левоцентристские или центристские формации, отвергающие парижский централизм. Мы тоже принадлежим к республиканской культуре, но мы отвергаем якобинский унитарный централизм, согласно которому во всей Республике, буквально от Дюнкерка до Бонифачо, должны существовать единые правила и общие нормы, вне регионального, исторического или культурного контекста.
В действительности все французские республики пытались «перемолоть», ассимилировать национальные меньшинства, но это не удалось сделать полностью: бретонец, баск или корсиканец при всей своей любви и уважении к Франции не может быть таким же французом, как уроженец Лилля или марселец. К сожалению, не все французские политики, в том числе из левого лагеря, понимают эту объективную реальность.
Объединение СРН организует постоянные летние университеты, праздники народов – национальных меньшинств, мы наладили продуктивное информационное сотрудничество, взаимодействие между социальными и молодежными организациями в наших департаментах, поощряем взаимный познавательный народный туризм, обмениваемся собственным опытом в развитии местной демократии и защиты окружающей среды своих регионов. Мы пытаемся показать уникальность и разнообразие культур и языков. Конечно, мы разговариваем с товарищами из Эльзаса или Савойи на французском, но общая информация о деятельности партий и движений в рамках СРН распространятся также на национальных языках.
Мы отдаем себе отчет в том, что на данном этапе идея федерализма непопулярна среди французских политиков. Но если мы будем двигаться в сторону новой Республики, уважающей как граждан, так и территориальные общности, неизменно придем к новой степени интеграции. Если мы жаждем Европы как федеративной общности, почему не бороться за федеративную Францию и двигаться в этом направлении? В этом мне видится главная общая задача тех, кто объединен в «Солидарных регионах и народах».
Беседовали Руслан Костюк и Филипп Левандовски